Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.
Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.
Экономические процессы, связанные с бюджетным планированием, характерны для многих видов хозяйственной деятельности. Бюджетное планирование необходимо для домохозяйств, бюджетных учреждений, государства в целом.
Бюджет — это план, в котором фиксируются показатели различных экономических активностей. Здесь в численном выражении обозначаются планы на определённый период (например, на год или на несколько лет).
Бюджет требует не формального, а предметного подхода. Здесь не обойтись без бюджетного планирования.
Бюджетное планирование можно разделить на пять общих этапов:
Для построения бюджета необходим прогноз. На основании реальных расчётов нужно обосновать предположение о направлениях развития бюджета, какими путями и в какие сроки будут достигнуты в будущем возможные состояния доходов и расходов. Вариантов бюджетной политики и концепций развития бюджета может быть несколько. Из них нужно выбрать оптимальный.
Чтобы построить прогноз, нужно:
В прогнозах необходимо рассматривать разные концепции развития бюджета. Учесть различные ситуации и факторы, действующие на федеральном, региональном и местном уровнях, различные варианты федеральной бюджетной политики, различные социальные и экономические задачи. По мере формирования свежих данных бюджетные показатели систематически уточняются.
Можно выделить девять наиболее известных методов (таблица 1).
Таблица 1. Девять методов бюджетного планирования и прогнозирования
Метод |
Особенности |
1. Нормативный метод |
Определяет целевые расходы бюджета в рамках пределов прогнозированных доходов. Как правило, используется при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Метод строится на применении установленных норм и нормативов (законодательных или подзаконных актов). Например:
|
2. Метод экспертного прогнозирования |
Основан на совмещении уже имеющихся статистических данных с оценками, сделанными и обоснованными специалистами-экспертами в различных областях экономики, финансов, налогообложения, финансов, бюджетов, социальной сферы и т. д. Метод можно использовать при отсутствии возможности достаточно достоверно определить, как развиваются социально-экономические условия извне, нет возможности выработать формализованную прогностическую модель Экспертные оценки могут быть индивидуальными и коллективными. Чем больше экспертов, тем точнее результат. |
3. Индексный метод |
Метод основан на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни, реальных доходов населения. Индексы, полученные путём сравнения статистических данных, позволяют использовать их для прогнозного расчёта несоизмеримых показателей. Количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, которое позволяет их сравнить, соизмерить. Например, с помощью индексов, характеризующих изменение каких-либо условий в будущем по сравнению с настоящими условиям, можно спрогнозировать число получателей бюджетных услуг, приведя количество таких получателей в настоящем времени к моменту времени в будущем. |
4. Балансовый метод |
При помощи такого метода составляется баланс доходов и расходов бюджета. Он применяется при разработке планов, программ и прогнозов. Метод позволяет:
В основе метода лежит принцип сбалансированности и пропорциональности. Он предполагает разработку балансов, которые представляют собой систему показателей, где одна часть (характеризующая ресурсы по источникам поступления) равна другой (показывающей распределение по всем направлениям расходования). Результаты балансовых расчётов служат основой при формировании структурной, финансовой, социальной политики, политики внешнеэкономической деятельности, позволяют выявить диспропорции в текущем периоде, вскрыть неиспользованные резервы и обосновать новые пропорции. |
5. Метод бюджетирования, ориентированного на результат |
Планирование расходов тесно связано с достигаемыми результатами. Метод представляет собой механизм планирования бюджетных расходов и подготовки проекта бюджета, при котором:
|
6. Метод экономического анализа |
Метод является одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться на макро-, мезо- и микроуровнях. Метод предполагает применение системного подхода и комплексного анализа, т.е., необходимо рассматривать как экономику в целом, так и её структурные части: отрасли, сферы, регионы, предприятия. Экономический процесс нужно разделить на части и выявить взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на развитие всего процесса, раскрыть его сущность, определить закономерности изменения в плановом периоде и оценить возможные пути достижения поставленных целей. При проведении экономического анализа можно придерживаться следующего алгоритма:
|
7. Метод экстраполяции |
Метод предполагает внедрение тенденции развития прошлых и текущего этапов в планирование последующих. Необходимо изучить сложившиеся в настоящем и прошлом устойчивые факторы развития объекта прогноза и перенести их на будущий период. Экстраполяция может нескольких видов:
|
8. Программно-целевой метод |
Метод, как правило, используют для обеспечения ресурсами государственных целевых программ. Он способствует соблюдению единого подхода к рациональному использованию денежных средств для решения наиболее значимых задач и служит инструментом стабилизации экономического положения отдельных территорий. Метод предполагает разработку плана, начиная с оценки конечных потребностей в зависимости от целей развития экономики, и последующий поиск эффективных способов и средств достижения и обеспечения ресурсами. Необходимо отобрать основные цели развития: экономического, социального и научно-технического. Разработать взаимоувязанные мероприятия по их достижению в планируемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и с учётом их эффективного использования. |
9. Метод моделирования |
Метод предполагает конструирование модели. Объект или процесс предварительно изучаются, выделяются их существенные признаки и характеристики. В модель закладываются разные условия развития социально-экономических процессов. Если выбранный вариант прогноза ошибочный, метод позволяет быстро исправить допущенные отклонения. Модели можно классифицировать по нескольким направлениям:
Есть и другие признаки классификации моделей: факторный, производственный, временной, транспортный. |
Бюджетное планирование осуществляется ежегодно на федеральном, региональном и местных уровнях.
Бюджетирование и управленческий учет: практические методы, технологии, инструменты
На курсе рассматриваются ключевые, важные и значимые вопросы, влияющие на эффективность бюджетного управления и управленческого финансового учёта.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.