Изменение
|
Особенности
|
Нормативный акт
|
С какой даты действует
|
1. Уточнили режим использования отдельного счёта для расчётов по гособоронзаказу
|
Предусмотрено, что в рамках исполнения гособоронзаказа размер суммы расходов головного исполнителя (исполнителя), оплата которых может производиться путём списания денежных средств с отдельного счёта в уполномоченном банке на иные банковские счёта, не должен превышать пять миллионов рублей в месяц.
Указанный размер увеличивается на очередной финансовый год исходя из величины индекса потребительских цен, определяемой Минэкономразвития России.
|
Федеральный закон от 12 декабря 2023 № 590-ФЗ
|
С 1 января 2024
|
2. Расширили перечень лиц, имеющих доступ к информации, содержащейся в единой информационной системе гособоронзаказа
|
Такой доступ представлен, в том числе, Казначейству России
|
Федеральный закон от 22 апреля 2024 № 81-ФЗ
|
С 3 мая 2024
|
3. Ввели каталогизацию продукции для федеральных нужд
|
В 275-ФЗ ввели статью 6.1.-1 «Федеральная система каталогизации продукции для федеральных нужд». В ней раскрыта информацию о ФСКП и её участниках.
ФСКП предназначена для информационного обеспечения государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей и включает в себя федеральный каталог продукции, классификаторы, справочники и иные нормативные документы, которые необходимы для проведения работ по каталогизации, информационные технологии, обеспечивающие формирование и ведение каталога.
В федеральный каталог продукции включают информацию о технических и качественных характеристиках, условиях эксплуатации товаров, поставляемых по гособоронзаказу, их разработчиках, изготовителях (поставщиках).
Каталог применяется при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.
Не подлежит размещению в каталоге информация об отдельных товарах, поставляемых для нужд СВР, ФСБ и «Росатома».
Координатором работ по каталогизации продукции выступает Федеральный центр каталогизации продукции для федеральных нужд. Он ведёт фонд стандартных форматов описания предметов снабжения, распределяет диапазоны федеральных номенклатурных номеров, организует разработку классификаторов, справочников и иных необходимых для каталогизации нормативных документов, необходимых для проведения работ по каталогизации, участвует в работах по каталогизации комплектующих изделий и материалов военного назначения, выполняет методическое сопровождение работ.
Головные исполнители и исполнители гособоронзаказа должны включать в каталог информацию о поставляемых товарах.
Правила информационного взаимодействия участников работ по каталогизации и требования к ИТ, обеспечивающим формирование, ведение и поддержание федерального каталога в актуальном состоянии определены Приказ Минпромторга России от 15 ноября 2024 № 5355 и действуют со 2 февраля 2025 года.
|
Федеральный закон от 27 ноября 2023 № 555-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2024 № 549
|
С 26 мая 2024
|
4. Расширили перечень оснований для выдачи антимонопольным органом требования о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ
|
Требование выдаётся в том числе в случае выявления признаков нарушения ч. 6.2 ст. 6, п. 19 ч. 1 и п. 17 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ.
|
Федеральный закон от 22 июля 2024 № 200-ФЗ
|
Со 2 августа 2024
|
5. Головных исполнителей, исполнителей и военные представительства госзаказчика обязали представлять информацию в ФАС о фактах повышения цен
|
Указанные лица обязаны представлять в антимонопольный орган информацию о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырьё, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения ГОЗ, в случаях, установленных Правительством РФ.
Информация представляется по форме, утвержденной антимонопольным органом, в течение 30 календарных дней с момента выявления факта повышения цен.
|
Федеральный закон от 22 июля 2024 № 199-ФЗ;
Постановление Правительства РФ от 22 августа 2024 № 1124
|
С 1 сентября 2024
|
6. Скорректировали положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу
|
В частности, уточнили перечень обосновывающих документов, предоставляемых при представлении предложений о цене (прогнозной цене) продукции, сформированных с использованием методов определения цены.
Исключили требование о представлении единственным поставщиком в случае применения затратного метода по запросу госзаказчика (военного представительства Минобороны или иного уполномоченного госзаказчика) иных документов в дополнение к обосновывающим (документов, предусмотренных порядком определения цены госконтракта, заключаемого с едпоставщиком, на поставку продукции по цене, подлежащей или не подлежащей регистрации).
Установили, что для подготовки заключения о прогнозной цене отраслевой орган не вправе запрашивать у организаций дополнительные документы, связанные с обоснованием представленных ими предложений об этой цене.
