По данным Следственного комитета РФ и прокуратуры за 2020 год в России выявили более 16 000 коррупционных преступлений в отношении 7,4 тысяч обвиняемых. А ущерб от коррупции по уголовным делам превысил 45 миллиардов рублей.
По данным Следственного комитета РФ и прокуратуры за 2020 год в России выявили более 16 000 коррупционных преступлений в отношении 7,4 тысяч обвиняемых. А ущерб от коррупции по уголовным делам превысил 45 миллиардов рублей.
По данным Следственного комитета РФ и прокуратуры за 2020 год в России выявили более 16 000 коррупционных преступлений в отношении 7,4 тысяч обвиняемых. А ущерб от коррупции по уголовным делам превысил 45 миллиардов рублей.
Напомним, граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут следующую ответственность:
Уголовную |
ст. 201, 204, 204.1, 204.2, 285, 290-291.2 УК РФ. |
Административную |
ст. 19.28, 19.29 КоАП РФ. |
Гражданско-правовую |
ст. 16, ст. 1069, ст. 1070 ГК РФ. |
Дисциплинарную |
ст. 22 и 192 ТК РФ. |
Органы государственной власти, местного самоуправления и предприятия с госсобственностью несут ответственность за соблюдение антикоррупционного законодательства. Эту сферу регулирует ФЗ-273 от 25.12.2008 (ред. от 16.12.2019).
В начале 2020 года к уголовной ответственности привлекли двух сотрудниц амурского Росреестра, которые с 2015 по 2019 год получали взятки за принятие решений о государственной регистрации прав и внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимого имущества в интересах третьих лиц. Согласно материалам дела, обвиняемые получили более 200 тысяч рублей. Действия одного специалиста квалифицированы по ч. 2 ст. 290 УК РФ, а второго — по п. «в» ч. 5 ст. 290 УК РФ. По данным статьям предусмотрено наказание в виде лишения свободы, крупного штрафа и лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
Реальный срок за коррупцию с отбыванием наказания в колонии строгого режима получил бывший начальник военного госпиталя Благовещенского гарнизона. Суд признал мужчину виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 6 ст. 290 УК РФ. Помимо шести лет лишения свободы экс-начальника на 12 лет лишили права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, на госслужбе и в органах местного самоуправления и конфисковали 9,8 миллиона рублей, полученных в результате совершения преступления.
Это лишь два показательных примера из судебной практики. Чтобы избежать ответственности, организациям стоит заблаговременно прибегнуть к антикоррупционным мерам.
Статьей 13.3 Закона «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупционных правонарушений. Обязанность распространяется на все организации — вне зависимости от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности. Материальные и репутационные потери при нарушении законодательства внушительны
Для профилактики антикоррупционных правонарушений Минтруд разработал Методические рекомендации «Меры по предупреждению коррупции» (утв. Минтрудом 18.09.2019).
В них прописаны положения по внедрению антикоррупционных мер на предприятиях всех форм собственности для:
Работу по профилактике коррупции и предотвращению конфликта интересов можно поручить специальному подразделению. Если организация небольшая — отдельному сотруднику. Например, из отдела внутреннего контроля и безопасности, юридической службы, внутреннего аудита или кадрового управления.
Обязанности организаций изложены в п. 1 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ-273.
Подразделение или ответственное лицо должны выполнять ряд функций.
В государственном органе или организации с госучастием нужно издать приказ о назначении лица ответственного за коррупцию в соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 13.3 ФЗ-273 от 25.12.2008 (ред. от 16.12.2019). Назначается сотрудник, отвечающий за направление информации в реестр лиц, которые уволены в связи с утратой доверия (пп. 3, 4 Положения о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, постановление правительства № 228 от 05.03.2018).
Как выбрать ответственного
Если в организации формируется подразделение по профилактике коррупции, нужно разработать соответствующее положение. Функции подразделения (сотрудников) описывается в:
В остальных случаях распоряжение готовит кадровая служба. Форма произвольная, с соблюдением ГОСТ Р7.0.97-2016 — в приказ о назначении ответственного за противодействие коррупции в организации рекомендуем включить:
Отдельно в распоряжение о назначении ответственного за противодействие коррупционным преступлениям включают положение о невозможности иметь наличие прямого доступа к руководству. Также ответственный за профилактику правонарушений должен быть функционально независим от должностных лиц (подразделений), отвечающих за основные направления деятельности предприятия.
Госслужащих обязали декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту.
С 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах.
Уже с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера:
Внесены изменения в Федеральные законы:
В соответствии с новым Указом и принятым ранее Федеральным законом должностные лица обязаны раскрывать сведения об операциях с цифровыми активами и цифровой валютой в рамках ежегодного антикоррупционного декларирования.
Сперва такую информацию будут подавать только отдельные категории лиц в форме уведомления, в дополнение к справке о доходах, расходах. Кода вступят в силу изменения, касающиеся формы справки, предоставлять информацию обяжут всех декларантов.
В рамках курса слушатели получат полную информацию по вопросам современного обеспечения антикоррупционной политики в бюджетных организациях, организации работы служб по профилактике коррупционных правонарушений, анализ актуальной судебной практики, рассмотрят вопросы антикоррупционного и антимонопольного комплаенса, антикоррупционной экспертизы и методы эффективного противодействия коррупции в бюджетных организациях.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.