1 января 2021 года вступили в силу поправки, которые вносят ряд существенных изменений в работу системы здравоохранения РФ. Реформа коснулась правил работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и страховых организаций. Затронула она и другие аспекты медицинской системы. Как именно будет меняться деятельность медицинских организаций в системе ОМС, как изменения отразятся на работе медучреждений в 2021 году — в нашей статье.
Что изменилось в системе ОМС в 2021 году
Новые правила работы страховых компаний отразились на деятельности медицинских организаций в системе ОМС в 2021 году.
Как работала система ОМС до 2021 года
- Медучреждение принимало пациента и выставляло счет страховщику. ФФОМС перечисляло на счёт поликлиники финансовое возмещение.
- За посреднические функции страховщик получал из системы финансирования ОМС премию в размере 1-2% возмещения.
- Страховщик следил за качеством услуг, разрешал конфликты между врачами и больным в случае причинения вреда и так далее.
Как работает ОМС с 1 января 2021 года
Правительство значительно урезало полномочия страховых медицинских организации в системе ОМС. Теперь расчетами с медицинскими организациями и контролем качества лечения занимается непосредственно ФФОМС. Обязанность предъявлять претензии в случае причинения вреда пациенту берет на себя также ФФОМС. Вознаграждение страховых медицинских организаций в системе ОМС будет уменьшено до 0,8-1,1% в связи с уменьшением их непосредственных функций и полномочий.
Что поменяется для больниц, пациентов и страховщиков?
Реформа предполагает и ряд других изменений в системе ОМС в 2021 году. Перечислим основные из них.
- Значительно изменилась система финансирования ОМС. Если раньше специализированная и высокотехническая помощь часто финансировалась по остаточному принципу, то теперь на эти операции будет выделяться больше средств. Финансирование будет входить в базовую программу.
- Вся медицинская помощь будет разделена на две категории: базовую и специальную.
- В базовую программу войдут основные услуги. Её утверждением, как и раньше, будут заниматься территориальные органы.
- Денежные средства по специальной программе будут распределяться с одобрения Правительства РФ.
- Проводить медико-экономическую экспертизу (МЭК) будет проводить ФФОМС или Территориальный фонд медицинского страхования (ТФОМС). Результаты экспертизы в досудебном порядке обжаловать будет нельзя.
- Вводится единый реестр организаций, работающих в системе ОМС. Его разобьют на две части: в рамках первого реестра будет вестись учет организаций, ведущих работу в рамках территориальных программ — а во второй будут включены федеральные медицинские центры, которые работают по базовым программам.
- Застрахованное лицо сможет самостоятельно выбирать поликлинику для лечения. Также он получит право выбирать федеральную клинику, если ему понадобится специальная операция (к сожалению, закон точно не оговаривает, в каких рамках будет проходить выбор. Минздрав в ближайшее время должен прокомментировать данный вопрос).
Деятельность медицинских организаций в системе ОМС становится централизованной. Качество услуг будет контролироваться на федеральном уровне. Федеральные медцентры не будут зависеть от десятков страховых компаний. Появится единый заказчик и один контролер в лице ФФОМС.
А благодаря целевому финансированию доходы медиков должны не только стать стабильнее, но и повыситься.
В целом, реформы направлены на усиление государственного участия в медицине.
Рекомендуем
Особенности деятельности медицинских организаций в системе ОМС в 2021 году. Семинар в Санкт-Петербурге + Онлайн-трансляция
Семинар направлен на изучение последних изменений медицинского законодательства в системе ОМС. Эксперты дадут практические рекомендации по вопросам правового регулирования и особенностей реализации финансового механизма в системе ОМС, организации контроля объемов и качества медицинской помощи, оплате медицинской помощи и системе расчетов, взыскание задолженностей, штрафным санкциям по оценке контроля объемов, качества, сроков; а также будет рассмотрен порядок запроса документов страховыми компаниями для проведения МЭЭ, ЭКМП. Особое внимание будет уделено финансовому механизму системы ОМС, перспективам внедрения рисковой модели ОМС, проблеме споров и конфликтов между участниками системы ОМС.