Главный энергетик: разрабатываем KPI для энергетической службы предприятия

От затрат на энергоресурсы зависит, какой будет себестоимость конечного продукта. Поскольку цены на топливо и электроэнергию растут, менеджменту предприятий приходится «ломать голову» над тем, как снизить издержки. Прежде всего, нужна эффективная система управления службой главного энергетика и правильная мотивация сотрудников. Можно прибегнуть к инструментам KPI. Они помогут спланировать работы и оценить эффективность энергетических служб.

От затрат на энергоресурсы зависит, какой будет себестоимость конечного продукта. Поскольку цены на топливо и электроэнергию растут, менеджменту предприятий приходится «ломать голову» над тем, как снизить издержки.

Прежде всего, нужна эффективная система управления службой главного энергетика и правильная мотивация сотрудников. Можно прибегнуть к инструментам KPI. Они помогут спланировать работы и оценить эффективность энергетических служб.

Частый недостаток энергетической службы, который нужно устранить

На некоторых предприятиях энергетические службы заняты исключительно обеспечением надежности и бесперебойности энергоснабжения. Такой стандарт работы передаётся по принципу преемственности ещё со времён СССР, что неправильно. В то время предприятия работали в условиях плановой экономики, и электроэнергия стоила дёшево. Для условий экономики рыночной советские стандарты — непозволительная роскошь.

Сейчас в России претерпела существенные изменения специфика энергетического бизнеса. Появились новые механизмы.

  • Поставщики энергии работают в условиях конкуренции. Созданы энергетические рынки и биржи по торговле энергоресурсами.
  • Благодаря стратегии поведения предприятия могут управлять стоимостью потребляемых энергоресурсов.
  • Средства автоматизации и управления позволяют выполнять учет, контроль и планирование параметров энергопотребления.
  • Появились энергосервисные компании, развиваются механизмы энергосервисных контрактов.

У многих компаний есть огромные потенциалы для управления энергетическими издержками. Для этого в систему ключевых показателей эффективности службы главного энергетика предприятия нужно добавить соответствующий аспект.

12 ключевых задач для службы главного энергетика

Энергетическая служба должна решать технологические и экономические задачи. Среди них:

  1. Организация снабжения всеми видами энергии.
  2. Обеспечение надёжности, бесперебойности и качества.
  3. Обеспечение обслуживания, ремонта, безаварийности.
  4. Поиск ключевых решений в области энергетического менеджмента.
  5. Разработка и внедрение энергосберегающих проектов.
  6. Инициализация, реализация и сопровождение энергетических контрактов.
  7. Автоматизированные учёт и контроль потребления энергоресурсов.
  8. Анализ и контроль стоимости энергоресурсов.
  9. Организация мероприятий по снижению издержек на ремонты.
  10. Организация мероприятий по снижению затрат на материалы и оборудование.
  11. Обеспечение покупки энергоресурсов на энергорынках.
  12. Реализация мероприятий по снижению стоимости покупных энергоресурсов через энергорыночные механизмы.

Основными показателями для оценки эффективности работы службы главного энергетика могут стать обеспечение надёжности энергоснабжения и размер снижения затрат на энергопотребление.

Учтите, что затраты могут разделяться по ряду компонентов:

  • объектам энергопотребления,
  • периоду энергопотребления,
  • видам энергоресурсов,
  • структуре стоимости,
  • сезонности.

Какие ключевые показатели эффективности (KPI) можно использовать

Ключевые показатели эффективности можно подобрать, опираясь на виды учёта и поставленные задачи (Таблица 1).

Таблица 1. Примеры KPI для энергетических служб промышленных предприятий.

KPI

Описание

Уровень снижения потребления энергоресурсов (кВтч, кВт в мес. и т.п.)

Необходимо определить величину энергоресурсов, сэкономленных за заданный период

Величина сэкономленных средств (руб.)

Следует рассчитать стоимость сэкономленных средств за оплату энергоресурсов

Количество предложенных, реализуемых и реализованных проектов по сокращению энергозатрат (ед.)

Необходимо учесть количество проектов, реализуемых службой за заданный период

Точность планирования покупки энергоресурсов (%)

Особенности ценообразования энергоресурсов предусматривают покупку на основании планов (электроэнергия — почасовые планы, природный газ — помесячные). Ошибки в планах увеличивают затраты на покупку энергоресурсов

Количество аварий и остановок (ед.)

Следует учесть общее количество аварий и вынужденных остановок производства. Посмотреть, есть ли тенденции к уменьшению, по сравнению с предыдущим учётным периодом

Длительность плановых, капительных и аварийных ремонтов оборудования (час.)

Следует учесть временные затраты на выполнение ремонтных операций

Уровень расхода материалов (ед.)

Следует учесть количество сэкономленного материала при условии отсутствия потери в качестве и надежности работ (теплоизоляция, задвижки, изолента и т.п.)

Повышение эффективности отдельного производственного объекта (%)

Нужно проанализировать изменения показателей эффективности отдельных производственных объектов (цехов, подразделений)

Подбирать KPI следует индивидуально. Ключевые показатели эффективности для службы главного энергетика можно комбинировать и дополняться в зависимости от типа предприятия и текущих целей.

Рекомендуем

Изучить современные методы организации энергетической службы, лучшие мировые практики энергетических служб, сформировать у главных энергетиков предприятий новые современные эффективные компетенции в управлении одной из важнейших служб предприятия можно на курсе Учебного центра «Финконт»:

Главный энергетик. Управление службой главного энергетика. Курс в Москве + Онлайн-трансляция


Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/glavnyy-energetik-razrabatyvaem-kpi/