Уточнили порядок определения прогнозных цен на продукцию.
|
Постановление Правительства РФ от 3 сентября 2024 № 1211
|
С 14 сентября 2024
|
7. Установили перечень классификаторов, справочников и прочих нормативных документов, необходимых для проведения работ по каталогизации продукции для федеральных государственных нужд, поставляемой по гособоронзаказу
|
В перечень включили 13 общероссийских классификаторов, 19 ГОСТов, а также единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд.
|
Приказ Минпромторга России от 17 июля 2024 № 3223
|
С 22 сентября 2024
|
8. Определили порядок и сроки, в которые единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) должен представить госзаказчику информации о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции в отношении каждой партии (отдельного этапа поставки)
|
Урегулировали вопросы представления единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по госконтракту по ГОЗ, заключённому по цене, не превышающей показатели гособоронзаказа, госзаказчику информации о размере сформированной ориентировочной (уточняемой) цены единицы продукции, включающей:
- информацию о размере ориентировочной цены поставленной продукции;
- информацию о размере ориентировочной цены неотгруженной продукции.
Информация о размере ориентировочной цены организация представляет в ЕИС ГОЗ через военное представительство Минобороны России, созданное в организации поставщика (подрядчика, исполнителя).
|
Приказ Министра обороны РФ от 25 сентября 2024 № 564
|
С 19 октября 2024
|
9. Изменился Порядок рассмотрения информации о фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырьё, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения гособоронзаказа, в целях обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства
|
Изменения приняли в рамках реализации Федерального закона от 22 июля 2024 № 199-ФЗ, которым изменили условия представления головным исполнителем, исполнителями и военными представительствами государственного заказчика информации о фактах повышения цен в антимонопольный орган.
Уточнено, что информация представляется по форме, утверждённой Приказом ФАС России от 17 июня 2019 № 772/19. По решению руководителя антимонопольного органа или его заместителя информацию могут направить для рассмотрения в территориальный антимонопольный орган.
Информацию должны проверить на соответствие случаям её представления и форме, а также на полноту и правильность заполнения формы в срок до 10 рабочих дней со дня поступления в антимонопольный орган.
Также скорректировали перечень обстоятельств, которые устанавливает антимонопольный орган по результатам положительной проверки.
|
Приказ ФАС России от 19 сентября 2024 № 643/24
|
Со 2 ноября 2024
|
10. Для единственных поставщиков по ГОЗ установили сроки и правила представления в ФАС данных о фактической себестоимости поставляемой продукции
|
Начиная с 2025 года отчётные данные представляются по установленной форме организациями, являющимися единственными поставщиками, в отношении фактически поставленной госзаказчикам продукции.
Данные нужно представлять в ФАС России ежегодно в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц с соблюдением требований законодательства о защите гостайны в срок не позднее 1 июля года, следующего за отчётным.
|
Приказ ФАС России от 6 сентября 2024 № 611/24
|
С 14 декабря 2024
|
11. Установили временный запрет на взыскание денежных средств со счетов, открыты в опорном банке для ОПК и предназначенных для размещения субсидий в рамках ГОЗ на подготовку производства к выпуску образцов вооружения, военной и спецтехники, их составных частей
|
До 31 декабря 2027 года включительно на указанные денежные средства не распространяются положения:
- ст. 27 Закона о банках и банковской деятельности;
- п. 1 ст. 22.2, п. 1 ст. 26.6 и п. 8 ст. 26.11 Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- п. 1 ст. 13 Закона о лизинге (в случае, если оплата лизинговых платежей не предусмотрена соглашением о предоставлении субсидии);
- ст. 70 и 81 Закона об исполнительном производстве.
|
Федеральный закон от 28 декабря 2024 № 549-ФЗ
|
С 28 декабря 2024
|
12. Установили, что использовать отдельный счет для перечисления зарплаты в рамках гособоронзаказа можно и в 2025 году
|
До 31 декабря 2025 года продлили срок приостановки требования о списании денежных средств с отдельного счета в целях оплаты труда только при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, страховых взносов в СФР и ФФОМС. Ранее эта норма действовала до конца 2024 года.
Речь идёт о счёте, открытом головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для расчётов по ГОЗ.
|
Федеральный закон от 23 ноября 2024 № 415-ФЗ
|
С 1 января 2025
|
13. Ввели методику расчёта не учитываемых в цене на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, амортизационных отчислений от стоимости основных средств (ОС), приобретённых головными исполнителями (исполнителями) поставок продукции за счёт средств господдержки (полностью или частично)
|
Положения методики применяются в отношении основных средств, приобретённых (созданных, модернизируемых, реконструируемых) головными исполнителями (исполнителями) полностью или частично за счёт средств господдержки, при определении состава затрат, учитываемых в цене на продукцию, поставляемую в рамках гособоронзаказа.
Под средствами господдержки понимаются средства бюджетов бюджетной системы, полученные головными исполнителями (исполнителями) по соглашениям (договорам) о предоставлении субсидии на приобретение (создание, модернизацию, реконструкцию) основных средств, заключённым после 1 января 2025 года.
