Государственный лесной реестр и ФГИС ЛК: что меняется в лесном законодательстве в 2025 году

С 1 января 2025 года вступят в силу поправки в Лесной кодекс РФ, предусмотренные Федеральным законом от 4 февраля 2021 № 3-ФЗ и отложенные Федеральным законом от 19 декабря 2022 № 519-ФЗ.

С 1 января 2025 года вступят в силу поправки в Лесной кодекс РФ, предусмотренные Федеральным законом от 4 февраля 2021 № 3-ФЗ и отложенные Федеральным законом от 19 декабря 2022 № 519-ФЗ.

Начнёт работу обновлённый государственный лесной реестр. Также в рамках цифровизации лесной промышленности госсистема ЛесЕГАИС будет перенесена на ФГИС ЛК.

Через эту платформу должна осуществляться вся деятельность лесной отрасли. Из ЛесЕГАИС в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса (ФГИС ЛК) переносятся сведения об участниках оборота древесины, сделках с древесиной, объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, лесовозной и лесозаготовительной технике.

Что нужно знать о государственном лесном реестре

Лесной кодекс РФ пополнит новая глава 10.1. «Государственный лесной реестр».

Справка! Государственный лесной реестр — свод достоверных систематизированных сведений о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, документов, необходимых для управления в области лесных отношений, обеспечения учёта древесины, её прослеживаемости, учёта сведений о сделках с ней, а также иной информации и документации.

Такой реестр создаётся с целью обеспечить органы государственной власти, местного самоуправления, граждан и организации достоверной информацией, необходимой для осуществления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, лесоразведения, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для обеспечения прослеживаемости древесины.

В целях ведения государственного лесного реестра создаётся федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК), функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Справка! ФГИС ЛК — Федеральная государственная информационная система лесного комплекса, объединяющая всю информацию о лесах и лесных ресурсах.

Это своего рода цифровой двойник лесной отрасли, содержащий всеобъемлющую информацию о лесах, лесном хозяйстве, деревообработке.

Система направлена на централизацию, объединение сведений в единое цифровой пространство для следующих целей:

  • обеспечения прослеживаемости происхождения древесины;
  • контроля над оборотом лесных ресурсов;
  • внедрения электронного документооборота в лесном комплексе;
  • публичного отражения открытых данных о лесах — для граждан и органов госвласти;
  • создания и использование информации по защите лесов от воздействия вредителей;
  • организации санитарных мероприятий и контроля за их проведением;
  • оказания госуслуг в электронном виде;
  • борьбы с незаконными рубками;
  • обнаружения пожаров;
  • формирования электронного государственного лесного реестра.

Использовать ФГИС ЛК - обязаны все лесопользователи и участники рынка древесины.

В части использования ФГИС ЛК в Лесной кодекс также внесли ряд поправок (таблица 1).

Таблица 1. ФГИС ЛК: что меняется в Лесном кодексе РФ с 1 января 2025 года

Норма Лесного кодекса

Изменения

Статья 5.1 Использование лесов

Информация о лесах размещается на официальном сайте оператора федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 5 статьи 93.1 Лесного кодекса.

На официальном сайте оператора федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается публичная лесная карта, которая предусмотрена пунктом 1 части 1 статьи 93.3 Лесного кодекса и которая ведётся в электронной форме, для использования неограниченным кругом лиц без подачи запросов и взимания платы.

Статья 49. Отчёт об использовании лесов

Отчёт об использовании лесов представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, за исключением использования лесов для заготовки древесины, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 93.5 Лесного кодекса. Отчёт об использовании лесов формируется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов для заготовки древесины, с использованием федеральной государственной информационной системы лесного комплекса в соответствии с частью 4 статьи 93.5 Лесного кодекса.

Часть 3 статьи 60.6 Лесопатологические обследования

По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса, и размещается в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса в соответствии со статьёй 93.4 Лесного кодекса.

