Изменения в электроэнергетике 2024: разбираем закон о СТСО

1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ.

1 сентября 2024 года вступят в силу поправки в закон «Об электроэнергетике», предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2024 № 185−ФЗ.

Изменения направлены на консолидацию электросетевого рынка. Согласно документу, в каждом субъекте РФ появятся системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО). Законом закрепляются их полномочия и особенности правового регулирования.

Справка! Системообразующая территориальная сетевая организация (СТСО) — территориальная сетевая организация, определённая решением высшего должностного лица субъекта РФ в соответствии с критериями отнесения территориальных сетевых организаций к системообразующим территориальным сетевым организациям и порядком определения системообразующих территориальных сетевых организаций, установленными Правительством РФ, функционирующая в границах субъекта РФ, обеспечивающая надёжное функционирование объектов электросетевого хозяйства, расположенных в субъекте РФ, в порядке и способами, которые указаны в Федеральном законе от 26 марта 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

СТСО станут едиными центрами ответственности. Закрепляется модель «котёл-сверху», в соответствии с которой (за рядом установленных законом исключений) услуги по передаче электроэнергии потребителям будет оказывать только СТСО. Прочие территориальные сетевые организации будут оказывать услуги по передаче электрической энергии иным территориальным сетевым организациям, в том числе и СТСО.

Какие организации смогут получить статус СТСО

Статус СТСО сможет получить крупнейшая в регионе ТСО, на основании утверждённых Правительством РФ критериев. Оценку соответствия критериям будут проводить региональные органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а принимать решение об определении СТСО — высшие должностные лица субъектов РФ.

На территории Москвы положения о СТСО применяются с учётом особенностей, предусмотренных Законом от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы РФ» (пункта 6 новой статьи 46.4 Закона № 35-ФЗ).

К осуществлению деятельности по оказанию услуг по передаче электроэнергии в качестве СТСО или ТСО не допустят организаций, которые находятся под контролем иностранного инвестора (иностранного лица, группы лиц).

Какие нормы, полномочия и ответственность закреплены за СТСО

Закрепляются полномочия СТСО по эксплуатации, капитальному ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению объектов электросетевого хозяйства, переданных СТСО в установленном законом порядке, по устранению масштабных аварий на сетях прочих ТСО по решению региональных штабов по обеспечению безопасности электроснабжения.

Установлены нормы:

  • об обязанности передачи в безвозмездное владение и пользование СТСО или ТСО объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальных образований в случаях и порядке, определённых, Правительством РФ.
  • о рассмотрении СТСО инвестиционных программ ТСО;
  • об обязательном привлечении экспертов СТСО к оценке достоверности данных, представленных в предложениях об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии по электросетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании ТСО.

СТСО несёт ответственность за надёжность обеспечения электроэнергией и её качество перед потребителями, присоединёнными к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства с момента выявления признаков отнесения объектов электросетевого хозяйства к бесхозяйным. На территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, и на территориях технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, границы которых не совпадают с границами субъекта РФ, в пределах которого такие системы находятся, ответственность несёт ТСО, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты.

Экономически обоснованные расходы СТСО, планируемые и (или) фактически понесённые в связи с исполнением обязанностей, включат в состав цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии. Исключение составят расходы, учтённые при установлении платы за технологическое присоединение, а также расходы, пошедшие на ликвидацию последствий аварийных ситуаций.

Что стоит знать о цифровой информационной модели объекта электроэнергетики

Новый закон также предполагается комплексное определение системы оперативно-технологического управления как неотъемлемой составляющей обеспечения процесса функционирования объектов электроэнергетики. Формируются условия для постепенного создания и введения цифровых информационных моделей, внедрения интеллектуальных систем управления и автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электросети и генерации из диспетчерских центров.

Поправками в закон «Об электроэнергетике» введено определение «цифровая информационная модель объекта электроэнергетики».

Справка! Цифровая информационная модель объекта электроэнергетики — это представленное в унифицированном электронном машиночитаемом виде множество взаимоувязанных сведений об объекте электроэнергетики, однозначно идентифицирующих и описывающих такой объект и входящие в его состав оборудование и устройства, а также связи между ними.

Средства дистанционного управления — программные, программно-аппаратные и иные технические средства, обеспечивающие техническую возможность изменения технологических режимов работы и (или) эксплуатационного состояния линий электропередачи, оборудования и устройств объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок непосредственно из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике или с иных удалённых автоматизированных рабочих мест, терминалов, из центров управления путём передачи технологической информации и реализации команд управления.

Последовательное создание единого информационного описания электроэнергетической системы и объектов электроэнергетики в виде цифровой машиночитаемой модели обозначено в качестве одной из первоочередных мер для решения задач по внедрению новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления, автоматического дистанционного управления режимами работы объектов электрической сети и объектов генерации из диспетчерских центров.

Утверждать правила формирования, ведения и порядка раскрытия (предоставления) цифровых информационных моделей электроэнергетических систем и цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики, а также правила осуществления автоматизированного информационного обмена и предоставления информации в области электроэнергетики в электронном виде для обеспечения совместимости передаваемых и получаемых данных с использованием цифровых информационных моделей объектов электроэнергетики и цифровых информационных моделей электроэнергетических систем будут Правительство РФ и Минэнерго России.

Использование единых стандартов и правил формирования цифровых моделей энергетических систем и объектов электроэнергетики призвано сократить затраты субъектов отрасли на организацию информационного обмена.

В целом, поправки подаются законотворцами, как инструменты, призванные повысить надёжность электроснабжения посредством формирования в каждом субъекте РФ единого центра ответственности, отвечающего за надёжное и бесперебойное энергоснабжение потребителей; установить договорную ответственность СТСО непосредственно перед потребителями; сократить количество аварий на сетях, способствовать принятию более обоснованных тарифных решений в сфере затрат на содержание сетей; сформировать законодательную основу для формирования нормативно-правовой и нормативно-технической базы, обеспечивающей условия для технологического развития российской электроэнергетической системы, включая внедрение новых высокоэффективных технологий и интеллектуальных систем управления.

Рекомендуем

Энергосбережение и энергоэффективность на предприятии в 2024 году

В рамках курса анализируются актуальные нормативно-правовые акты государства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Подробно рассматриваются требования к региональным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/izmeneniya-v-elektroenergetike-2024-razbiraem-zakon-o-stso/