Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений на 2022 год (плановый период 2022-2024)
Семинар предлагает актуальную и структурированную информацию по порядку и практике планирования в 2021 году. Подробно рассматриваются вопросы общей методики и практики планирования, а также нюансы формирования показателей и расчетных обоснований в Плане ФХД в увязке с отражением соответствующих показателей в бухгалтерском учете и на счетах санкционирования.
Вид обучения
Формат обучения
Дата и время
Место проведения
г. Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 266с1, Бизнес Центр Премьер Лига (3 очередь), 4 этаж, из лифта направо. Станции метро «Московские ворота», «Технологический институт», «Обводный канал».
Документы по окончании обучения
Сертификат об участии в семинаре.Что входит в стоимость
Методический материал, кофе-паузы.
Для кого предназначен
Руководителей, главных бухгалтеров и бухгалтеров, специалистов планово-экономических отделов организаций госсектора.
Семинар актуален для бюджетных, автономных и казенных учреждений, финансовых органов и органов власти.
Особенности программы
Отдельное внимание уделяется новым требованиям к осуществлению хозяйственной деятельности, бухгалтерскому учету и отчетности в соответствии с обновленными нормативно-правовыми документами.
В течение 2021 года произошли следующие изменения в части планирования и осуществления финансово-хозяйственной деятельности:
- Бюджетные ассигнования: Новая методика расчета бюджетных ассигнований и обоснований федерального бюджета.
- Электронное актирование: Изменение порядка признания денежных обязательств и новые способы использования информационных систем.
- Внесены изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н.
- Многочисленные изменения Бюджетного кодекса в части регулирования межбюджетных отношения и исполнения бюджетов.
- Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ.
Планирование как ключевая задача управления и контроля финансово-хозяйственной деятельности учреждения содержит специфические элементы, корректное исполнение которых требует понимания действующих требований к предшествующему внутреннему и внешнему контролю, а также многочисленных нюансов бюджетной и внебюджетной деятельности. Семинар предлагает пояснения по особенностям осуществления финансово-хозяйственной деятельности:
- Бюджетная деятельность — выполнение работ/услуг в рамках целевого финансирования, капитальные вложения и иные расходы за счет целевого финансирования. Потребности учреждения для оказания работ/услуг и нормирование материальных расходов. Особенности планирования и учета различных вариантов целевого финансирования.
- Внебюджетная деятельность — платные услуги, доходы от собственности и прочие доходы учреждения. Порядок осуществления платных услуг, требования к определению стоимости платной услуги. Прикладные вопросы формирования себестомости платных услуг и распределения расходов между бюджетной и внебюджетной деятельностью.
Планирование и осуществление финансово-хозяйственной деятельности рассматривается с учетом существующих систем автоматизации. Система «Электронный бюджет» распространяется на учреждения в рамках общероссийской инициативы внедрения автоматизированных систем планирования и контроля деятельности учреждений. Выполнение учреждением требований Федерального казначейства и Министерства финансов РФ требует актуального понимания правил осуществления отдельных элементов хозяйственной деятельности с использованием подсистем «Электронного бюджета»: планирование, принятие и исполнение обязательств, закупочная деятельность. Обозначенные темы рассматриваются и поясняются.
Мероприятие проходит в рамках курса повышения квалификации:
Программа обучения
1. Реформы и изменения законодательства в 2021 году.
- Порядок формирования и утверждения ПФХД:
- Изменения в порядок планирования, установленный Приказом Минфина России от 31.08.2018 N 186н, — новая редакция применяется с 10.05.2021 (федеральные учреждения применяли с планирования на 2021 год).
- Поправки в форму ПФХД согласно Приказа Минфина от 02.04.2021 № 53н.
- Прогнозируемые объемы поступлений и планирование негарантированных поступлений. Возможности планирования и действующий порядок.
- Обоснование расходов учреждения в соответствии с нормами трудовых, материальных и иных ресурсов. Применение результатов раздельного учета себестоимости работ/услуг для обоснования общей потребности в увязке с выполняемыми работами/услугами.
- Порядок формирования и утверждения бюджетных смет:
- Изменения в перечень обоснований к сметным показателям, применяемые с 01.01.2021- в соответствии Приказом Минфина от 29.06.2020 № 125н. Состав, порядок формирования и особенности отдельных расчетов.
