Объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к стратегически важным. Соответственно, их безопасность и антитеррористическая защищённость должна быть на самом высоком уровне.
Объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к стратегически важным. Соответственно, их безопасность и антитеррористическая защищённость должна быть на самом высоком уровне.
Объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к стратегически важным. Соответственно, их безопасность и антитеррористическая защищённость должна быть на самом высоком уровне.
Новые виды угроз сопряжены с развитием технологий и сложившейся геополитической обстановкой.
Например, в последние годы растут риски угроз компьютерных атак на объекты ТЭК. Они способны нарушить функционирование инфраструктуры и объектов ТЭК, привести к потере устойчивости управления отрасли.
Ещё одна угроза — атаки беспилотников. Законодательную защиту объектов ТЭК от ударов БПЛА отметили, как одно из приоритетных направлений 2025 года в Госдуме.
В числе уже принятых за последние годы законодательных изменений — нормы, утверждённые Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 440-ФЗ. Этот документ предоставил силовым и охранным структурам специальные полномочия для предотвращения атак БПЛА на охраняемые объекты.
На форуме «Технологии и Безопасность» 2025 отметили, что меры по использованию средств или систем для обнаружения и предотвращения действий беспилотников важно предусмотреть в разделах, касающихся противодействия терроризму на стадии проектирования объектов.
В феврале 2023 года комитет Госдумы по энергетике провёл «круглый стол» на тему: «Риск-ориентированный подход к обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК», посвящённый проблематике и способам борьбы с текущими и возможными будущими угрозами.
Риск-ориентированный подход можно использовать для профилактики возможных угроз на объектах ТЭК и для снижения издержек, связанных с избыточными требованиями. Он представляется наиболее целесообразным и соответствующим современным требованиям.
Справка! Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления госконтроля (надзора), при котором выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю, определяется отнесением деятельности юрлица, ИП и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определённому классу опасности.
Объекты ТЭК, подлежащие охране, различаются по своим характеристикам. Есть площадные объекты (например, нефтеперерабатывающие заводы) и линейные объекты (характеризуются протяженностью: газопроводы, линии электропередачи). Линейные объекты часто пролегают через территории населённых пунктов на поверхности или под землёй. Последствия причинения вреда объекту ТЭК в городе или посёлке критичнее, чем за пределами населённого пункта. Соответственно, и меры по обеспечению защиты различных объектов должны соответствовать уровню возможных последствий.
Справка! Категорирование объектов ТЭК — это процедура, которая проводится для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов с учётом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных социально-экономических последствий.
Комиссия по категорированию в порядке и сроки, установленные Правительством РФ, проводит категорирование объектов ТЭК.
Объектам присваивается одна из трёх категорий опасности:
В каждом субъекте РФ составляется перечень объектов, расположенных на его территории и подлежащих категорированию. Полной информацией по функционирующим на территории объектам располагает руководство субъекта.
Что учитывается при категорировании объектов:
Отдельным объектам ТЭК (например, простым котельным) категории опасности не присваиваются.
Информация об объектах ТЭК с присвоенной категорией опасности отражается в реестре, который ведёт Минэнерго России. Категорирование — процесс непрерывный, поскольку каждый из объектов ТЭК имеет свой жизненный цикл. Объекты могут вводиться в эксплуатацию и выводиться из неё, демонтироваться, модернизироваться, реконструироваться.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов ТЭК в РФ, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в этой сфере, права, обязанности и ответственность субъектов ТЭК устанавливает Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ.
Что требует закон от субъектов ТЭК
Субъекты ТЭК, которые владеют объектами с присвоенными категориями опасности, на праве собственности или ином законном основании обязаны соблюдать установленные Правительством РФ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК.
Владельцы ТЭК, которым не присвоена категория опасности, либо объектов, не подлежащих категорированию, определяют требования обеспечения безопасности самостоятельно.
Здания, сооружения, их части, входящие в состав объекта, относящегося к высокой категории опасности, а также земельные участки, где расположены такие объекты, запрещено сдавать в аренду и предавать в иное пользование для целей, не связанных с производственной деятельностью, без согласования с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Безопасность и антитеррористическую защищённость следует обеспечивать и в отношении объектов ТЭК, находящихся на стадиях строительства и проектирования.
Что из себя представляет паспорт безопасности объекта ТЭК
Паспорт безопасности объекта ТЭК составляется по форме и в порядке, установленными Правительством РФ на основании результатов его категорирования в зависимости от степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства, его возможных социально-экономических последствий, оценки системы физической защиты объекта ТЭК при угрозах совершения актов незаконного вмешательства согласно требованиям, установленным Правительством РФ.
Паспорт безопасности составляется субъектами ТЭК, владеющими объектами ТЭК на праве собственности или ином законном основании.
Что необходимо отразить в паспорте объекта ТЭК:
В паспорте безопасности объекта ТЭК содержатся мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объекта, реализуемые субъектами ТЭК самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством РФ в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 21 июля 2011 № 256-ФЗ, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Паспорт утверждает руководитель субъекта ТЭК после согласования с председателем органа, сформированного в субъекте РФ.
Паспорт безопасности объекта ТЭК необходимо актуализировать в соответствии с установленным законом порядком.
Требования к системам физической защиты объектов ТЭК прописаны в статье 9 Федерального закона от 21 июля 2011 № 256-ФЗ. Они зависят от категории опасности (таблица 1).
Таблица 1. Требования к системам физической защиты объектов ТЭК в зависимости от категории опасности
Какая структура может привлекаться для защиты |
Объекты ТЭК |
||
Высокой категории опасности |
Средней категории опасности |
Низкой категории опасности и без категории |
|
Подразделения и организации Росгвардии, ведомственные охраны «Газпрома», «Транснефти» и «Роснефти» |
+ |
+ |
+ |
Частные охранные организации отдельных субъектов ТЭК |
+ |
+ |
+ |
Частные организации, соответствующие спецтребованиям |
- |
+ |
+ |
Иные частные охранные организации |
- |
- |
+ |
По решению Правительства РФ отдельные субъекты ТЭК для защиты объектов ТЭК, а также объектов, принадлежащих их дочерним предприятиям, вправе учреждать частные охранные организации. Частная охранная организация должна соответствовать ряду условий:
Условия распространяются на субъекты ТЭК, которые зарегистрированы в РФ, владеют объектами ТЭК, и на решения которых не могут оказывать определяющего влияния иностранные лица.
Обязательные для выполнения субъектами ТЭК требования к объектам ТЭК с учётом степени их опасности содержатся в «Требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса». Правительство РФ утвердило их Постановлением от 3 августа 2024 года № 1046. Этот нормативно-правовой акт содержит информацию ограниченного распространения и отсутствует в открытых источниках.
Он пришёл на смену постановлениям Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 458 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса» и № 993 «Об утверждении требований к обеспечению безопасности линейных объектов» от 19 сентября 2015 года.
Правительство РФ постановлением № 1046 от 03.08.2024 года утвердило «Требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса». Отменены постановление Правительства РФ от 05.05 2012г. № 458 "Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно- энергетического комплекса и постановление Правительства РФ от 19.09 2013г. № 933 "Требования к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности линейных объектов топливно- энергетического комплекса.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.