Профессия бухгалтер в России довольно востребованная и высокооплачиваемая. Однако везёт не всем. Бухгалтерские процессы активно автоматизируются и цифровизируются. Чтобы стать незаменимой единицей и настоящим партнёром для бизнеса недостаточно уметь только заполнять и сдавать отчётность. Рынок труда требует от бухгалтера новых компетенций. Разберёмся, что должен уметь делать современный бухгалтер, чтобы быть конкурентным специалистом?
1. Быть максимально вовлеченным в процесс
Насколько хорошо вы разбираетесь в структуре нормативной базы, следите ли за обновлениями бухгалтерского ПО? А может вы работаете, по заложенному на прядущем месте работы алгоритму? Крупные работодатели предпочитают, чтобы бухгалтер был не запрограммированной машинкой, а мыслящей единицей, способной понять суть и особенности работы компании и адаптировать бухгалтерию ко всем изменениям из вне.
Важна глубина понимания стандартов и умение перестроиться под требования новых нормативов. Ведь законодательство в сфере бухгалтерского учёта постоянно меняется. Изменения нужно не только отслеживать, но и понимать суть поправок.
Если бухгалтер «на ты» с международными стандартами финансовой отчётности (МСФО), это будет дополнительным плюсом. Компании, которые работают с МСФО, требуют от специалистов соответствующего опыта. Кроме этого, программу по развитию бухгалтерского учета и отчетности в России на основе МСФО активно реализует Минфин РФ. Совершенствовать свои знания в этой области полезно всем бухгалтерам.
2. Контролировать учётные системы, а не зависеть от них
Многие бухгалтеры верят в совершенность и надёжность современных программ автоматизации управленческой деятельности и бухгалтерского учёта и полностью доверяются этим инструментам. Не вникают в суть работы системы учёта, полагая, что она регулярно обновляется, и бухгалтерские проводки формируются автоматически.
Это распространённая и довольно серьёзная ошибка. А если настройки выставлены некорректно? У компании могут начаться проблемы. Чтобы этого не произошло, бухгалтер должен взять на себя функции контроля. Для этого ему потребуются знания принципов учёта, стандартов и нормативов.
Любая компания стремится снизить трудозатраты и расходы на привлечение дополнительных ресурсов. Этого проще достичь, когда есть информация не только о деятельности в текущем периоде, но и точное представление о перспективах развития. Для этого многие организации внедряют дополнительные учётные системы и разрабатывают аналитические отчёты.
От бухгалтера этот процесс требует понимания результатов и целей. Так он сможет верно выбрать настройки для автоматизации и применить в работе подходящую аналитику.
3. Повышать качество информации в отчётности
Многие специалисты при ведении бухгалтерского учёта опираться лишь на очевидные факты — предоставленную документацию. Но она не всегда позволяет увидеть максимально полную и достоверную картину процессов, происходящих в компании. Как поступить, если расходы были, а документы не предоставили? Такие расходы также нужно показать в отчётности.
Чтобы отчётность отражала действительные финансовые результаты деятельности компании предусмотрено создание резерва. Бухгалтер должен выявить такие резервы, определить справедливую стоимость числящихся на балансе активов и т.п. Здесь не обойтись без помощи производственных подразделений. Бухгалтеру следует наладить с ними тесное взаимодействие. В итоге информация сведения в бухгалтерской отчётности будут прозрачнее и точнее.
Повышение качества информации в бухгалтерской отчётности — это современный тренд. Он требует от бухгалтера комплексного подхода и глубокой экспертизы всех происходящих в компании процессов.