Пункт 5 части 12 статьи 83 Передача осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

обеспечивает своевременное представление в форме электронного документа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за осуществлением переданных полномочий отчётности об осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий. Отчётность об осуществлении переданных полномочий может подаваться путём интеграции соответствующих информационных систем, используемых уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ для учёта данных об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, с федеральной государственной информационной системой лесного комплекса, иными федеральными информационными системами.
Содержание, форма и порядок представления в форме электронного документа отчетности об осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий и порядок интеграции соответствующих информационных систем устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Оператором ФГИС ЛК, обеспечивающим её создание и эксплуатацию, является Рослесхоз. Полномочия оператора системы на основании решения Рослесхоза, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Оператор несёт ответственность за сохранность и доступность содержащихся в ФГИС ЛК сведений, документов, материалов. На него также возложены обязанности по защите сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, а также по ведению электронных лесных карт.

Чем ФГИС ЛК отличается от ЛесЕГАИС

Если ЛесЕГАИС направлена исключительно на учёт, заготавливаемой древесины, и включает в себя информацию о сделках, логистике, складах, то функционал ФГИС ЛК шире. Она позволяет оперативнее мониторить сделки, содержит аналитические данные о государственных лесных ресурсах и предназначена для автоматизации различных процессов в области лесопользования и лесного хозяйства.

Использование технологий и методов искусственного интеллекта позволяет ФГИС ЛК оперативнее мониторить сделки, автоматически обнаруживать изменения в состоянии лесного фонда, прогнозировать события, связанные с лесохозяйственной деятельностью.

ФГИС ЛК включает в себя:

  • сведения государственного лесного реестра;
  • актуальные данные в области охраны, защиты и воспроизводства лесов; лесоразведения;
  • публичную лесную карту;
  • системы лесной отчётности, контроля за движением лесовозной техники.

В одну из подсистем ФГИС ЛК включён текущий функционал ЛесЕГАИС.

В ФГИС ЛК включено несколько подсистем. Их предназначение следующее:

  1. Хранение актуальных сведений о состоянии лесных объектов РФ. Доступ к ним могут получить юридические и физические лица, органы лесного хозяйства и представители власти.
  2. Функции учёта. Фиксируются все этапы взаимодействий с лесными объектами: сделки, ведение ЭСД, отчётность о балансе древесины и переработке, приёмка, переработка и списание древесины, инвентаризация, охрана, защита, состояние и воспроизводство лесов. Учётом занимаются лесопользователи, участники оборота древесины и её переработки.

ФГИС ЛК способна интегрироваться с различными внешними информационными системами: ЕСИА, Госуслуги, ЕГРН, СМЭВ, Эра-ГЛОНАСС.

Как получить доступ к ФГИС ЛК

Внешние пользователи могут получить доступ к ФГИС ЛК через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА).

За Правительством РФ закреплены полномочия устанавливать:

  • порядок ведения государственного лесного реестра, в том числе определение объёма и состава вносимых в государственный лесной реестр сведений, документов;
  • порядок идентификации таких сведений;
  • порядок внесения в реестр сведений и размещения в нём документов;
  • порядок исправления ошибок в сведениях, внесённых в государственный лесной реестр;
  • порядок информационного взаимодействия ФГИС ЛК с иными информационными системами, в том числе с информационными системами организаторов торгов, предусмотренными Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;
  • порядок оформления сделок с древесиной в государственном лесном реестре;
  • порядок прекращения действия электронных сопроводительных документов, осуществления сбора и обработки навигационной информации, условия поступления в государственный лесной реестр сведений о дате, времени и месте формирования электронного сопроводительного документа, дате, времени и месте прекращения действия этого документа, совершённых сделках с древесиной в случае отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • случаи автоматического отказа во внесении сведений в государственный лесной реестр, формирования в нем документов, оформления в нём сделок.

