Логистические затраты есть практически у всех компаний. Когда бизнес находится в домашних условиях, все товары можно хранить дома и самостоятельно контролировать их. С развитием компании запасы переедут на склад, потребуется персонал, появятся логистические затраты. Важно оптимизировать складские процессы так, чтобы минимизировать все возможные риски.
Оптимальным решением будет продумать все вопросы ещё при проектировании и оснащении склада. Нужно иметь представление, для каких грузов склад предназначен. Для некоторых категорий продукции понадобится закупка дополнительного оснащения. Например, холодильного оборудования, если ваша деятельность связана с продажей продуктов или общепитом. Затем нужно составить схему расположения стеллажей и запланировать товарооборот.
Есть методы оптимизации издержек при уже запущенных логистических процессах. Их стоит взять на вооружение, когда логистические процессы начинают «пробуксовывать», становится сложнее конкурировать, планируется расширение бизнеса, нужно свести к минимуму транспортные и другие издержки.
1. Начните с устранения узких мест
Текущая «настройки» вашей логистики могут содержать узкие места (проблемные точки, которые замедляют работу системы).
Узкие места в логистике могут быть связаны:
- с нехваткой персонала, плохой подготовкой сотрудников, неправильным распределением обязанностей;
- с накоплением избытков запасов;
- с нехваткой перевозчиков;
- с использованием устаревших технологий и оборудования;
- с наличием различных неисправностей.
Например, необученный отдел приёмки может замедлить распределение продукции. Что в итоге приведёт к недовольству клиентов и снижению продаж.
Накопление запасов приведёт переполненным складским помещениям, нехватке мест для новых отгрузок, порче хранящейся продукции (особенно актуально для продуктов питания).
Наличие узких мест может привести не только к техническим проблемам и снижению эффективности, но и послужить источником демотивации сотрудников, стрессам и внутренним конфликтам.
В целях увеличения производительности и эффективности все узкие места необходимо выявить и устранить. Поскольку узкие места могут возникнуть в любом месте рабочего процесса, важен постоянный мониторинг и сбор обратной связи.
2. Используйте систему «точно в срок» (JIT)
Just-in-Time или JIT — это стратегия управления и оптимизации поставок, которая основана на принципе минимального перемещения и хранения транспортных и складских грузов.
Все необходимые материалы, компоненты и товары поставляются в нужное время и в нужных количествах, без накопления запасов на складах.
JIT — стратегия позволяет:
- улучшить общую логистику;
- свести к минимуму затраты на грузоперевозки, хранение и контроль качества;
- сократить количество отходов;
- эффективнее использовать оборудование;
- вовремя выполнять заказы клиентов;
- улучшить реакцию на изменения рынка.
Современные технологии и информационные системы способствуют более эффективному использованию концепцию JIT. Например, позволяя точнее спрогнозировать потребность в материалах.
3. Подумайте о применении робототехники и искусственного интеллекта
Цифровые решения упрощают решение повседневных задач. Логистика не исключение. На складе можно роботизировать рутинные задачи. Например, маркировку упаковок. Процессы, связанные с укладкой на поддоны и снятием с поддонов объектов.
Современные решения на основе ИИ в логистике позволяют:
- прогнозирование потребительских тенденций и работать на упреждение, чтобы избежать дефицита и избытка необходимых товаров на складах.
- выбирать транспортные маршруты и наиболее эффективные перемещения для поставки грузов и доставки заказов. ИИ корректирует маршруты в режиме реального времени в случае возникновения каких-либо инцидентов.
- проводить инвентаризацию в режиме реального времени, мгновенно оформлять заказы на поставку и точно отслеживать заказы.
Внедрив чат-боты на основе ИИ, можно детально проинформировать клиента, запрашивающего информацию о местонахождении его товара.
4. Внедрите ERP — систему
Компаниям, стремящимся к расширению деятельности, повышению эффективности работы и улучшению качества обслуживания клиентов, не обойтись без ERP (Enterprise Resource Planning).
Логистическая ERP-система позволит оцифровать всю деятельность компании, обеспечить автоматизацию и интеграцию всех бизнес-процессов в единую систему. В логистике это:
- управление грузовыми потоками;
- организация складского хранения;
- складской учёт;
- закупки и продажи.
Контролировать этапы работ можно в режиме реального времени.
В результате ускоряются процессы сбора и обработку информации. Сотрудники компании оперативнее принимают решения на основе актуальных данных. Снижаются риски ошибок, повышается уровень обслуживания клиентов.
5. Используйте систему WMS
Управлять ежедневными складскими операциями, от приёмки и учёта до момента, когда товары и материалы покинут склад, поможет программное решение WMS (Warehouse Management System).
Управление всеми складскими операциями осуществляется через единый интерфейс. Система интегрируется с другими инструментами: RFID (системой радиочастотной идентификации через метки), AR (устройствами дополненной реальности), а также системами управления перевозками (TMS), программным комплексом ERP и логистическим ПО.
WMS позволяет мгновенно получать информацию о местоположении товаров, остатках и других необходимых характеристиках.
Также WMS позволяет адресно назначать задачи сотрудникам (исходя из территориальной близости, квалификации, должности и т.п.), оптимизировать время в пути в пределах склада, составлять графики, прогнозировать потребность в персонале.
Оснащённый такой системой склад получает преимущества в работе и обслуживании клиентов. Снижаются потери времени при выполнении складских операций, оптимизируется складское пространство, сокращаются связанные с человеческим фактором ошибки, повышается производительность.
Есть несколько версий WMS систем управления складами:
- со стандартными опциями — для небольших предприятий;
- специально созданные, настраиваемые — для крупных предприятий со сложной индивидуальной системой;
- адаптируемые — для средних и крупных компания, не создающих чрезвычайно сложные товары, которые могут подстроиться под требования рынка и пользователя.
Данные WMS можно получить в любое время и в любом месте посредством облачных систем.
Для достижения большей эффективности, качества и общего совершенства важны в том числе небольшие, но регулярные улучшения. Поощряйте инновации, собирайте и анализируйте отзывы от сотрудников и клиентов. Создайте культуру непрерывного совершенствования, в которой приветствуются, проверяются и оцениваются новые идеи.