В 2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся сферы ЖКХ.
В 2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся сферы ЖКХ.
В 2024 году был принят ряд нормативных правовых актов, касающихся сферы ЖКХ.
Два документа, затрагивающих закон о теплоснабжении и положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, вступят в силу в 2025 году. В сентябре 2024 года начнут действовать изменения в ЖК РФ и ГК РФ в части капремонта и строительного контроля.
С августа 2024 года действуют поправки в КоАП в части самовольного подключения к системам водоснабжения.
Подробнее о четырёх перечисленных изменениях рассказываем в нашем материале.
19 августа 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 241-ФЗ о внесении изменений в КоАП.
Увеличились размеры штрафов, предусмотренных статьёй 7.20 Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения и (или) самовольное пользование такими системами (таблица 1).
Таблица 1. Как изменились штрафы за самовольное подключение к системам водоснабжения по ст.7.20 КоАП
До 19 августа 2024 |
После 19 августа 2024 |
|
|
С 1 сентября 2024 года вступают в силу поправки в ЖК РФ и статью 53 ГК РФ, предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 238-ФЗ.
Работы по капремонту общего имущества в МКД выполняются на основании договора строительного подряда, заключённого с ИП или юрлицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в п. 1 ч. 2.2 ст. 52 ГК РФ.
Строительный контроль при капремонте может проводить уполномоченный региональной властью орган, а собственники помещений в МКД со спецсчётом вправе отказаться от его услуг на общем собрании собственников (ст. 166 ЖК РФ).
С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки в закон о теплоснабжении. Федеральным законом от 8 августа 2024 года № 311-ФЗ предусмотрен перечень профилактических и контрольных мероприятий при федеральном энергетическом надзоре в сфере теплоснабжения.
Профилактические мероприятия включают в себя:
Контрольные (надзорные) мероприятия включают выездную и документарную проверку.
Установили новые требования по обеспечению готовности к отопительному периоду и последствия их неисполнения.
Готовность к отопительному периоду обеспечивают:
Готовность к отопительному периоду обеспечивается путём соблюдения обязательных требований и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утверждёнными Минэнерго России.
В числе таких правил требования о подтверждении соблюдения указанными выше лицами предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ требований:
А также иные обязательные требования, несоблюдение которых влияет на безаварийную работу объектов теплоснабжения.
В рамках обеспечения готовности к отопительному сезону, а также безаварийной работы объектов теплоснабжения за ответственными лицами закреплены обязанности. Предусмотрена оценка готовности. (таблица 2).
Таблица 2. Что обязаны сделать ответственные лица в рамках обеспечения готовности к отопительному сезону. Кто проводит оценку такой готовности.
Ответственные лица |
Установленные обязанности |
Кто проводит оценку обеспечения готовности к отопительному периоду |
Муниципальные образования |
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду обязаны:
|
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности |
Теплоснабжающие организации, теплосетевые организации |
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения обязаны на постоянной основе:
|
Орган местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ и абзацем вторым п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Оценку обеспечения теплоснабжающей организацией, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, осуществляет орган местного самоуправления совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 4.1 Закона от 27 июля 2010 № 190-ФЗ и абзацем вторым п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. |
Владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями |
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения обязаны на постоянной основе:
|
|
Потребители теплоэнергии; Управляющие организации, ТСЖ, жилкооперативы, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие МКД; Лица, с которыми в соответствии с ч. 1 ст. 164 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме заключили соответствующие договоры оказания услуг, председатели советов МКД |
В целях обеспечения готовности к отопительному периоду обязаны на постоянной основе:
|
Орган местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону деятельности которой входит соответствующие системы теплоснабжения, в которой лицами заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор. |
Оценку готовности к отопительному периоду проводят в соответствии с порядком, установленным Минэнерго России.
По результатам оценки готовности составляется акт по утверждённой форме.
В случае несоблюдения обязательных требований ответственным лицам направят акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, с замечаниями по выявленным нарушениям. Их необходимо устранить в установленные актом сроки. В противном случае ответственное лицо привлекут к административной ответственности.
Есть и другие поправки.
С 1 марта 2025 года вступят в силу поправки в постановление Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», предусмотренные постановлением Правительства РФ от 31 июля 2024 № 1040.
В документе прописаны меры ответственности для недобросовестных учредителей и руководителей управляющих организаций.
Сведения об учредителе управляющей компании, лишённой лицензии, доля которого в уставном капитале такой компании превышала 50%, включат в реестр дисквалифицированных лиц.
Предусматривается, что дисквалифицированные лица, осуществлявшие функции единоличных исполнительных органов (генеральные директора) управляющей компании теперь также не смогут стать учредителем управляющей компании с долей в её уставном капитале, превышающей 50%.
Кроме этого, изменится максимальный срок оформления приказа о предоставлении лицензии или об отказе в её предоставлении. Он составит 10 рабочих дней (в действующей в 2024 году редакции постановления этот срок составляет 30 рабочих дней).
Водоснабжение и водоотведение в 2024 году. Нормирование и контроль сточных вод
Эксперты – практики, принимающие участие в разработке изменений в действующее законодательство, расскажут об основных изменениях в регулировании деятельности по водоотведению, дадут рекомендации по подготовке и получению комплексных экологических разрешений (КЭР) организациями.
Рынок теплоэнергии в 2024 году: ценообразование, расчеты, договоры, эталонные тарифы
В курсе будут рассмотрены актуальные вопросы регулирования отношений между производителями и потребителями тепловой энергии с учетом последних изменений в нормативно-правовом регулировании.
Интеллектуальный учет электроэнергии в 2024 году: новые правила, затраты и тарифы
Семинар посвящен новым требованиям к электросетевым и энергосбытовым организациям по внедрению систем интеллектуального учета электроэнергии (Федеральный закон № 522-ФЗ).
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.