Реестровые дела, лесоустроительная документация, документированная информация государственного лесного реестра, ЕГАИС Лес, созданные до ввода в эксплуатацию ФГИС ЛК, хранятся в электронной форме и (или) на бумажном носителе. Порядок такого хранения устанавливает Правительство РФ.

Как вносятся сведения в ФГИС ЛК

Сведения и документы в ФГИС ЛК размещают оператор системы, а также уполномоченные органы государственной власти, местного самоуправления в рамках межведомственного информационного взаимодействия и в результате формирования организациями или гражданами документов с использованием ФГИС ЛК.

Перечень подлежащих внесению в государственный лесной реестр сведений, порядок, сроки, требования к формату документов в электронной форме устанавливает Правительство РФ.

Если сведения, которые должны представляться для включения в государственный лесной реестр, содержатся в иных госреестрах, ГИС и включаются в иные госреестры, ГИС в обязательном порядке, такие сведения (в том числе сведения, содержащиеся в материалах дистанционного зондирования Земли) подлежат включению в государственный лесной реестр. Операторы указанных ГИС и госреестров обязаны направить соответствующие сведения в государственный лесной реестр или обеспечить доступ к ним оператору ФГИС ЛК с соблюдением порядка межведомственного информационного взаимодействия.

Если древесину реализуют на организованных торгах, организатор таких торгов должен в срок не позднее одного дня, следующего за днём, когда состоялись торги, представить оператору ФГИС ЛК сведения о сделках, заключённых в отношении древесины, посредством межведомственного информационного взаимодействия.

Как представлять документы для внесения в государственный лесной реестр

Граждане и организации подают документы, в электронной форме, подписав их усиленной КЭП, посредством единого портала Госуслуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг или иных информационных технологий взаимодействия с уполномоченными органами исполнительной власти, либо через официальный сайт с использованием единой системы идентификации и аутентификации (через «личный кабинет»).

Как работать с ФГИС ЛК! Чтобы войти в систему, нужно авторизоваться в «личном кабинете лесопользователя ФГИС ЛК» от имени организации. В «Личном кабинета лесопользователя» можно, например, сформировать документ или запрос, изменить данные пользователя, проверить объекты (МСД, ОЛИ, Лесосеки) и завести их в систему, актуализировать объёмы, внести сделки (декларации о сделках с древесиной (ДСД), которые будут действовать в 2025 году, нужно перенести во ФГИС ЛК вручную. Автоматически из ЛесЕГАИС они не подтянутся).

Обратите внимание, что для работы во ФГИС ЛК требуется квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Организации, ИП формируют:

  • отчёты об использовании лесов, если используют их для заготовки древесины;
  • отчёты о балансе древесины;
  • отчёты о древесине и продукции из неё;
  • электронные сопроводительные документы.

Какая древесина подлежит учёту. Учёту подлежат древесина и продукция её переработки, перечень которых определяется Правительством РФ в соответствии с ОКПД 2, ТН ВЭД ЕАЭС (распоряжение Правительства РФ от 13 июня 2014 года № 1047-р)

В случаях заготовки, транспортировки древесины при отсутствии доступа к интернету отчёты и документы формируются с помощью специализированного ПО, доступ к которому бесплатно обеспечивает оператор ФГИС ЛК. Документы и сведения вносятся в государственный лесной реестр автоматически после завершения формирования соответствующего документа в электронной форме и возобновления доступа к сети.

В случае использования лесов для заготовки древесины, отчёты об их использовании, балансе, о древесине и продукции из неё, иные документы или сведения можно представить путём интеграции автоматизированной информационной системы с ФГИС ЛК в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как запросить сведения из государственного лесного реестра

Запросить сведения из государственного лесного реестра могут любые лица посредством портала Госуслуг, единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи или иным установленным способом.

Оператором ФГИС ЛК предоставит запрашиваемые сведения (за исключением информации, доступ к которой ограничен Правительством РФ).

