Бухгалтер на производстве 2020: рассматриваем 8 актуальных вопросов

Предприятие - это вид бизнеса, который является сложным не только с организационной точки зрения, но и в плане учета. При ведении бухучета на предприятии нужно учитывать множество нюансов. Рассмотрим все это подробнее.

Предприятие - это вид бизнеса, который является сложным не только с организационной точки зрения, но и в плане учета. При ведении бухучета на предприятии нужно учитывать множество нюансов. Рассмотрим все это подробнее.

1. Какие бывают затраты на производстве?

На любом производственном предприятии затраты можно разделить на две группы: прямые и косвенные. Несмотря на то, что каждое предприятие самостоятельно определяет перечень расходов, все-таки существуют основные, которые закреплены законодательством РФ.

К прямым расходам относятся:

  1. Сырье и материалы.
  2. Амортизация оборудования.
  3. Заработная плата рабочим и начисленные на нее страховые взносы.

Косвенные (накладные) расходы включают в себя:

  1. Общепроизводственные.
  2. Общехозяйственные (управленческие).

2. Калькулирование себестоимости: какой выбрать метод?

Для расчета себестоимости готовой продукции существует несколько методов. Каждый из них зависит от продукции, которую производит предприятие. Можно выделить 3 метода калькулирования:

  • Позаказный используется тогда, когда для каждого заказа составляется свой расчет себестоимости продукции. Сюда относятся: выпуск технически сложных изделий с длительным производственным циклом (машиностроение, кораблестроение), строительство и пр.
  • Попередельный используется, когда исходное сырье проходит несколько стадий переработки (пищевая, нефтедобывающая промышленность). Калькуляция рассчитывается на каждом промежуточном этапе.
  • Котловой означает, что все затраты учитываются все вместе. Себестоимость продукции получается при помощи деления всех затрат на объем выпуска.

3. Как учитывать и распределять затраты на производстве?

  • ДТ 20 — КТ 10 (60, 69, 70, 76 и т.п.). Прямые затраты показаны на счете 20 «Основное производство» со счетами по учету материалов, расчетов, заработной платы и пр.
  • ДТ 25 (26) — КТ 10 (60, 69, 70, 76). Общепроизводственные расходы (счет 25) и общехозяйственные (счет 26) в течение месяца учитываются аналогично прямым.
  • ДТ 20 – КТ 25. Общепроизводственные расходы по окончании месяца переносятся на счет 20.
  • Распределение общехозяйственных затрат:
    • ДТ 20 –КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть распределены аналогично общепроизводственным.
    • ДТ 90 – КТ 26. Общехозяйственные затраты могут быть перенесены на себестоимость.

4. Как учитывать себестоимости продукции?

Себестоимость продукции на производстве формируется двумя способами:

  • Фактический учет:
    • ДТ 43 — КТ 20. Производственные затраты переносятся на «Готовую продукцию» (счет 43).
    • ДТ 90 – КТ 43. После того, как продукция реализуется, себестоимость списывается.
  • Учет по плановой себестоимости. Этот способ широко применяется в тех случаях, когда продукция быстро производится и передается на склад. Появляется дополнительная графа «Выпуск продукции» (счет 40):
    • ДТ 43 — КТ 40. Готовая продукция учитывается по плановой себестоимости (в течение одного месяца).
    • ДТ 90 – КТ 43. Данный вариант аналогичен предыдущему, только списывается уже проданная продукция.
    • ДТ 40 – КТ 20. В конце месяца на счету будет показана фактическая себестоимость.
    • ДТ 43 – КТ 40. Если фактическая себестоимость больше плановой, тогда ее списывают в счет 43.
    • ДТ 43 – КТ 40. Если план по себестоимости не выполнен, необходимо сделать обратную запись в бухгалтерской книге.

5. Как вести учёт незавершенного производства?

Незавершенное производство - это продукция/работы, которые не успели закончиться по истечении производственного цикла. Связано это с тем, что зачастую производственный цикл не совпадает с календарным месяцем

Незавершенное производство в балансе представлено в графе ДТ 20. Рассчитывается следующим образом:

  • на основе прямых и общепроизводственных затрат;
  • на основе полной себестоимости (с учетом общехозяйственных расходов).

6. Как учитывать брак на производстве?

