К каким изменениям в сфере ЖКХ готовиться в 2024 – 2025 годах: четыре законодательные новинки

В 2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся сферы ЖКХ.

В 2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся сферы ЖКХ.

Два документа, затрагивающих закон о теплоснабжении и положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, вступят в силу в 2025 году. В сентябре 2024 года начнут действовать изменения в ЖК РФ и ГК РФ в части капремонта и строительного контроля.

С августа 2024 года действуют поправки в КоАП в части самовольного подключения к системам водоснабжения.

Подробнее о четырёх перечисленных изменениях рассказываем в нашем материале.

1. Выросли штрафы за самовольное подключение к системам водоснабжения

19 августа 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 241-ФЗ о внесении изменений в КоАП.

Увеличились размеры штрафов, предусмотренных статьёй 7.20 Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и (или) самовольное пользование такими системами (таблица 1).

Таблица 1. Как изменились штрафы за самовольное подключение к системам водоснабжения по ст.7.20 КоАП

До 19 августа 2024

После 19 августа 2024

  • от 1000 до 1500 рублей — для граждан;
  • от 2000 до 3000 рублей — для должностных лиц;
  • от 20 000 до 30 000 рублей — для юрлиц.
  • от 10 000 до 15 000 рублей — для граждан;
  • от 30 000 до 80 000 рублей — для руководителей;
  • от 100 000 до 200 000 рублей — для юрлиц.

2. Внесли поправки в части капремонта и строительного контроля

С 1 сентября 2024 года вступают в силу поправки в ЖК РФ и статью 53 ГК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 238-ФЗ.

Работы по капремонту общего имущества в МКД выполняются на основании договора строительного подряда, заключённого с ИП или юрлицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ.

Строительный контроль при капремонте может проводить уполномоченный региональной властью орган, а собственники помещений в МКД со спецсчётом вправе отказаться от его услуг на общем собрании собственников (ст. 166 ЖК РФ).

3. Внесли изменения в закон о теплоснабжении

С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки в закон о теплоснабжении. Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 311-ФЗ предусмотрен перечень профилактических и контрольных мероприятий при федеральном энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения.

Профилактические мероприятия включают в себя:

  • информирование;
  • обобщение правоприменительной практики;
  • объявление предостережений;
  • консультирование;
  • профилактический визит.

Контрольные (надзорные) мероприятия включают выездную и документарную проверку.

Установили новые требования по обеспечению готовности к отопительному периоду и последствия их неисполнения.

Готовность к отопительному периоду обеспечивают:

  • муниципальные образования;
  • теплоснабжающие и теплосетевые организации,
  • потребители теплоэнергии,
  • управляющие организации, ТСЖ, жилкооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие МКД
  • лица, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 164 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме заключили соответствующие договоры оказания услуг, председатели советов МКД
  • владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями.

Готовность к отопительному периоду обеспечивается путём соблюдения обязательных требований и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утверждёнными Минэнерго России.

В числе таких правил требования о подтверждении соблюдения указанными выше лицами предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований:

  • промышленной безопасности;
  • законодательства о градостроительной деятельности;
  • безопасности в сфере теплоснабжения.

А также иные обязательные требования, несоблюдение которых влияет на безаварийную работу объектов теплоснабжения.

В рамках обеспечения готовности к отопительному сезону, а также безаварийной работы объектов теплоснабжения за ответственными лицами закреплены обязанности. Предусмотрена оценка готовности. (таблица 2).

Таблица 2. Что обязаны сделать ответственные лица в рамках обеспечения готовности к отопительному сезону. Кто проводит оценку такой готовности.

Ответственные лица

Установленные обязанности

Кто проводит оценку обеспечения готовности к отопительному периоду

Муниципальные образования

В целях обеспечения готовности к отопительному периоду обязаны:

  • иметь предусмотренный законом актуальный порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании;
  • иметь утверждённую актуализированную схему теплоснабжения в соответствии с ч. 3 ст. 23 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ
  • обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения, в отношении которых в соответствии с ч. 6.4 ст. 15 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ не определена организация по содержанию и обслуживанию.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности

Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации

В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения обязаны на постоянной основе:

  • обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
  • проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей;
  • осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
  • обеспечивать качество теплоносителей;
  • организовывать коммерческий учёт приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
  • обеспечивать проверку качества строительства, реконструкции и (или) модернизации принадлежащих им тепловых сетей, в том числе качества тепловой изоляции;
  • обеспечивать надёжное теплоснабжение потребителей;
  • выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения, определённые утверждённой актуализированной схемой теплоснабжения и включённые в инвестиционную программу теплоснабжающей или теплосетевой организации;
  • иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.

