Анализировать спрос важно как начинающим компаниям, так и тем, которые «в плавании» довольно давно. Кто знает спрос, тот запросто может уловить изменения покупательских настроений, знает, насколько насыщен рынок товаров и услуг в той или иной нише, ориентируется в новых трендах и может предугадать тактику конкурентов.
Что нужно знать о спросе
Это, с одной стороны, зависимость между ценой товара (услуги) и его количеством, а с другой — уровнем потребности в данном товаре. Спрос зависит от разных показателей: покупательской способности, экономических и политических факторов.
Если вы владеете данными о динамике спроса, то сможете подобрать идеальный момент для расширения или сокращения бизнеса, его переориентации.
Представьте, вы решили открыть магазин товаров для животных. В городе их довольно много. Кроме этого, есть сетевые магазины, которые закупают корма для кошек и собак большими партиями. Благодаря оптовой скидке, они могут держать цены на данную категорию товара на низком уровне. Следовательно, если не найти свежую нишу в выбранном секторе, спрос на вашу продукцию может быть низким.
Вы проводите опрос в соцсетях и узнаёте, что в том районе, где вы планируете открыть бизнес, магазины предлагают товары только для кошек и собак, но у них нет аквариумной продукции. Также у жителей есть спрос на услуги зоогостиницы, которые в вашем городе пока вообще не представлены. Таким образом, благодаря изучению спроса, вы знаете, что в существующем секторе есть две ниши, которые можно занять.
Каким бывает спрос
Спрос можно классифицировать по нескольким критериям (таблица 1).
Таблица 1. Виды спроса
Вид спроса
|
Особенности
|
В привязке ко времени
|
Повседневный
|
Продукты питания, транспорт, средства гигиены и другие товары и услуги, необходимые людям каждый день.
|
Сезонный
|
Товары и услуги, необходимые на протяжении определённого отрезка времени в году. Например, новогодние игрушки, товары для летнего пляжного отдыха, товары для дачи и т.п.
|
Эпизодический
|
Такой спрос привязан к событию или инфоповоду. Например, линейки одежды и атрибутики, приуроченные к чемпионату мира по футболу, Олимпийским играм, выходу долгожданного популярного фильма.
|
С позиции динамики
|
Ажиотажный (чрезмерный)
|
Покупатели готовы приобретать больше, чем есть в наличии у продавца. Например, ввиду геополитических событий или очень успешной рекламной кампании.
|
Импульсный
|
Здесь играю роль маркетинговые уловки и эмоциональные всплески. Например, шоколад или жевательная резинка во время ожидания в очереди на кассе.
|
Нерегулярный
|
Предлагаемые товары и услуги не совпадают по времени с потребностями. Причина — сезонные, ежедневные или недельные перемены в конъюнктуре рынка. Например, пониженный спрос на зимнюю одежду летом, часы пик в общественном транспорте, редкое посещение кинотеатров в дневное время по будням.
|
Падающий
|
Актуальность товара падает. Он устарел или сменился сезон.
|
Отрицательный
|
Спрос отсутствует. Это конечная точка падающего спроса.
|
От чего зависит спрос
Уровень спроса зависит от внешних факторов и целевой аудитории — самых частых покупателей товаров и услуг конкретного сектора бизнеса.
В примере с тем же зоомагазином, целевая аудитория — это владельцы животных. Другие показатели зависят от вида, породы питомца, покупательской способности.
Как проанализировать спрос: 4 способа 2022
Чтобы определить уровень спроса можно несколькими способами. Есть как бесплатные, так и затратные варианты (таблица 2).
Таблица 2. Способы определения спроса
Способ
|
Особенности
|
Опрос, интервью, фокус-группа
|
Опрос или интервью можно провести посредством соцсетей и онлайн-опросов, email рассылки или очно в людных местах. Нужно определить, что будет влиять на спрос:
-
мотивация;
- барьеры;
- страхи;
- наличие сопутствующих товаров.
Важно, чтобы опрашиваемые отличались по полу, возрасту, уровню дохода, сфере занятости
|
Google Trends и Яндекс.Вордстат
|
Сервисы позволяют узнать количество запросов пользователей по региону, стране в целом. Для точности анализа используйте синонимы, различные формы слов и суммируйте результаты по наиболее популярным вариантам.
|
Яндекс.Маркет
|
Позволяет ранжировать товары в зависимости от спроса. Есть карточки для популярных товаров, можно настроить региональный фильтр и посмотреть уровень спроса на каждый товар. Самые популярные запросы также попадают в аналитические блоки — «с этим товаром смотрят» или «вам ещё может подойти». Ещё один критерий — отзывы. Чем их больше, тем более востребована позиция.
|
Интернет-реклама
|
Для исследования спроса на новый товар или услугу можно создать сайт-одностаничник или группу в соцсетях. Затем настроить рекламную кампанию. На её основе можно получить статистику по количеству заинтересованных потенциальных покупателей в разбивке по возрастам, географии и т.д.
|
Чтобы ваш анализ спроса получился более точным, комбинируйте различные методы.
Не менее важно — научиться работать с клиентами. Как сделать работу с клиентами на всём протяжении их жизненного цикла максимально управляемой, прибыльной, долгосрочной и стабильной, как кастомизировать сервисный пакет услуг, чтобы планомерно повышать степень лояльности клиентов, расскажем на семинаре: «Современные технологии клиентского менеджмента».