Будет ли товар (услуга) пользоваться спросом: как определить

Анализировать спрос важно как начинающим компаниям, так и тем, которые «в плавании» довольно давно. Кто знает спрос, тот запросто может уловить изменения покупательских настроений, знает, насколько насыщен рынок товаров и услуг в той или иной нише, ориентируется в новых трендах и может предугадать тактику конкурентов.

Анализировать спрос важно как начинающим компаниям, так и тем, которые «в плавании» довольно давно. Кто знает спрос, тот запросто может уловить изменения покупательских настроений, знает, насколько насыщен рынок товаров и услуг в той или иной нише, ориентируется в новых трендах и может предугадать тактику конкурентов.

Что нужно знать о спросе

Это, с одной стороны, зависимость между ценой товара (услуги) и его количеством, а с другой — уровнем потребности в данном товаре. Спрос зависит от разных показателей: покупательской способности, экономических и политических факторов.

Если вы владеете данными о динамике спроса, то сможете подобрать идеальный момент для расширения или сокращения бизнеса, его переориентации.

Представьте, вы решили открыть магазин товаров для животных. В городе их довольно много. Кроме этого, есть сетевые магазины, которые закупают корма для кошек и собак большими партиями. Благодаря оптовой скидке, они могут держать цены на данную категорию товара на низком уровне. Следовательно, если не найти свежую нишу в выбранном секторе, спрос на вашу продукцию может быть низким.

Вы проводите опрос в соцсетях и узнаёте, что в том районе, где вы планируете открыть бизнес, магазины предлагают товары только для кошек и собак, но у них нет аквариумной продукции. Также у жителей есть спрос на услуги зоогостиницы, которые в вашем городе пока вообще не представлены. Таким образом, благодаря изучению спроса, вы знаете, что в существующем секторе есть две ниши, которые можно занять.

Каким бывает спрос

Спрос можно классифицировать по нескольким критериям (таблица 1).

Таблица 1. Виды спроса

Вид спроса

Особенности

В привязке ко времени

Повседневный

Продукты питания, транспорт, средства гигиены и другие товары и услуги, необходимые людям каждый день.

Сезонный

Товары и услуги, необходимые на протяжении определённого отрезка времени в году. Например, новогодние игрушки, товары для летнего пляжного отдыха, товары для дачи и т.п.

Эпизодический

Такой спрос привязан к событию или инфоповоду. Например, линейки одежды и атрибутики, приуроченные к чемпионату мира по футболу, Олимпийским играм, выходу долгожданного популярного фильма.

С позиции динамики

Ажиотажный (чрезмерный)

Покупатели готовы приобретать больше, чем есть в наличии у продавца. Например, ввиду геополитических событий или очень успешной рекламной кампании.

Импульсный

Здесь играю роль маркетинговые уловки и эмоциональные всплески. Например, шоколад или жевательная резинка во время ожидания в очереди на кассе.

Нерегулярный

Предлагаемые товары и услуги не совпадают по времени с потребностями. Причина — сезонные, ежедневные или недельные перемены в конъюнктуре рынка. Например, пониженный спрос на зимнюю одежду летом, часы пик в общественном транспорте, редкое посещение кинотеатров в дневное время по будням.

Падающий

Актуальность товара падает. Он устарел или сменился сезон.

Отрицательный

Спрос отсутствует. Это конечная точка падающего спроса.

От чего зависит спрос

Уровень спроса зависит от внешних факторов и целевой аудитории — самых частых покупателей товаров и услуг конкретного сектора бизнеса.

В примере с тем же зоомагазином, целевая аудитория — это владельцы животных. Другие показатели зависят от вида, породы питомца, покупательской способности.

Как проанализировать спрос: 4 способа 2022

Чтобы определить уровень спроса можно несколькими способами. Есть как бесплатные, так и затратные варианты (таблица 2).

Таблица 2. Способы определения спроса

Способ

Особенности

Опрос, интервью, фокус-группа

Опрос или интервью можно провести посредством соцсетей и онлайн-опросов, email рассылки или очно в людных местах. Нужно определить, что будет влиять на спрос:

  • мотивация;
  • барьеры;
  • страхи;
  • наличие сопутствующих товаров.

Важно, чтобы опрашиваемые отличались по полу, возрасту, уровню дохода, сфере занятости

Google Trends и Яндекс.Вордстат

Сервисы позволяют узнать количество запросов пользователей по региону, стране в целом. Для точности анализа используйте синонимы, различные формы слов и суммируйте результаты по наиболее популярным вариантам.

Яндекс.Маркет

Позволяет ранжировать товары в зависимости от спроса. Есть карточки для популярных товаров, можно настроить региональный фильтр и посмотреть уровень спроса на каждый товар. Самые популярные запросы также попадают в аналитические блоки — «с этим товаром смотрят» или «вам ещё может подойти». Ещё один критерий — отзывы. Чем их больше, тем более востребована позиция.

Интернет-реклама

Для исследования спроса на новый товар или услугу можно создать сайт-одностаничник или группу в соцсетях. Затем настроить рекламную кампанию. На её основе можно получить статистику по количеству заинтересованных потенциальных покупателей в разбивке по возрастам, географии и т.д.

Чтобы ваш анализ спроса получился более точным, комбинируйте различные методы.

Не менее важно — научиться работать с клиентами. Как сделать работу с клиентами на всём протяжении их жизненного цикла максимально управляемой, прибыльной, долгосрочной и стабильной, как кастомизировать сервисный пакет услуг, чтобы планомерно повышать степень лояльности клиентов, расскажем на семинаре: «Современные технологии клиентского менеджмента».

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/budet-li-tovar-usluga-polzovatsya-sprosom-kak-opredelit/