Единые правила применения нацрежима при закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ: разбираем поправки

8 августа 2024 был опубликован Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», предусматривающий упрощение процесса осуществления закупок с применением нацрежима в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.

8 августа 2024 был опубликован Федеральный закон от 08.08.2024 № 318-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», предусматривающий упрощение процесса осуществления закупок с применением нацрежима в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ.

Положения о предоставлении национального режима, теперь присутствуют в обоих документах. В 223–ФЗ появилась новая статья 3.1-4, в 44–ФЗ обновили редакцию статьи 14. Об особенностях предоставления нацрежима в зкакупках, отчётности и других поправках рассказываем в материале.

Как работают правила предоставления нацрежима согласно поправкам

При осуществлении закупок предоставляется нацрежим, обеспечивающий иностранным товарам, работам, услугам равные условия с товарами, работами и услугами российского происхождения.

При этом за Правительством РФ закрепляется право устанавливать:

  • запрет или ограничения на закупки иностранных товаров, работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами;
  • минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
  • преимущества в отношении российских товаров, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами.

А также определять информацию и перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Принятие Правительством РФ таких мер допускается в случаях, при которых международным договором РФ предусматривается возможность непредоставления нацрежима товару, происходящему из иностранного государства, работе, услуге, соответственно выполняемой, оказываемой зарегистрированным на территории иностранного государства лицом.

О том, как работают правила в рамках 223–ФЗ и 44–ФЗ при установлении Правительством РФ запретов, ограничений и преимуществ, рассказываем в таблице 1

Таблица 1. Правила закупок товаров при установлении ограничений на закупки ТРУ иностранного происхождения

223–ФЗ

44–ФЗ

Если Правительство РФ установило запрет на закупку ТРУ иностранного происхождения

при осуществлении закупки не допускается:

  • заключать договор на поставку такого товара (выполнение работы, оказание услуги);
  • при исполнении договора заменять такой товар на иностранный, в отношении которого установлен запрет, менять подрядчика (исполнителя) на иностранное лицо, зарегистрированное на территории иностранного государства (в случае выполнения работ, услуг).

при осуществлении закупки:

  • заявку на участие в закупке, содержащую предложение о поставке импортного товара, а также заявку на участие в такой закупке, поданную иностранным лицом, следует отклонить в соответствии с Законом № 44–ФЗ;
  • не допускается заключение контракта на поставку импортного товара с единственным поставщиком, на выполнение работы, оказание услуги с единственным подрядчиком (исполнителем), являющимся иностранным лицом;
  • при исполнении контракта не допускается заменять товар на импортный.

При установлении Правительством ограничений

не допускается:

  • заключать договоры на поставку иностранного товара (заключать договоры с участником закупки, являющимся иностранным лицом в случае закупки работ и услуг), если поданы и признаны соответствующими требованиям заявка на участие в закупке, окончательное предложение, извещение об осуществлении конкурентной закупки (в случае проведения конкурентной закупки), документации о конкурентной закупке (в случае проведения конкурентной закупки), содержащие предложения о поставке товара российского происхождения (выполнение работы, услуги российским лицом);
  • при исполнении договора заменять товар на импортный, в отношении которого установлено ограничение, если указанный договор предусматривает поставку российского товара, менять подрядчиков (исполнителей) на иностранных лиц, если договор заключён с российским лицом.
  • если на участие в закупке подана и признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в предусмотренных законом случаях) заявка, содержащая предложение о поставке такого товара российского происхождения, все заявки на участие в закупке, содержащие предложения о поставке импортного товара, следует отклонить в соответствии с Законом № 44–ФЗ. Аналогичное правило предусмотрено для заявок, поданных российскими лицами в целях выполнения работ, оказания услуг. Все заявки на участие закупке, поданные иностранными лицами, следует отклонить;
  • если контракт предусматривает поставку российского товара, заменять его импортным при исполнении контракта не допускается.

