При заключении крупных сделок многие отечественные компании до сих пор предпочитают руководствоваться интуицией, нежели прибегать к точным расчётам. Тем самым обрекают себя на риск.
При заключении крупных сделок многие отечественные компании до сих пор предпочитают руководствоваться интуицией, нежели прибегать к точным расчётам. Тем самым обрекают себя на риск.
При заключении крупных сделок многие отечественные компании до сих пор предпочитают руководствоваться интуицией, нежели прибегать к точным расчётам. Тем самым обрекают себя на риск.
Разумные бизнесмены предпочитают проявлять «должную осмотрительность» и прибегают к процедуре Due Diligence (Дью Дилидженс), которая делает сделку полностью прозрачной.
Due Diligence представляет собой сбор комплексной информации, позволяющей составить объективное представление о выбранном объекте инвестирования и принять обоснованное решение по сотрудничеству.
Процедуру можно использовать во многих бизнес-процессах в целях полного аудита деятельности компании с организационной, финансовой, правовой и других сторон.
Due Diligence полезен обеим сторонам сделки. Инвестор может детально оценить перспективы, интересующего его бизнеса, и обеспечить юридическую чистоту сделки. Продавец — подтвердить добросовестность и, как следствие, получить новые выгодные предложения.
Due Diligence необходимо провести, если вы прямо или косвенно намерены вложить свои средства в другой бизнес:
«Должная осмотрительность» поможет вам снизить риски от приобретения неликвидных активов и узнать об имеющихся у партнёра проблемах:
Полученную по итогам Due Diligence информацию, можно использовать в подготовке эмиссии собственных ценных бумаг, разработке механизма защиты от поглощения другими компаниями и в других мероприятиях, важных для бизнеса.
В мировой практике к Due Diligence также прибегают на различных стадиях жизненного цикла компании (таблица 1).
Таблица 1. Due Diligence в мировой практике
Жизненный цикл компании |
Цель проверки |
Seed (семя) — проект или бизнес идея |
Анализ помогает понять, стоит ли финансировать новый проект. |
StartUp — компания только возникла (не имеет рыночной истории) |
Решение о финансировании принимают на старте бизнеса. |
Early — начальная стадия развития компании |
Специалистов привлекают для безболезненного перехода от создания до реализации продукта. |
Expansion — расширение компании |
Проводят маркетинговые исследования для увеличения производства и выхода на новые рынки. |
Bridge financing — компания преобразуется из частной фирмы в ПАО |
Оценка целесообразности финансирования компании, которая собирается регистрировать акции на бирже. |
Management Buy-Out и Buy-In |
Аудит проводится для компаний, планирующих привлечь средства для приобретения бизнеса или его выкупа со стороны. |
Turnaround — период кризиса |
Решение об инвестициях, необходимых для стабилизации финансового положения компании. |
Due Diligence позволит выявить нарушения и ошибки, которые случайно или намеренно совершают организации. Для сделок такие нарушения могут быть весьма критичны. Например:
Due Diligence поможет не только выявить такие нарушения, на его основании можно составить объективное коммерческое предложение по покупке (или продаже) актива.
Направление и объём исследований зависят от задач инициаторов процедуры. Нужно определить список сведений, которые необходимо получить и ресурсы, где такие сведения можно найти.
Начать процедуру следует с создания экспертной группы. Это могут быть внутренние специалисты (актуально для небольших компаний) или сторонние эксперты, включая: финансовых аналитиков, маркетологов, юристов, оценщиков, аудиторов, экспертов в сфере экологии.
Предпочтительным является второй вариант. В этом случае вы получите более точные и профессиональные выводы, а сама оценка будет носить независимый, непредвзятый характер.
Юристы для проведения аудита запрашивают документы непосредственно у контрагента, госорганов (ФНС, ФССП и т.д). Можно воспользоваться картотекой арбитражных дел и бесплатными сервисами Федресурса.
Due Diligence включает в себя различные направления исследований. Они зависят от целей, которые вы ставите перед собой (таблица 2). Больше всего этапов в комплексной проверке, поскольку она затрагивает все виды Дью Дилидженс. Здесь же потребуется и большее количество экспертов.
Таблица 2. Виды Due Diligence
Вид Due Diligence |
Особенности |
Что подлежит проверке |
Налоговый |
Направлен на проверку действительного положения организации в сфере исполнения налоговых обязательств. По результатам налогового Дью Дилидженс формируется заключение, о рисках в сфере налогообложения и о возможности их устранить или минимизировать. Обычно такой аудит охватывает период, равный сроку давности взыскания налогов — три года.
|
|
Юридический |
Направлен на выявление прав, обязательств и юридических рисков компании. |
|
Управленческий (операционный) |
Проверка компании в организационном плане |
|
Финансовый |
Направлен на оценку эффективности экономической деятельности компании и ее платежеспособности. На основании полученной информации оценивается стоимость организации, перспективы ее развития и доходности, обозначается риск банкротства. |
|
Маркетинговый |
Позволяет оценить конкурентоспособность объекта инвестирования. |
|
Технический |
Обеспечивает безопасность инвестирования в недвижимое имущество и строительные проекты. |
Девелоперские проекты и т.п. |
Технологический |
Связан с проверкой IT-инфраструктуры и соблюдения принципов информационной безопасности бизнеса. |
|
При комплексной проверке специалисты Due Diligence должны выполнить следующий минимум:
Итогом проверки должны стать правовое заключение, аналитическая справка или отчёт с информацией о реальном состоянии дел, выявленных нарушениях, возможными рисками и рекомендациями по их устранению.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.