Существует отдельная графа «Брак в производстве» (счет 28) и рассчитывается следующим образом:

  • ДТ 28 – КТ 20. Себестоимость брака переносится с 28 на 20 счет.
  • ДТ 10 – КТ 28. Материалы, которые пошли на производство бракованной продукции, были частично использованы, тогда их оформляют как запасы.
  • С виновного лица, изготовившего брак, можно взыскать:
    • ДТ 73 — КТ 28. Сумма будет отнесена на расчеты работника.
    • ДТ 70 – КТ 73. Сумма будет вычтена с зарплаты работника.
  • ДТ 20 – КТ 28. Если сумма полностью не компенсирована, тогда остаток переносится на себестоимость товара.

7. Как вести бухгалтерский баланс на предприятии.

Активы - это все имущество предприятия, которым оно может распоряжаться для своей деятельности и получать с этого прибыль (Таблица 1).

Таблица 1

Активы предприятия

I. Внеоборотные активы

Это активы, которые находятся в балансе и используются более 1 года

Нематериальные активы (НМА)

деловая репутация, ноу-хау, патенты, лицензии

Основные средства (ОС)

земля, здания, сооружения, машины и оборудования и пр.

Капитальные вложения

вложения в материальные ценности, приносящие доход

Долгосрочные финансовые вложения

долгосрочные выданные займы и инвестиции

II. Оборотные активы

Это те активы, которые находятся в постоянном обороте, их полезное использование не более 1 года

Производственные запасы и затраты

сырье, материалы, товары

НДС по приобретениям

налог на добавленную стоимость

Готовая продукция

Дебиторская задолженность

задолженности других лиц перед вашим предприятием

Краткосрочные финансовые вложения

краткосрочные займы копаниям

Денежные средства

наличные и безналичные, в отечественной и иностранной валютах

Пассивы - это совокупность источников формирования средств предприятия (Таблица 2).

Таблица 2

Пассивы предприятия

III. Капитал и резервы

Это собственность предприятия

Уставный капитал

сумма средств, которую инвестировали собственники для того, чтобы предприятие заработало

Добавочный капитал

поступления, направленные на пополнение оборотных активов или в собственный капитал предприятия

Резервный капитал

часть имущества предприятия, используемая для размещения в данном разделе нераспределенной прибыли, для покрытия убытков и пр.

Нераспределенная прибыль

счет бухгалтерского учета нераспределенной прибыли, которую получила фирма в результате всей своей деятельности в отчётном периоде

IV. Долгосрочные обязательства

Это задолженность предприятия по долгосрочным кредитам (свыше 1 года) перед банками и другими организациями, у которых был взят кредит

Кредиты

Займы

V. Краткосрочные обязательства

Это задолженность по краткосрочным кредитам (менее 1 года) перед банками и другими организациями, дающими займ

Кредиты и займы

Кредиторская задолженность

8. Как вести бухучёт в 2020 году: рекомендации ФНС.

Организация бухгалтерского учета в 2020 году должна осуществляться в соответствии с изменениями, произошедшими в этом году. Рассмотрим их:

  • Бухгалтерская отчетность сдается в ИФНС в электронном виде (раньше был Росстат).
  • Руководитель может подписать бухотчетность с помощью ЭЦП.
  • Налоговые органы ведут ГИБРО (государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности).
  • Получить сведения из ГИБРО о любой организации можно за деньги (в Росстате раньше это было бесплатно, отчетности до 2018 года в Росстате и сейчас можно получить бесплатно).
  • Изменилась форма бухгалтерской отчетности (заполнение бланков только в тыс.руб, ОКВЭД заменили на ОКВЭД2 и пр. поправки).
  • Все требования главного бухгалтера должны исполняться работниками.
  • Аренда учитывается по новым правилам.
  • Введен новый порядок учета государственной помощи.
  • Изменились правила учета разниц по налогу на прибыль в ПБУ 18/02.
  • Дополнено ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности».

Бухучет на предприятия - это неотъемлемый элемент эффективного ведения дел. Эта деятельность требует кропотливости, внимательности, постоянной проверки внесенных сведений и глубоких знаний ведения бухгалтерской отчетности и законодательства РФ.

Полезно

Повысить квалификацию сотрудников бухгалтерии на производственных предприятиях, рассмотреть сложные вопросы учета внеоборотных активов можно на курсе Учебного центра «Финконт»:

Бухгалтер на производстве: учет, налогообложение и расчет заработной платы с учетом специфики производственных предприятий. Курс в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/bukhgalter-na-proizvodstve-2020/