- Изменения в перечень обоснований к сметным показателям, применяемые с 23.05.2021- в соответствии Приказом Минфина от 26.02.2021 № 30н. Состав, порядок формирования и особенности отдельных расчетов.
- Изменения Бюджетного кодекса:
- Федеральным законом от 01.07.2021 № 246-ФЗ внесены изменения по вопросам регулирования межбюджетных отношений (выделение субсидий, трансфертов из региональных бюджетов местным). Установлены сроки заключения соглашений о финансировании, уточнен перечень МБТ и др.
- Федеральный закон от 01.07. 2021 № 247-ФЗ предусматривает установление дополнительных особенностей исполнения бюджетов в текущем году. В их числе — расширение перечня оснований для корректировки сводной росписи федерального бюджета без внесения изменений в Закон о федеральном бюджете, продление действия норм в части зачисления отдельных доходов в бюджеты регионов.
- Закупочная деятельность:
- Пакет оптимизационных поправок к Закону № 44-ФЗ в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки в основной документ по закупкам вступят в силу с 01.01.2022.
- Внесены изменения в порядок регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Приказом Федерального казначейства от 29.04.2021 № 18н.
- Электронное актирование: Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 667 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. № 2050» с 1 мая 2021 установлена для получателей средств федерального бюджета, указанные в отдельном распоряжении Правительства Российской Федерации, и подведомственных им получателей бюджетных средств.
- Эффективный контракт и система оплаты труда:
- Пилотный проект по апробации требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения — Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 № 847.
- Реализация программы совершенствования системы оплаты труда (переход на эффективные трудовые контракты), утвержденной распоряжением Правительства от 26.11.2012 № 2190-р).
- Изменения нормативных актов для администраторов бюджетных средств:
- Приказ Минфина России от 29.03.2021 N 49н «О Порядке формирования и представления главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета обоснований прогноза поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, а также формах представления обоснований прогноза поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета».
2. Бюджетная реформа и системы контроля — влияние на управление хозяйственной деятельностью учреждения.
- Сущность и приоритеты бюджетной реформы — управление и контроль хозяйственной деятельности учреждений госсектора:
- развитие риск-ориентированного подхода к осуществлению внешнего и внутреннего контроля. Особенности целеполагания и планирования контрольных мероприятий. Увязка качества планирования к общему качеству хозяйственной деятельности учреждения;
- переориентация внутреннего госфинконтроля на упреждающий контроль, повышение участия главных распорядителей в системе госфинконтроля в соответствии со стандартами контроля и аудита. Обоснованность плановых потребностей учреждения в увязке с центрами финансовой ответственности, а также увязка поступлений от деятельности учреждения и соответствующих расходов;
- автоматизация процедур внешнего и внутреннего финансового контроля. Инструменты ГИИС «Электронный бюджет». Особенности принятия плановых назначений, обязательств. Прикладные вопросы санкционирования в рамках обновленных в 2021 порядков;
- новые приоритеты для обеспечения общей эффективной деятельности учреждений. Пилотное внедрение контрольных мероприятий, направленных на подтверждение результативности расходов учреждений: целевое>эффективное>результативное.
- Действующая система управления и санкционирования расходованием бюджетных средств:
- дополнительные функции и инструменты контроля органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля: полномочия Счетной палаты РФ, Федерального казначейства, контрольно-счетных, финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований;
- внешний государственный и муниципальный контроль. Обновленный перечень контрольных мероприятий и требований к контролю согласно Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Действующие стандарты контроля и аудита для внешних проверок;
- внутренний финансовый аудит и внутренний финансовый контроль ГРБС. Полномочия, функции и порядок организации контроля;
- внутренний контроль на уровне учреждения. Обязательный характер внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни согласно Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в целях соблюдения требований к исполнению своих бюджетных полномочий. Порядок, способы, процедуры осуществления указанного внутреннего контроля. Учетная политика учреждения в части организации и контроля хозяйственной деятельности.
- Особенности внутреннего аудита в учреждении как способа подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета.
- Автоматизация управления хозяйственной деятельностью учреждения. Подсистема «Планирование». Информационные системы в 2021 году.
- Структура и принцип функционирования системы «Электронный бюджет». Порядок взаимодействия с ГИИС «Электронный бюджет».
