Традиционно заказчики по закону о контрактной системе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее – закон № 44-ФЗ) вступают в новый год с очередными изменениями правил работы в сфере государственных и муниципальных закупок.
Разберем наиболее важные изменения, с учетом даты их вступления в силу.
С 1 января 2025 года вступили в силу следующие изменения закона № 44-ФЗ:
- Изменение понятия заказчика: добавлены «иные юридические лица» и «аптечные» АО субъектов РФ.
- Установлено, что все государственные и муниципальные контракты, а также гражданско-правовые договоры по 44-ФЗ должны быть заключены в письменной форме. Напомним, что по Гражданскому кодексу письменная форма сделки – это либо оформление документа, выражающего содержание сделки, на бумажном носителе с подписями уполномоченных лиц, либо совершение сделки с помощью электронных или технических средств, когда эти средства позволяют достоверно определить лицо, выразившее волю; либо заключение договора путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 ГК РФ. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 ГК РФ (например, оплата счета поставщика).
- По-новому раскрыты понятия «национального режима» для иностранных товаров, работ, услуг, и мер, принятых Правительством РФ, когда международный договор позволяет не предоставлять национальный режим иностранной продукции. Предусмотрены единые правила применения запретов и ограничений закупок иностранных товаров, работ, услуг. Вместо условий допуска иностранных товаров с 1 января 2025 г. действуют преимущества для российских товаров в размере 15% ценовой преференции. Подробности применения запретов, ограничений и преимуществ регулирует постановление Правительства РФ от 23.12.2024 № 1875 "О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Данное постановление требует отдельного разбора, но наиболее сложные в исполнении требования описывать характеристики российских (евразийских) товаров при подготовке описания объекта закупки и обосновывать НМЦК в особом порядке, если закупаемый товар попал в перечни для запретов и ограничений, необходимо учитывать с первого дня работы в сфере закупок по закону № 44-ФЗ в 2025 году.
- Новый отчет об объеме закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами, за 2025 год нужно будет разместить в ЕИС до 1 февраля 2026 г. За 2024 год отчет об объеме закупок российской продукции должен быть размещен в ЕИС по «старым» правилам Постановления № 2014 в срок до 1 апреля 2025 года.
- Юридические лица, получающие бюджетные средства с условием соблюдения требований закона № 44-ФЗ (например, автономные некоммерческие организации, хозяйственные общества, получающие бюджетные субсидии или бюджетные инвестиции), перечислены в числе заказчиков, обязанных соблюдать нормы закона № 44-ФЗ в части определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения контрактов, мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок.
- Расширен перечень заказчиков, осуществляющих закупки закрытыми способами: добавлены закупки ГК «Роскосмос» и подведомственных организаций; заказчиков, получающих бюджетные субсидии и инвестиции с условием о применении закрытых способов закупок; организаций, проводящих закупки по переданным полномочиям от организаций, проводящих закупки закрытыми способами.
- При подготовке отчета о закупках у СМП и СОНО необходимо будет исключать закупки в случаях, установленных Правительством РФ.
- Исключено упоминание и требование достижения минимальной доли закупок российских товаров.
- Расширен перечень случаев заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в упрощенной письменной форме (добавлены контракты, заключаемые в случае «аварии», на преподавательские услуги и некоторые другие).
- Информацию об установленных в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ запретах, ограничениях или преимуществах в извещении необходимо указывать в отношении каждой позиции закупаемых товара, работы, услуги.
- Вступила в силу часть 14 статьи 93 закона № 44-ФЗ о заключении контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в электронной (структурированной) форме с применением электронной приемки. С 1 января 2025 г. действует право заказчиков и поставщиков заключить контракт в «цифровой» форме, с неограниченным количеством протоколов разногласий и возможностью отказа от заключения контракта. С 1 апреля 2025 г. и с 1 июля 2025 г. для отдельных случаев закупок у единственного поставщика будет действовать обязанность по заключению контрактов в электронной (структурированной) форме. У поставщика (подрядчика, исполнителя) в личном кабинете ЕИС появился функционал не только для заключения контракта, но и для отказа от заключения контракта, формирования протокола разногласий. Автоматический отказ от заключения контракта будет сформирован системой по истечении 5 рабочих дней с даты поступления проекта контракта/доработанного проекта контракта.
- Для отдельных контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) разрешены любые изменения (пп. 1, 3, 8, 21, 22, 23, 29, 32, 34, 40, 41, 46, 51, 52, 56, 59 и 62 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ – перечень расширен за счет контрактов в сфере мобилизации, обороны, безопасности, охраны, внешней разведки и некоторых других).
- Для дополнительных соглашений о замене товара на товар с улучшенными характеристиками предусмотрено исключение, когда замена на товар с другой страной происхождения запрещена статьей 14 закона № 44-ФЗ.
- До 1 января 2026 года продлено право заказчика осуществлять закупку, предметом контракта по которой одновременно являются подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
- До 1 января 2026 года можно закупать оборудование, предусмотренное проектной документацией, одновременно с закупкой строительных работ.
- До 1 января 2026 года продлена возможность заключать дополнительные соглашения об изменении любых существенных условий контрактов по решению органа власти, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
- До 31 декабря 2025 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика изменяется предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%.
