Ежегодно, в срок до 1 февраля заказчиков по 223-ФЗ проверяют на законопослушание: кто не выполнил норматив поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в закупках и (или) не разместил в ЕИС отчет, того на 11 месяцев переводят на закупки по закону о контрактной системе № 44-ФЗ.
Чтобы выполнить требования о поддержке субъектов МСП, необходимо правильно организовать закупочный процесс, начиная с планирования и выбора способов закупок и заканчивая исполнением обязательства заказчика по оплате товаров (работ, услуг) с размещением сведений в реестре договоров ЕИС.
Сегодня обсудим выбор способов закупки только для субъектов МСП, совокупный годовой объем которых должен составлять не менее 20% совокупного стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Ранее Минфин России допускал в своих разъяснениях возможность включения в отчет о закупках только у субъектов МСП договоров с единственными поставщиками — субъектами МСП (см., например, письмо от 6 декабря 2018 г. № 24-05-09/88660). В разъяснениях 2023 г. такой вариант закупок только у субъектов МСП уже отсутствует (см. письмо Минфина России от 07.06.2023 № 24-07-08/52488).
В частности, Минфин указал, что, принимая во внимание положения части 2 статьи 3 и статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ, пункта 20.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, заказчики могут достигать указанный годовой объем закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, путем проведения:
- конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты МСП, особенности осуществления которой установлены статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ;
- неконкурентной закупки, проводимой в соответствии с пунктом 20.1 Положения с применением механизма «электронного магазина», если условиями такой закупки предусматривается участие в ней только субъектов МСП;
- неконкурентной закупки, предусматривающей участие нескольких участников закупки, но только из числа субъектов МСП.
Сравним четыре наиболее популярных среди заказчиков по 223-ФЗ способа закупки только для субъектов МСП, с помощью которых можно успешно выполнить 20%-й норматив закупок у МСП по постановлению № 1352.
Критерий/Способ закупки
|
Аукцион только для МСП
|
Запрос котировок только для МСП
|
«Электронный магазин» по п.20.1 постановления № 1352
|
Иные неконкурентные закупки, предусмотренные Положением о закупке (на примере маркетинговых исследований с участием только субъектов МСП)
|
Нормативное регулирование
|
Статьи 3.2 — 3.4 закона № 223-ФЗ, постановление № 1352
|
Статьи 3.2 — 3.4 закона № 223-ФЗ, постановление № 1352
|
П. 20.1 Положения, утвержденного постановлением № 1352
|
Положение о закупке заказчика, постановление № 1352
|
НМЦД
|
Не более 800 млн. руб.
|
Не более 7 млн. руб.
|
Не более 20 млн. руб.
|
Не более 800 млн. руб.
|
Электронная площадка
|
Из перечня Правительства для закупок по 44-ФЗ
|
Из перечня Правительства для закупок по 44-ФЗ
|
Из перечня Правительства для закупок по 44-ФЗ
|
Любая по выбору заказчика; возможна закупка не в электронной форме в соответствии с Положением
|
Минимально возможный срок от размещения извещения (документации) до заключения договора
|
22 дня при НМЦД не более 30 млн. руб.;
30 дней при НМЦД более 30 млн. руб.
|
19 дней
|
Законом не регулируется
|
Законом не регулируется
|
Критерии определения победителя
|
Цена договора
|
Цена договора
|
Критерии, указанные в Положении о закупке
|
Критерии, указанные в Положении о закупке
|
Обязанность заказчика заключить договор по результатам закупки
|
Установлена статьями 3.2, 3.4 закона № 223-ФЗ
|
Установлена статьями 3.2, 3.4 закона № 223-ФЗ
|
Законом не установлена (п. 20.1 Положения предусматривает «заключение» договора на эл. площадке)
|
Законом не установлена.
|
Возможность применения заказчиками, попавшими под санкции
|
нет
|
нет
|
да
|
да
|
Требования к составу и содержанию заявки на участие в закупке
|
Ограничены частями 19.1 — 19.3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ
|
Ограничены частями 19.1 — 19.3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ
|
Определяются в Положении о закупке и заказчиком, законом не ограничены
|
Определяются в Положении о закупке и заказчиком, законом не ограничены
|
Возможность понижения цены в процессе проведения закупки
|
Предусмотрено снижение цены на «шаг» аукциона
|
Не предусмотрено
|
Возможны «переторжки» (запрос понижения цены) в соответствии с Положением заказчика
|
Возможны «переторжки» (запрос понижения цены) в соответствии с Положением заказчика
|
Возможность отклонения заявки с товаром не из реестров из постановления от 03.12.2022 № 2013 в целях выполнения минимальной доли закупки российских товаров
|
Не предусмотрена
|
Не предусмотрена
|
Требование предоставить информацию из реестров российской продукции или евразийских товаров может быть установлено; не соответствующая требованиям заявка может быть отклонена
|
Требование предоставить информацию из реестров российской продукции или евразийских товаров может быть установлено; не соответствующая требованиям заявка может быть отклонена
|
Риски обжалования закупки
|
Невысокие в случае соблюдения требований к документации о закупке
|
Невысокие в случае соблюдения требований к извещению о закупке
|
Низкие
|
Существенные риски обжалования факта проведения и условий неконкурентной закупки, если ФАС России посчитает закупку по сути конкурентной
|
Доступность для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
|
Условия участия и оплата регулируются законодательством, доступность высокая
|
Условия участия и оплата регулируются законодательством, доступность высокая
|
Условия участия определяются оператором, доступность средняя (определяется тарифами площадки)
|
Условия участия и оплата определяются заказчиком и оператором, доступность низкая
|
Приведенные характерные черты и особенности способов закупки только для субъектов МСП наглядно показывают их «положительные» и «отрицательные» черты как для заказчика, так и для участника закупки. Как показывает сравнительная таблица, выбор у заказчиков и у участников есть. Можно успешно организовать свои закупки и выполнить все законодательно установленные нормативы, если решать вопросы поддержки МСП в закупках грамотно и своевременно.
За более подробной информацией о правилах проведения закупок и участия в закупках по закону № 223-ФЗ приглашаем на курсы и семинары учебного центра «Финконт».
Рекомендуем
Для заказчиков:
Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль (24 часа очно)
В рамках курса повышения квалификации «Закупки по закону № 223-ФЗ. Правовое регулирование и контроль» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования корпоративных закупок; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении закона № 223-ФЗ.
Для поставщиков:
Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по закону № 223-ФЗ. Изменения, практика, сложные вопросы участия в закупках
Курс повышения квалификации для поставщиков корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в закупках по закону № 223-ФЗ. Изменения, практика, сложные вопросы участия в закупках» адресован участникам закупок по закону № 223-ФЗ — поставщикам, подрядчикам, исполнителям, как только осваивающим направление тендерных продаж, так и активно работающим на рынке корпоративных тендеров, в целях адаптации к изменениям законодательства и практики, решения сложных вопросов участия в регламентированных закупках.
Материал подготовлен преподавателем УМЦ «Финконт», экспертом в сфере закупок, к.э.н. Богацкой С.Г.