Орган местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ и абзацем вторым п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Оценку обеспечения теплоснабжающей организацией, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, осуществляет орган местного самоуправления совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ и абзацем вторым п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.

Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями

В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения обязаны на постоянной основе:

  • обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
  • проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей;
  • осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
  • обеспечивать качество теплоносителей;
  • обеспечивать проверку качества строительства, реконструкции и (или) модернизации принадлежащих им тепловых сетей, в том числе качества тепловой изоляции;
  • обеспечивать надёжное теплоснабжение потребителей;
  • иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.

Потребители теплоэнергии;

Управляющие организации, ТСЖ, жилкооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие МКД;

Лица, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 164 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме заключили соответствующие договоры оказания услуг, председатели советов МКД

В целях обеспечения готовности к отопительному периоду обязаны на постоянной основе:

  • обеспечивать эксплуатацию теплопотребляющих установок в соответствии с требованиями безопасности в сфере теплоснабжения, установленными ст. 23.2 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ;
  • обеспечивать готовность к соблюдению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления тепловой энергии;
  • обеспечивать отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
  • организовывать коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями, установленными ст. 19 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ.

Орган местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону деятельности которой входит соответствующие системы теплоснабжения, в которой лицами заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.

Оценку готовности к отопительному периоду проводят в соответствии с порядком, установленным Минэнерго России.

По результатам оценки готовности составляется акт по утверждённой форме.

В случае несоблюдения обязательных требований ответственным лицам направят акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, с замечаниями по выявленным нарушениям. Их необходимо устранить в установленные актом сроки. В противном случае ответственное лицо привлекут к административной ответственности.

Есть и другие поправки.

4. Учредителей управляющих компаний в МКД, лишённых лицензии, внесут в реестр дисквалифицированных лиц УО

С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки в постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31 июля 2024 № 1040.

В документе прописаны меры ответственности для недобросовестных учредителей и руководителей управляющих организаций.

Сведения об учредителе управляющей компании, лишённой лицензии, доля которого в уставном капитале такой компании превышала 50%, включат в реестр дисквалифицированных лиц.

Предусматривается, что дисквалифицированные лица, осуществлявшие функции единоличных исполнительных органов (генеральные директора) управляющей компании теперь также не смогут стать учредителем управляющей компании с долей в её уставном капитале, превышающей 50%.

Кроме этого, изменится максимальный срок оформления приказа о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении. Он составит 10 рабочих дней (в действующей в 2024 году редакции постановления этот срок составляет 30 рабочих дней).

Рекомендуем

Водоснабжение и водоотведение в 2024 году. Нормирование и контроль сточных вод

Эксперты – практики, принимающие участие в разработке изменений в действующее законодательство, расскажут об основных изменениях в регулировании деятельности по водоотведению, дадут рекомендации по подготовке и получению комплексных экологических разрешений (КЭР) организациями.

Рынок теплоэнергии в 2024 году: ценообразование, расчеты, договоры, эталонные тарифы

В курсе будут рассмотрены актуальные вопросы регулирования отношений между производителями и потребителями тепловой энергии с учетом последних изменений в нормативно-правовом регулировании.

Интеллектуальный учет электроэнергии в 2024 году: новые правила, затраты и тарифы

Семинар посвящен новым требованиям к электросетевым и энергосбытовым организациям по внедрению систем интеллектуального учета электроэнергии (Федеральный закон № 522-ФЗ).

17.03.25-18.03.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Новый порядок расчета и приема платежей за коммунальные услуги и ресурсы в 2025 году

Ведущие отраслевые эксперты–практики дадут рекомендации по организации приема платежей граждан и осуществлению расчетов между РСО, УО и РКЦ.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/k-kakim-izmeneniyam-v-sfere-zhkkh-gotovitsya-v-2024-2025-godakh/