В 2021 году в России продолжается переход к ценовым зонам теплоснабжения. Поставщикам электроэнергии придётся столкнуться с рядом новшеств, касающихся тарифов, ценообразования, ответственности Единой теплоснабжающей организации (ЕТО). Какими будут новые тарифы 2021 год для обычных потребителей и для юридических лиц, как изменится механизм ценообразования и порядок заключения договоров с поставщиками тепла, рассмотрим в нашей статье.
Как рассчитываются тарифы на тепло в 2021 году
Тарификация теплоэнергии в 2021 году зависит от того, относится регион к ценовой зоне теплоснабжения или нет. В первом случае тариф рассчитывают путём прямой калькуляции на производство ресурса. Во втором — цену устанавливают по механизму «альтернативной котельной». Нужно учесть возможную стоимость тепла, которое производится на альтернативном источнике с использованием технологий, которые наиболее эффективны.
Предельный уровень цены и правила индексации теплоснабжения в ценовых зонах утверждены Постановлением Правительства РФ № 1562 от 15.12.2017.
Ценовая зона теплоснабжения: основные принципы
Ценовая зона теплоснабжения ориентирована на рыночное саморегулирование. Её принцип — потребитель не должен платить больше утверждённого в регионе предельного уровня цены, рассчитанного в соответствии с методом «альтернативной котельной». А вот меньше предельного тарифа цену опустить можно. Всё зависит от объёма инвестиций в систему теплоснабжения, возврат которых обеспечивается за счёт оплаты услуг потребителями по свободной цене. Объём инвестирования определяет ЕТО. Она же ответственна за эффективную работу системы теплоснабжения.
Потребитель может выбрать, каким способом получать услугу: через ЕТО, посредством центрального теплоснабжения или посредством строительства индивидуального теплоисточника. А у ЕТО есть стимул для оптимизации и развития. Для этого нужно установить конкурентную цену на тепло.
Как реализуется метод «альтернативной котельной»
В рамках модели «альтернативной котельной» законом предусмотрен ряд инструментов: ценообразование, соглашение и ответственность.
- Ценообразование. С потребителями услуг теплоснабжения договор заключается по свободной цене (ст. 23.4 Закона теплоснабжении). При этом нужно руководствоваться тремя положениями:
- Цена не должна превышать предельный уровень цены, утвержденный в регионе (уполномоченным органом) по методу альтернативной котельной.
- Дифференциация цен для потребителей должна осуществляться исходя из экономически обоснованных различий (п. 19(3) Правил организации теплоснабжения в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808).
- Муниципалитет и ЕТО могут установить дополнительные гарантии для граждан по сдерживанию роста цены, которые обеспечат плавный рост договорной цены до уровня цены альтернативной котельной (ч. 17 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении и Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 № 860).
Как действовать в случае, когда стороны не могут договориться о свободной цене, законом не предусмотрено. Эксперты полагают, что в таком случае ЕТО скорее всего придётся доказывать экономическую обоснованность цены перед антимонопольным органом или через суд.
- Соглашение. ЕТО и муниципалитет должны договориться, как теплоснабжающая организация будет исполнять свои обязательства. Это могут быть банковские гарантии, страхование риска ответственности с использованием иного способа обеспечения, предусмотренного ГК РФ (ч. 16 ст. 23.13 Закона о теплоснабжении). Также подписывается соглашение о выполнении мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения.
Муниципалитет должен контролировать надлежащее исполнение соглашения.
- Ответственность. За услуги ненадлежащего качества ЕТО должна снизить потребителю размер платы по договору.
Порядок снижения качества услуг регламентирован законодательством (приложения № 1 и 2 Правил теплоснабжения).
За что несёт ответственность ЕТО:
- За некачественное обслуживание (ст. 23.9 Закона о теплоснабжении). Предусмотрены штрафы в пользу потребителей.
- За неисполнение предписания муниципалитета об устранении нарушений в части качества. Предусмотрены штрафы до 1 млн. руб. (в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ).
Проверить и зафиксировать нарушения следует в течение 2-х часов с момента сообщения. В течение суток составляется соответствующий акт (п.п. 124 (10), 124 (11) Правил теплоснабжения).
Как перейти на метод «альтернативной котельной»: алгоритм
Каждое муниципальное образование самостоятельно решает, переходить на механизм «альтернативной котельной» или нет. Алгоритм перехода состоит из четырёх этапов.
- Оценка особенностей рынка теплоснабжения, проработка ценовых последствий. Это задача муниципалитета и ЕТО. При положительном решении нужно заручиться поддержкой органов власти субъекта и подать в Министерство энергетики РФ заявление об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.
- Проверка документов и оценка последствий для региона. Это совместная задача Минэнерго, Минстроя и ФАС. Далее ведомства формируют предложение об отнесении (или не отнесении) муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения для Правительства РФ.
- Переходный период. Начинается в случае одобрения предложения Правительством РФ. В течение переходного периода сохраняется прежнее ценовое регулирование (ст. 2, ч. 4 ст. 23.3 Закона о теплоснабжении).
- Актуализация схем и согласование нерегулируемой цены на тепло с потребителями и подписание соглашения. На данные процедуры даётся семь месяцев.
Внедрённой новая модель теплоснабжения считается с момента утверждения предельного уровня цены на теплоэнергию с тарифным органом субъекта РФ.