Суммы амортизационных отчислений от стоимости ОС, приобретённых (созданных, модернизируемых, реконструируемых) головными исполнителями (исполнителями) за счет средств господдержки и за счёт собственных средств, учитываются раздельно.
Сумма амортизационных отчислений от стоимости ОС, приобретённых (созданных, модернизируемых, реконструируемых) головными исполнителями (исполнителями) за счёт средств господдержки, не включается в состав затрат, учитываемых в цене на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ. В случае приобретения (создания, модернизации, реконструкции) головными исполнителями (исполнителями) ОС за счёт собственных средств и средств господдержки сумма амортизационных отчислений, не учитываемых в цене на продукцию, поставляемую в рамках ГОЗ, рассчитывается пропорционально доле средств господдержки в стоимости ОС.
Головные исполнители (исполнители) учитывают объекты ОС, приобретённых (созданных, модернизируемых, реконструируемых) за счёт средств господдержки и (или) за счёт собственных средств головных исполнителей (исполнителей), по установленным формам.
Отражённые в формах сведения головные исполнители (исполнители), представляют по запросу госзаказчика ГОЗ.
|
Распоряжение Правительства РФ от 29 июня 2024 № 1720-р;
Приказ Минпромторга России от 17 октября 2024 № 4812
|
С 1 января 2025
|
14. Уточнили административную и уголовную ответственность за нарушения законодательства о гособоронзаказе
|
В частности, КоАП РФ дополнили статьями, устанавливающими административную ответственность:
- за нарушение порядка определения НМЦК при размещении гособоронзаказа;
- отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, или единственного поставщика, от заключения контракта по ГОЗ;
- отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения ГОЗ;
- нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ГОЗ.
Ряд статей утратили силу.
В связи с изменениями в КоАП уточнили диспозиции отдельных статей УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность за преступления в сфере ГОЗ.
Подробно административную и уголовную ответственность в сфере ГОЗ разбираем здесь
|
Федеральные закон от 28 декабря 2024 № 500-ФЗ;
Федеральные закон от 28 декабря № 501-ФЗ
|
С 1 марта 2025 года
|
15. В законе о гособоронзаказе появится понятие автоматизированного мониторинга цен
|
Автоматизированный мониторинг цен — процесс аккумулирования и агрегирования информации о показателях финансового обеспечения гособоронзаказа и иной информации, относящейся к выполнению ГОЗ, Федеральным казначейством, в целях выявления рисков завышения цен госконтрактов на поставку вооружения, военной и спецтехники, заключённых Минобороны России, а также контрактов, заключённых в целях исполнения указанных государственных контрактов.
Автоматизированный мониторинг цен Федеральное казначейство будет проводить на базе ГИИС «Электронный бюджет». Порядок установит Правительство РФ.
Опорный банк для ОПК будет обязан передавать в ГИИС, в т. ч. по запросу Федерального казначейства, сведения о каждом открытии, закрытии отдельного счёта, об изменении его реквизитов, об ограничении распоряжения им.
В рамках мониторинга Федеральное казначейство сможет получать от налоговых органов информацию и документы, в том числе сведения, составляющие налоговую, банковскую, служебную и коммерческую тайну, а также персональные данные.
|
Федеральный закон от 28 декабря 2024 № 511-ФЗ
|
С 1 апреля 2025
|
16. Скорректировали основные обязанности уполномоченного банка
|
В договор о банковском сопровождении банк будет обязан вносить информацию о согласии клиента на предоставление информации госзаказчику, в Федеральное казначейство, головному исполнителю, исполнителю и на её передачу в ЕИС ГОЗ, ГИИС «Электронный бюджет».
Указанный банк наделяется полномочиями по передаче в ГИИС «Электронный бюджет» данных по запросу Федерального казначейства.
В случае соответствующего запроса также передаётся информация за период с 1 сентября 2015 года по 1 апреля 2025 года.
|
Федеральный закон от 28 декабря 2024 № 511-ФЗ
|
С 1 апреля 2025
|
17. Расширяют полномочия органа финансового мониторинга
|
Установлено, что орган финансового мониторинга анализирует информацию об операциях, полученную им на основании Закона №275-ФЗ и Закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», и сообщает информацию о рисках:
- неисполнения госконтракта — госзаказчику, в том числе по его запросу;
- неисполнения или ненадлежащего исполнения госконтракта, необоснованного завышения цены на продукцию по ГОЗ — контролирующему органу и Федеральному Казначейству, в том числе по их запросам.
|
Федеральный закон от 28 декабря 2024 № 511-ФЗ
|
С 1 апреля 2025
|