Более чем 200 медицинских учреждений России присоединились к проекту Минздрава — «Бережливая поликлиника». На сегодня количество медучреждений, предоставляющих медицинскую помощь пациентам в соответствии с концепцией бережливого производства в медицине, неуклонно растет, что обусловлено комплексной оптимизацией больниц, налаживанием эффективного менеджмента.
Финансовые потери со стороны современных предприятия вызваны рядом факторов, включая перепроизводство, длительность ожидания услуги/товара, лишние этапы обработки, дефекты продукции и др. Исключить вероятные неприятности и сделать продукт предельно удобным для клиента призвана концепция бережливого производства, внедряемая сегодня и в медицинской отрасли. Давайте разберемся, до какого уровня удастся вырасти организации, внедрившей принципы бережливого производства в медицине, и что для этого понадобится сделать.
Секрет успеха федеральной программы — в эффективной организации и управлении.
Применение принципов и инструментов бережливого производства в медицине положительно сказывается на уровне удовлетворенности пациентов, их комфорте и безопасности. Комплексная оптимизация больниц не оставляет без внимания и вторую сторону — врачей.
Пять основных задач программы:
- Повысить удовлетворенность пациентов оказываемыми услугами.
- Сделать медицинские услуги доступными.
- Минимизировать временные и финансовые потери.
- Улучшить эффективность работы медработников и менеджмента, в том числе путем обучения медперсонала.
- Организовать рабочие места.
Качественно наладить коммуникацию в связке врач-пациент поможет внедрение бережливого производства в медицине.
Какие ошибки возникают в медицинской практике.
Некачественное обучение медперсонала увеличивает риск допущения им ряда ошибок в оказании медицинской помощи пациентам. Проявлениями неправильного поведения с пациентом становятся:
- ошибки, допущенные на этапе диагностики;
- неоказание медицинской помощи больному со стороны медработника, включая необоснованный отказ;
- ненадлежащее оказание медицинской помощи;
- ошибки при экспертизе нетрудоспособности;
- нарушение прав пациентов;
- несоблюдение санитарно-эпидемиологического режима;
- нарушения ТБ, учета и условий хранения лекарственных средств;
- нарушения в процессе лечения.
Врачебная ошибка представляет собой допущенную медперсоналом небрежность, повлекшую за собой негативные последствия. Такие действия врачей, медсестер, работников лабораторий могут становиться последствием халатного отношения к своей работе и не только. Оптимизация больниц с помощью LEAN-технологий позволяет свести возможные неприятности медицинской практики к минимуму.
Как устранить ошибки с помощью LEAN-технологий.
Обучение персонала и менеджмента в соответствии с новейшими методиками — лишь часть работы. Выделяют несколько значимых принципов, приближающих взаимодействие пациента с врачом к наиболее комфортным показателям:
- Создание врачебного потока.
- Стандартизация каждого вида работы в рамках медицинского обслуживания.
- Визуальное общение с больным.
- Поддержка врачебного персонала на добавленную стоимость времени.
- Минимальное движение в медучреждении.
- Отступление от устаревших принципов оказания медицинской помощи.
Как устроена «бережливая» поликлиника
Принципы бережливой поликлиники нашли применение уже во многих городах России. Главное правило: придя на диспансеризацию или за консультацией, здоровый посетитель должен покинуть поликлинику здоровым, а не больным. Для этого нужно минимизировать потери времени, оптимизировать прохождение поликлиники так, чтобы люди не бегали по длинным коридорам от одного кабинета к другому и не занимали очередь в нескольких местах.
Чтобы сотрудник работал быстрее, любой документ должен быть найден в течение 30 секунд. Регистратура работает по «открытому типу». Так легче складывается коммуникация между персоналом и посетителями. Практика показала, что время на обслуживание сокращается, в среднем, с 10-15 минут до двух. Сотрудникам регистратуры не нужно отвлекаться на телефонные звонки, эту функцию выполняет call-центр.
Оптимизация больниц путем внедрения LEAN-технологии по части организации труда помогает избавиться от большинства проблем, от которых страдают как пациенты, так и медицинский персонал. Внедрение системы менеджмента качества, обучение медработников согласно проверенным методикам, налаживание внутреннего аудита улучшают уровень комфорта как пациента, так и врача.