- Порядок и требования к работе с подсистемами системы «Электронный бюджет». Планирование, санкционирование, отчетность.
- Планирование ФХД в системе «Электронный бюджет». Форма ПФХД и расчетные обоснования.
- Использование подсистем «Электронный бюджет» для хозяйственной деятельности. План-график и закупочная деятельность. Принятие обязательств. Изменение ПФХД и план-графика при изменении потребности.
- Электронный документооборот. Требования законодательства к организации ЭДО. Порядок отражения ЭДО в учетной политике учреждения.
- Финансовый контроль, мониторинг с использованием системы «Электронный бюджет». Подсистема управления расходами. Формирование и предоставление отчётности по ДО в соответствии с Приказом Минфина России № 221н.
- Особенности размещения информации на едином портале бюджетной системы.
3. Бухгалтерский учет и бюджетная классификация в 2021.
- Бюджетная классификация в 2021 году:
- Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с Приказом Минфина России от 06.06.2019 N 85н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 08.06.2020 N 98н; Приказ Минфина России от 16.11.2020 N 267н.
- Замена Перечня КБК для федерального бюджета (в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2019 N 207н) обновленным Перечнем согласно Приказа Минфина России от 08.06.2020 N 99н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 12.10.2020 N 236н; Приказ Минфина России от 07.12.2020 N 297н (начало действия 02.02.2021).
- Обновленная классификация КОСГУ на 2021 год:
- Руководство по применению классификации операций сектора государственного управления. Порядок применения КОСГУ в соответствии с Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н с учетом изменений НПА: Приказ Минфина России от 29.09.2020 N 222н (в части, действующей с 01.01.2021).
- Применение новых кодов КОСГУ, нюансы обновленных кодов.
- Актуальный рабочий план счетов учреждений госсектора. Изменения основных инструкций и рекомендации Минфин:
- Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н. Обзор требований и соответствующих бухгалтерских проводок. Уточнение порядка изменения кадастровой стоимости с использованием 176 кода, новый порядок переоценки имущества при продаже, новый порядок передачи малоценных объектов ОС и прочее.
- Новые требования к счетам аналитики и порядок их применения. Правила аналитического учета на счетах рабочего плана счетов. Аналитика для доходов будущих периодов. Буквенные обозначения для бухгалтерских счетов нематериальных активов.
4. Изменения в порядке применения первичных документов и регистров бухучета.
- Поправки в Методические указания № 52н, утвержденные Приказом Минфин от 15.06.2020 № 103н:
- Обновление бланков действующих форм и унифицированных документов и методических указаний по применению отдельных форм.
- Электронный документооборот с применением новых регистров учета:
- Применение электронных первичных документов.
- Осуществление централизуемых полномочий и электронный документооборот в централизованной бухгалтерии.
5. Федеральные стандарты — 2021.
- СГС «Нематериальные активы». Понятия, требования и применение в учете. Порядок формирования, принятия к учету и списания НМА.
- Порядок учета объектов неисключительных прав: программное обеспечение, базы данных и прочие. Остатки на счете 401.50.
- Порядок учета сайта учреждения и иных нематериальных активов, ранее не отраженных на балансовых счетах.
- СГС «Выплаты персоналу». Понятия, требования и применение в учете.
- Особенности формирования, использования и коррекции резервов в учете.
- СГС «Непроизведенные активы». Понятия, требования и применение в учете.
- Порядок применения переходных положений к стандарту — принятие к учету объектов на баланс в межотчетный период.
- Порядок применения стандарта к земельным участкам, переданным в бессрочное пользование учреждениям (органам власти), учитываемым на счете 10300.
- СГС «Затраты по заимствованиям». Особенности отражения заемного финансирования в Плане ФХД.
6. Общий порядок и требования к осуществлению учреждением планирования ФХД.
- Порядок составления, согласования и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Правила составления Плана ФХД бюджетного/автономного учреждения в соответствии с Приказом Минфина России от 31.08.2018 г. № 186н.
- Особые правила для федеральных учреждений (Приказ Минфина России от 17.08.2020 N 168н).
- Разграничение функций учредителя и учреждения при составлении, утверждении и изменении плана финансово-хозяйственной деятельности.
- Формирование плана финансово-хозяйственной деятельности в системе «Электронный бюджет». Проблемы планирования и варианты решения.