Транспортировка древесины: как должны быть оборудованы транспортные средства

С 1 января 2025 года вступают в силу положения статья 96.3 Лесного кодекса, согласно которым транспортные средства, транспортирующие древесину, должны быть оборудованы техническими средствами контроля, обеспечивающими оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС РФ информации, позволяющей установить координаты места нахождения таких транспортных средств, траекторию их движения, с установленным ПО, интегрированным с ФГИС ЛК. Информация в систему должна поступать в режиме реального времени.

Как накажут за нарушение требований к учёту древесины и сделок с ней

За нарушение требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней предусмотрена административная ответственность (ст. 8.28.1 КоАП РФ).

С 1 января 2025 года вступят в силу поправки, предусмотренные Федеральным законом от 8 июля 2024 № 165-ФЗ. Статья 8.28.1 дополнится несколькими новыми частями, также изменятся некоторые прежние нормы (таблица 2).

Таблица 2. Административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства об учёте древесины и сделок с ней с 1 января 2025 года

Нарушение

Ответственность

Непредставление или несвоевременное представление деклараций о сделках с древесиной, подача заведомо ложной информации о сделках с древесиной.

  • для должностных лиц — от 5 000 до 20 000 рублей;
  • для ИП — от 7 000 до 25 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Внесение в ФГИС ЛК сведений о характеристиках древесины, не соответствующих требованиям, установленным Правилами определения характеристик древесины и учёта древесины.

  • для должностных лиц — от 25 000 до 35 000 рублей;
  • для ИП — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 тысяч рублей.

Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины.

  • для должностных лиц — от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией древесины либо без таковой;
  • для организаций — от 300 000 до 500 000 тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.

Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа.

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
  • для ИП — от 100 000 до 300 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
  • для организаций — от 200 000 до 500 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Непредставление, несвоевременное представление, представление заведомо ложной информации должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в ФГИС ЛК.

  • наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 рублей.

Транспортировка древесины и (или) продукции её переработки автомобильным транспортом без ГЛОНАСС.

  • для должностных лиц — от 20 000 до 50 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
  • для ИП — от 100 000 до 300 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой;
  • для организаций — от 200 000 до 500 000 рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Нарушение требований к размещению и характеристикам складов древесины, в том числе в части оборудования их средствами фиксации транспортных средств, осуществляющих доставку древесины на такие склады, а также порядка внесения сведений о складах древесины в государственный лесной реестр. 

  • для должностных лиц — от 25 000 до 50 000 рублей;
  • для ИП — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Непредставление сведений об адресах (местоположении) объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, о производственных мощностях объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, лицах, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры, либо представление заведомо ложных сведений в государственной лесной реестр.

  • для граждан — от 25 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Непредставление или несвоевременное представление сведений о ввезенной на склад и вывезенной со склада древесине для формирования отчёта о балансе древесины, о поступлении древесины на объект лесоперерабатывающей инфраструктуры или переработке древесины на указанном объекте в федеральную государственную информационную систему лесного комплекса для формирования отчёта о древесине и продукции её переработки, а также представление заведомо ложных сведений.

  • для должностных лиц — от 5 000 до 24 000 рублей;
  • для ИП — от 7 000 до 25 000 рублей;
  • для организаций — от 100 000 до 200 000 рублей.

Не забудьте учесть изменения при организации своей работы.

19.05.25-20.05.25   |   Москва
Семинар

Лесопользование: оформление, застройка, перевод земель лесного фонда

В 2021 году принят очередной блок ФЗ об изменении Лесного кодекса РФ. Принимались также многочисленные изменения в смежные ФЗ, применяемые в лесах. В лесах остались действовать ФЗ нескольких предыдущих лет. Полностью обновляются подзаконные акты о лесах в 2022 году.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/gosudarstvennyy-lesnoy-reestr-i-fgis-lk-chto-menyaetsya-v-lesnom-zakonodatelstve/