Способность быстро генерировать нестандартные и неожиданные идеи, придумать наибольшее количество решений для одной задачи, называют дивергентным мышлением.
Способность быстро генерировать нестандартные и неожиданные идеи, придумать наибольшее количество решений для одной задачи, называют дивергентным мышлением.
Способность быстро генерировать нестандартные и неожиданные идеи, придумать наибольшее количество решений для одной задачи, называют дивергентным мышлением.
Психолог Джой Гилфорд изучил структуру интеллекта и предположил, что для решения задач человек использует два типа мышления — дивергентное и конвергентное.
Конвергентное мышление направлено на распределения всех «за» и «против», поиск единственно верного решения. Как правило, оно используется, когда нужно сфокусироваться на одной основной идее. Например, когда нужно рассчитать бюджет на проект.
Дивергентное мышление для одной задачи порождает множество решений. Оно полезно, когда нужно придумать идею для стартапа или раскрыть тему научной работы.
Дивергентное и конвергентное мышление не замещают, а дополняют друг друга. Дивергентное мышление можно использовать, чтобы подобрать самые неожиданные и оригинальные способы решения задачи. Затем, используя конвергентное мышление, отсеять те идеи, которые не жизнеспособны. Потом можно снова «включить» дивергентное мышление и подобрать разные способы реализовать отсеянные идеи. Цикл можно повторять множество раз — до проработки окончательного решения.
Проверить, насколько развито дивергентное мышление, поможет тест альтернативных применений. Выберите любой предмет, например, канцелярскую скрепку или стул и придумайте для них как можно больше вариантов альтернативных применения. Задачу можно усложнить, введя временные рамки. Например, придумать идеи в течение одной — двух минут.
Результаты теста оцените по четырём базовым критериям:
1.Беглость. Способность генерировать большое число решений за ограниченное время. Чем больше идей — тем лучше. Хороший показатель, если вы придумали больше двух-трёх самых очевидных вариантов.
2. Гибкость. Способность одновременно использовать для решения проблемы разные подходы. Объедините все сгенерированные идеи в категории по целям и способам использования предметов. Например, канцелярскую скрепку можно приспособить под рисование или письмо, а можно попробовать изготовить из неё рыболовный крючок. Это две разные категории использования. Чем больше категорий образовалось — тем выше показатель.
3. Оригинальность. Способность создавать принципиально новые идеи, далёкие от стандартного применения предмета.
4. Проработанность. Способность обдумывать детали идеи и делать её жизнеспособной. А теперь попробуйте выбрать свой вариант предмета, засеките 2-3 минуты и придумайте как можно больше способов его использования. Результаты оцените по четырём базовым критериям.
Дивергентное мышление можно развить, выполняя специальные упражнения. Например:
Владея развитым дивергентным мышлением, вы сможете быстрее адаптироваться к новым условиям и обстановке, сможете рассмотреть проблему с неожиданных сторон и глубже понять её, найти инновационные идеи и справиться со сложными задачами.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.