- Актуальные требования к применению бюджетной классификации при планировании. Особенности применения Приказа Минфина России от 06.06.2019 № 85н. Порядок планирования доходов по кодам подвида доходов.
- Нюансы планирования в 2021 г. Взаимодействие с учредителем. Вариативность отражения показателей в плане финансово-хозяйственной деятельности в зависимости от решения учредителя. Применение стоимостей единицы услуг и иных нормированных показателей для составления расчетных обоснований. Нормирование как инструмент планирования. Способы нормирования расходов.
- Порядок планирования отдельных показателей. Особенности планирования налогов, уменьшающих доходы учреждения (НДС, НП).
- Порядок внесения изменений в План ФХД и в расчетные обоснования; случаи, при которых можно не вносить изменения в расчетные обоснования к Плану ФХД.
7. Прикладные вопросы планирования и практика формирования расчетных обоснований.
- Методы и практика планирования в 2021 г. Нюансы формирования показателей плана финансово-хозяйственной деятельности. Порядок применения правила временной определенности при кассовом методе планирования. Правила отражения в плане финансово-хозяйственной деятельности негарантированных поступлений.
- Требования к форме и порядку составления плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного учреждения) в 2021 году.
- Порядок подготовки расчетных обоснований при планировании. Требования к расчетным обоснованиям доходов и расходов. Порядок составления таблиц расчетных обоснований. Практика формирования расчетных обоснований по доходам.
- Планирование доходов учреждения. Порядок включения ожидаемых поступлений в план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
- Методика и практика учета и планирования расходов учреждения.
- Практика формирования расчетных обоснований по расходам. Закупочная деятельность и применяемые методы расчета стоимости.
- Прочие практические нюансы планирования финансово-хозяйственной деятельности.
8. Порядок планирования, бухгалтерского учета и учета на счетах санкционирования.
- Порядок отражения хозяйственных операций учреждения в бухгалтерском учете, счетах санкционирования и плановых показателях. Практика отражения типовых хозяйственных событий.
- Влияние ФСБУ «Доходы» на требования к учету доходов.
- Учет доходов, расходов и финансового результата от субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания
- Порядок учета целевых субсидий, безвозмездных поступлений, штрафов и т.д. Особенности получения субсидий на конкурсной основе.
- Особенности учета и планирования для долгосрочных договоров оказания услуг.
- Субсидии на цели капитальных вложений: порядок планирования и учета в учреждениях.
9. Внебюджетная деятельность учреждений: особенности учета и налогообложения
- Определение видов приносящей доход деятельности и порядок их включения в План ФХД учреждений.
- Порядок и возможности осуществления платных услуг учреждением.
- Особенности формирования доходов, расходов и финансового результата при оказании платных услуг (работ).
- Нормирование и иные инструменты для определения стоимости платной услуги.
- Формирование себестоимости услуги, особенности раздельного учета и ограничения на включение затрат на объекты, одновременно участвующие в бюджетной и внебюджетной деятельности.
- Особенности учета и налогообложения при осуществлении внебюджетной деятельности.
- Учет операций по реализации товаров и готовой продукции.
- Особенности отражения доходов, расходов и определения финансового результата от сдачи в аренду имущества в соответствии с СГС «Аренда».
- Отражение грантов, пожертвований, благотворительной помощи в бюджетном учете учреждений в соответствии с СГС «Доходы»
- Порядок учета штрафных санкций, полученных в результате нарушения контрагентами договорных обязательств.
- Порядок отражения операций по реализации имущества.
- Особенности определения налоговой базы по НДС и налогу на прибыль во внебюджетной деятельности учреждений.
10. Отчетность об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности и порядок применения ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности».
- Состав бюджетной информации в отчетности. Требования и условия представления бюджетной информации в отчетности в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2018 г. № 37н.
- Порядок составления отчета об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737). Отражение в отчете нетипичных операций. Возврат дебиторской задолженности прочих лет, исполнение обязательств некассовыми операциями и др.
- Новые требования формирования Справки по заключению счетов (ф. 0503710).
- Особенности планирования и отчетности в рамках национальных проектов. Контрольные точки. Результаты мероприятий. Прочие нюансы отчетности, связанные с планированием.
Преподаватели
Преподаватель
Эксперты по бюджетному учету,
Преподаватель РАНХиГС (Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной службы.