- НЕ ПРОДЛЕНА на 2025 год антикризисная мера в виде права заказчиков не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.
С 1 марта 2025 года вступает в силу новая редакция КоАП в части ответственности за нарушения в сфере закупок.
В частности, по многим составам вводится возможность применения административного наказания в виде предупреждения.
Наиболее распространенный в практике состав административного правонарушения, связанный с ненадлежащим размещением или неразмещением информации в ЕИС (кроме реестров ЕИС) будет регламентирован следующим образом:
Часть 5 статьи 7.30.1 КоАП: Нарушение установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 9 настоящей статьи, либо неразмещение информации и документов в нарушение порядка, установленного законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 9 настоящей статьи,
-
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 10000 рублей.
Часть 6 статьи 7.30.1 КоАП: Действия, предусмотренные частью 5 настоящей статьи, повлекшие необоснованное ограничение количества участников закупки,
-
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 % НМЦК, но не менее 10000 и не более 50000 рублей.
С 1 апреля 2025 года:
- Соглашение об изменении условий контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием ЕИС (в структурированном виде). По разъяснениям представителей Федерального Казначейства, эта опция будет действовать по «цифровым» контрактам, по которым ранее не были заключены дополнительные соглашения «на бумаге».
- Соглашение о расторжении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур, заключается с использованием ЕИС. Согласно презентации Федерального Казначейства, соглашение о расторжении контракта будет формироваться в форме прикрепленного файла с заполнением экранных форм.
- Поставщик (подрядчик, исполнитель) получит право и функционал в личном кабинете ЕИС не только подписать дополнительное соглашение, соглашение о расторжении контракта, но и отказаться от подписания, сформировать протокол разногласий. Автоматический отказ от заключения допсоглашения будет сформирован системой по истечении 5 рабочих дней с даты поступления проекта.
- Становится обязательной структурированная электронная форма контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заключаемого по пунктам 2, 6, 6.1, 11, 12, 54 и 55 части 1 статьи 93 Закона № 44 ФЗ.
С 1 июля 2025 года:
- Заключение контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 Закона № 44 ФЗ (когда заявок не было или все заявки были отклонены) должно осуществляться в «структурированной» форме в ЕИС.
- Уведомление контрольного органа о заключении контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 6, 6.1, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, должно осуществляться с использованием функционала ЕИС.
С 1 января 2026 года вступят в силу очередные долгожданные оптимизационные поправки, некоторые из которых «временно» будут действовать уже с 1 января 2025 года (логику такого подхода объясним на обучающих мероприятиях УМЦ «Финконт»):
- Отменяется ограничение годового объема закупок способом электронного запроса котировок.
- Участник закупки вправе подтвердить свое соответствие требованиям лицензирования, членства в СРО путем направления оператору электронной площадки адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены подтверждающие информация и документы в открытых общедоступных реестрах. Информация о соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 закона № 44-ФЗ может быть включена участником закупки в декларацию в составе заявки с указанием адреса сайта или страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещены общедоступные подтверждающие информация и документы.
- Антидемпинговые меры будут применяться, если в извещении (документации) установлено требование обеспечения исполнения контракта.
- В случае, если заказчик не может определить при размещении извещения необходимое ему количество товара (объем работ, услуг), в извещении нужно будет указать, что сроки исполнения отдельных этапов исполнения контракта определяются на основании заявок заказчика в порядке, предусмотренном контрактом (со ссылкой на часть 24 статьи 22 закона № 44-ФЗ). Сроки исполнения и цену отдельных этапов исполнения контракта в этом случае в извещении указывать не требуется!!!
- Определен порядок заключения контракта в «цифровой» форме с использованием функционала ЕИС с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе предусмотрены неограниченное количество протоколов разногласий с указанием положений проекта контракта, в отношении которых возникли разногласия; возможность отказа поставщика от заключения контракта (норма будет действовать уже в 2025 году).
- Вступит в силу часть 15 статьи 93 закона № 44-ФЗ, в которой буквально указано следующее: «В пределах ограничений годового объема закупок и цены контракта, установленных пунктами 4, 5 и 28 части 1, частью 12 настоящей статьи, может быть заключено несколько контрактов в отношении однородных либо идентичных товаров, работ и (или) услуг.». Запрета «дробления» закупок, как и его разрешения, в законе № 44-ФЗ по-прежнему нет.
- Дополнена статья 111.4 закона № 44-ФЗ об особенностях осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами, подробной регламентацией случая, когда проводится совместный электронный конкурс для обеспечения нужд двух и более заказчиков одного субъекта РФ и (или) заказчиков муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ (соответствующие правила будут действовать и в 2025 году).
С 1 июля 2026 года в реестр контрактов ЕИС будут включаться все контракты, заключенные по 44-ФЗ, кроме контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 и содержащих сведения, составляющие государственную тайну. При этом Правительство установит особенности включения в реестр контрактов информации о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44 и 46 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ, и прилагаемых к ним документов, размещения таких информации и документов на официальном сайте.
Подробно разберем изменения в сфере закупок в 2025 году и ответим на вопросы слушателей на наших образовательных мероприятиях: