Этим мелодичным словосочетанием обозначается внутренний акт с перечнем стандартов и рекомендаций, который принимается каждой крупной компанией для предотвращения возможных финансовых и репутационных потерь, связанных с нарушениями антимонопольного законодательства.
Чем полезно для организации внедрение антимонопольного комплаенса
Есть минимум четыре причины, заставляющие задуматься о практической пользе комплаенса:
- В России существуют законы, направленные на поддержание здоровой конкуренции, защиты экономики от монополизации и прав потребителей от недобросовестности поставщиков товаров и услуг.
- Выполнение этих законов контролируется органами, тщательно следящими за деятельностью крупных игроков на рынках.
- В случае выявления несоответствия работы компании установленным нормам, на нее накладываются внушительные штрафы. Кроме того, информация об этом сообщается в СМИ, что вредит имиджу бренда.
- Благодаря наличию комплаенса компания функционирует так, что к ней не возникает претензий со стороны антимонопольных органов. В этом помогает эффективная оценка системы управления рисками. Сотрудники организуют работу в соответствии с актом и сверяют с его положениями результаты своего труда, устраняют потенциальные нарушения на ранних этапах еще до того, как на них обратят внимание госструктуры.
Чаще всего проблемы выявляются в рекламных кампаниях и акциях. Например, фирмой проводятся недобросовестные розыгрыши призов или аудиторию вводят в заблуждение несуществующими по факту скидками; у покупателя формируют ложные ожидания, а затем продают ему продукцию, не соответствующую заявленному качеству. Антимонопольный комплаенс контролирует качество работы маркетингового отдела и деятельность ключевых сотрудников, ответственных за другие важные бизнес-процессы.
Внедрение антимонопольного комплаенса решает целый ряд актуальных проблем. Ведь за счет него удается не только своевременно найти и устранить нарушения, но и определить круг должностных лиц, по вине которых происходят систематические сбои. Это позволяет руководству пересмотреть кадровую политику, избавиться от неэффективных сотрудников, вредящих общему делу. А оценка системы управления рисками поможет своевременно определить перечень необходимых профилактических мер, нацеленных на снижение вероятности возникновения новых сложностей.
Что должен содержать антимонопольный комплаенс
Какая информация обычно отражается в документе? В Законе № 33-ФЗ «О внесении изменений в постановление „О защите конкуренции“» указано, что антимонопольный комплаенс должен содержать исчерпывающие сведения по таким вопросам:
- Как должна проводиться оценка системы управления рисками, связанными с нарушением антимонопольного законодательства.
- Меры, которые необходимы для снижения рисков, а также порядок и регулярность проведения мероприятий, нацеленных на решение этой задачи.
- Обеспечение контроля эффективности функционирования комплаенса в соответствии с его целями и приоритетами.
- Инструктаж для сотрудников о том, как проводить внедрение антимонопольного комплаенса.
- Перечень должностных лиц, ответственных за исполнение документа, соблюдение указанных в нем норм.
Помимо вышеперечисленных сведений в антимонопольный комплаенс также могут быть включены и другие аспекты. Например, положения, описанные ISO 31000, ISO 19600 или другими успешно внедренными стандартами — как российскими, так и международными.