1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ.
1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ.
1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ.
Изменения направлены на консолидацию электросетевого рынка. Согласно документу, в каждом субъекте РФ появятся системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО). Законом закрепляются их полномочия и особенности правового регулирования.
Справка! Системообразующая территориальная сетевая организация (СТСО) — территориальная сетевая организация, определённая решением высшего должностного лица субъекта РФ в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством РФ, функционирующая в границах субъекта РФ, обеспечивающая надёжное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте РФ, в порядке и способами, которые указаны в Федеральном законе от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
СТСО станут едиными центрами ответственности. Закрепляется модель «котёл-сверху», в соответствии с которой (за рядом установленных законом исключений) услуги по передаче электроэнергии потребителям будет оказывать только СТСО. Прочие территориальные сетевые организации будут оказывать услуги по передаче электрической энергии иным территориальным сетевым организациям, в том числе и СТСО.
Статус СТСО сможет получить крупнейшая в регионе ТСО, на основании утверждённых Правительством РФ критериев. Оценку соответствия критериям будут проводить региональные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а принимать решение об определении СТСО — высшие должностные лица субъектов РФ.
На территории Москвы положения о СТСО применяются с учётом особенностей, предусмотренных Законом от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы РФ» (пункта 6 новой статьи 46.4 Закона № 35-ФЗ).
К осуществлению деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии в качестве СТСО или ТСО не допустят организаций, которые находятся под контролем иностранного инвестора (иностранного лица, группы лиц).
Закрепляются полномочия СТСО по эксплуатации, капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства, переданных СТСО в установленном законом порядке, по устранению масштабных аварий на сетях прочих ТСО по решению региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения.
Установлены нормы:
СТСО несёт ответственность за надёжность обеспечения электроэнергией и её качество перед потребителями, присоединёнными к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства с момента выявления признаков отнесения объектов электросетевого хозяйства к бесхозяйным. На территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта РФ, в пределах которого такие системы находятся, ответственность несёт ТСО, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты.
Экономически обоснованные расходы СТСО, планируемые и (или) фактически понесённые в связи с исполнением обязанностей, включат в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии. Исключение составят расходы, учтённые при установлении платы за технологическое присоединение, а также расходы, пошедшие на ликвидацию последствий аварийных ситуаций.
Новый закон также предполагается комплексное определение системы оперативно-технологического управления как неотъемлемой составляющей обеспечения процесса функционирования объектов электроэнергетики. Формируются условия для постепенного создания и введения цифровых информационных моделей, внедрения интеллектуальных систем управления и автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электросети и генерации из диспетчерских центров.
Поправками в закон «Об электроэнергетике» введено определение «цифровая информационная модель объекта электроэнергетики».
Справка! Цифровая информационная модель объекта электроэнергетики — это представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих такой объект и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними.
Средства дистанционного управления — программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удалённых автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путём передачи технологической информации и реализации команд управления.
Последовательное создание единого информационного описания электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в виде цифровой машиночитаемой модели обозначено в качестве одной из первоочередных мер для решения задач по внедрению новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления, автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электрической сети и объектов генерации из диспетчерских центров.
Утверждать правила формирования, ведения и порядка раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, а также правила осуществления автоматизированного информационного обмена и предоставления информации в области электроэнергетики в электронном виде для обеспечения совместимости передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики и цифровых информационных моделей электроэнергетических систем будут Правительство РФ и Минэнерго России.
Использование единых стандартов и правил формирования цифровых моделей энергетических систем и объектов электроэнергетики призвано сократить затраты субъектов отрасли на организацию информационного обмена.
В целом, поправки подаются законотворцами, как инструменты, призванные повысить надёжность электроснабжения посредством формирования в каждом субъекте РФ единого центра ответственности, отвечающего за надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей; установить договорную ответственность СТСО непосредственно перед потребителями; сократить количество аварий на сетях, способствовать принятию более обоснованных тарифных решений в сфере затрат на содержание сетей; сформировать законодательную основу для формирования нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей условия для технологического развития российской электроэнергетической системы, включая внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления.
Энергосбережение и энергоэффективность на предприятии в 2024 году
В рамках курса анализируются актуальные нормативно-правовые акты государства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подробно рассматриваются требования к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.