Если установлено преимущество в отношении российского товара (работы, услуги):

  • при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок на участие в закупке, окончательных предложений осуществляется снижение на 15% ценового предложения, поданного участником закупки, предлагающим к поставке товар только российского происхождения, либо увеличение на 15% ценового предложения этого участника закупки в случае подачи им предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение договора, при этом в случае заключения договора с таким участником закупки, договор заключается без учёта снижения (увеличения) ценового предложения;
  • если договор предусматривает поставку товара российского происхождения, при его исполнении заменять товар можно только на российский. Аналогичное правило действует в отношении выполнения работ (оказания услуг). Если договор заключён с российским лицом, заменить подрядчика (исполнителя) можно только на российское лицо.
  • при присвоении в соответствии с положениями 44–ФЗ порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15% ценового предложения этого участника закупки либо увеличение на 15% ценового предложения в случае подачи участником предложения о размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта. При присвоении порядкового номера заявке на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара только российского происхождения, осуществляется снижение на 15% цены за единицу товара, предложенной участником закупки, подавшим такую заявку. При этом заключаются такие контракты без учёта снижения ценового предложения, цены за единицу товара либо увеличения ценового предложения. Для выполнения работ и оказания услуг, а также для предоставления права на использование программ для ЭВМ и (или) баз данных действует аналогичное правило;
  • если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения, при его исполнении товар можно заменить (с учётом особенностей, предусмотренных частью 7 статьи 95 Закона № 44–ФЗ) исключительно на российский товар.

Какая предусмотрена отчётность

По итогам года до 1 февраля года, следующего за отчётным, в ЕИС необходимо разместить отчёт об объёме закупок российских ТРУ. Он формируется путём обработки содержащейся в ЕИС информации, включённой в реестр договоров, которые заказчики заключили по результатам закупки, а также путём формирования заказчиком информации об объёме закупок, информация о которых в соответствии с законодательством не подлежит размещению в ЕИС.

В случаях, когда отчёт об объёме закупок российских ТРУ не подлежит размещению в ЕИС (такие случаи устанавливает Правительство РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства), заказчику нужно до 1 февраля года, следующего за отчётным, составить и направить такой отчёт в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.

Требования к форме, содержанию отчёта, порядку его формирования и размещения в ЕИС устанавливает Правительство РФ.

Какие есть исключения

Положения статьи 14 Закона № 44–ФЗ о предоставлении нацрежима при осуществлении закупок не применяются при осуществлении закупок ТРУ:

  • органами внешней разведки РФ и органами ФСБ для обеспечения госбезопасности;
  • органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны;
  • войсками национальной гвардии РФ для выполнения задач по участию войск нацгвардии РФ в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента РФ задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов субъектов РФ) и иных лиц.

На какие ещё изменения нужно обратить внимание

Со вступлением в силу законопроекта, будут скорректированы и дополнены некоторые нормы Законов № 44–ФЗ, № 223-ФЗ, № 360–ФЗ, некоторые положения утратят силу.

В частности:

  • информацию о запрете или об ограничении иностранных ТРУ, о преимуществе в отношении российских ТРУ, в случае их установления в отношении товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки необходимо вносить в число сведение, указываемых в извещении об осуществлении конкурентной закупки по 223–ФЗ (новый пункт 8.3 части 9 статьи 4 Закона № 223–ФЗ)
  • утрачивает силу статья 30.1 «Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок» Закона № 44–ФЗ;
  • установлен кворум приёмочной комиссии заказчика. Приёмочная комиссия правомочна осуществлять функции, если в её заседании участвует не менее 50% общего числа её членов. Передавать полномочия другим лицам не допускается (дополнение в часть 6 статьи 94 Закона № 44–ФЗ)
  • на 1 апреля 2025 сдвинули срок вступления нормы о заключении соглашений об изменении (расторжении) контракта с использованием ЕИС в сфере закупок (новая редакция части 13 статьи 8 Закона № 360–ФЗ)
  • установили особенности и переходные положения в части заключения цифровых контрактов с единственным поставщиком.

Обзор отдельных положений нового закона, разбор примера применения правил импортозамещения можно посмотреть в видеообзоре от эксперта УЦ «Финконт».

Поправки (за исключением отдельных положений) вступят в силу уже с 1 октября 2024 года.

Рекомендуем

Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Изменения правил участия в закупках в 2024 году. Защита прав и интересов в ФАС

Семинар «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Изменения правил участия в закупках в 2024 году. Защита прав и интересов в ФАС» посвящен актуальным и сложным вопросам участия в регламентированных закупках по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

44-ФЗ и 223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно, 104 дистанционно)

В рамках программы повышения квалификации «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

17.01.25   |   Москва
Семинар

Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2024-25 годах

За один день, в доступной форме опытный эксперт представит и разъяснит всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2023-24 годах, включая новые правила размещения информации в ЕИС, проведения открытых и закрытых электронных процедур по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/edinye-pravila-primeneniya-natsrezhima-pri-zakupkakh-po-44-fz-i-223-fz/