Подготовка технических заданий (ТЗ) для проведения конкурентных и неконкурентных закупок по федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – закон № 223-ФЗ) – важная часть закупочного процесса, во многом определяющая успех, результат и эффективность закупки.
В процессе реализации программы повышения квалификации «Технические задания по закону № 223-ФЗ: нормативные требования и актуальная практика. Алгоритм разработки и исключение ошибок (тренинг). Контроль ФАС» обсудили со слушателями необходимые «шаги», а также оптимальные методы и инструменты, которые важно использовать специалистам заказчиков для подготовки «хорошего ТЗ».
«Хорошее ТЗ» в нашем понимании – это «Техническое задание» документации о закупке («Техническая часть», «Описание предмета закупки», «Описание объекта закупки», «Тендерное задание», «Задание на поставку», «Задание на оказание услуг» и т.п.), отвечающее в полной мере потребностям заказчика в товарах, работах, услугах, результатах закупки, достаточно подробное и обстоятельное, чтобы гарантировать положительный результат закупки, при этом не нарушающее требований законодательства и не создающее дополнительных рисков обжалования документации о закупке и (или) неисполнения условий договора.
После 16 часов обсуждений, споров, выполнения тренировочных заданий, анализа опыта передовых заказчиков и практики обжалования в сфере подготовки и защиты ТЗ представляем экспресс-результат:
Чек-лист: что нужно предпринять заказчику по закону № 223-ФЗ для подготовки «хорошего ТЗ»:
- иметь специалиста, обладающего знаниями и опытом в отношении предмета закупки, и закрепить в договоре с ним, должностной инструкции, ином правовом акте обязанность этого специалиста осуществлять подготовку, актуализацию и нести ответственность за качество подготовленных технических заданий;
- знать нормативные требования к содержанию технических заданий, документации о закупке, а также установленные законодательством РФ ограничения и запреты;
- принять локальный акт организации о требованиях к содержанию, структуре, согласованию и контролю технических заданий (описаний предметов закупки), с учетом необходимости проверки разработанных технических заданий независимыми специалистами, исключения фактических, технических и иных ошибок, условий и требований, необоснованно ограничивающих количество участников закупки;
- своевременно планировать закупки;
- консультироваться (при необходимости) с потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (не менее чем с двумя) по вопросам технического характера, содержанию договора, обязательств поставщика, возможности реализации в результате проведения закупки потребностей заказчика в товаре, работе, услуге;
- изучить рынок соответствующих товаров, работ, услуг, в том числе с использованием информации, размещенной в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС), каталоге товаров работ услуг ЕИС (КТРУ), реестрах российской и евразийской продукции; отобрать приемлемые варианты продукции для удовлетворения потребностей заказчика и найти (запросить) у производителей (в первую очередь – из ЕАЭС), продавцов и (или) коллег (опытных заказчиков) описания аналогичной продукции (идентичной, а в случае ее отсутствия – однородной продукции; при этом рекомендуется при необходимости закупки дорогостоящей продукции использовать информацию о товаре (работе, услуге) не менее чем двух производителей (подрядчиков, исполнителей));
- при необходимости, в случае экономической и (или) технической, технологической нецелесообразности, подготовить письменное обоснование для описания в документации о закупке требуемой продукции с указанием одного производителя (или двух товаров разных производителей на выбор участника закупки), товарного знака, марки, модели, страны происхождения и других условий, которые могут быть обжалованы как ограничивающие количество участников закупки;
- предусмотреть в Положении о закупке возможность проведения закупок не только традиционными конкурентными способами, но и на неконкурентной, но состязательной основе, с возможностью заключения договоров с несколькими участниками закупки (способами маркетинговых исследований, запроса оферт или цен в электронных магазинах и т.п.);
- изучить и быть в курсе актуальной практики ФАС России и судебной практики, связанной с обжалованием участниками закупки содержания технических заданий заказчиков и отклонений заявок в связи с их несоответствием требованиям технического задания (документации о закупке);
- учитывать при подготовке ТЗ требования Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 "О минимальной доле закупок товаров российского происхождения", ориентируясь в соответствующих случаях на продукцию российских производителей, включенных в реестры Минпромторга, а также производителей других стран ЕАЭС
- учитывать при подготовке ТЗ требования технических регламентов, стандартов, экологические требования, требования энергетической эффективности, требования к маркировке и прослеживаемости товаров; обосновывать невозможность использования регламентов и (или) стандартов (при необходимости);
- в составе ТЗ выделять необходимые характеристики продукции (минимальные, максимальные, диапазонные, альтернативные, неизменяемые показатели) и прочие разделы с описанием условий поставки продукции, выполнения работ и оказания услуг, гарантийных обязательств (при необходимости); при выборе и описании показателей в составе ТЗ учитывать возможность проверки соответствия этих показателей требованиям ТЗ (договора) на этапе приемки продукции;
- использовать в ТЗ товарные знаки со словами «или эквивалент», если нет другой возможности более точно и однозначно описать требования к закупаемой продукции (в случае отсутствия убедительного обоснования невозможности закупки эквивалентов);
- при формировании лота на закупку учитывать не только требования антимонопольного законодательства, но и принцип закона № 223-ФЗ, направленный на сокращение издержек заказчика, выбирать оптимальные, с учетом различных факторов, стратегию реализации потребности заказчика в товарах, работах, услугах и срок исполнения договора;
- одновременно с подготовкой ТЗ осуществлять разработку инструкции участникам по заполнению предложения в отношении предмета закупки в заявке, формы соответствующего предложения с учетом необходимости минимизации и оптимизации объема и содержания документов и информации, предоставляемых участниками закупки в заявке;
- учитывать специфику отдельных объектов закупки (строительных работ, работ и услуг, объем потребности в которых невозможно точно определить, сложного и дорогостоящего оборудования, запасных частей и расходных материалов и т.п.);
- при необходимости, высоких рисках нарушения условий поставки продукции, устанавливать подробные требования к гарантийным обязательствам поставщика (подрядчика) и финансовому обеспечению гарантийных обязательств, предоставляемому на этапе приемки товаров (работ);
- выбирать способ и особенности проведения процедуры закупки, осуществлять запрос коммерческих предложений и подготовку проекта договора, описание иных условий документации о закупке только при наличии и с учетом готового технического задания, во избежание ошибок и противоречий в составе документации о закупке.
В рамках повышения квалификации, в процессе решения конкретных практических задач и разбора реальных закупочных ситуаций, можно постигнуть науку подготовки ТЗ и успешного проведения закупок на более высоком профессиональной уровне, пополнить свои знания и приобрести новый полезный опыт; в этом постоянно убеждаются слушатели наших образовательных программ.
Обзор программы повышения квалификации и чек-лист подготовлен преподавателем УМЦ «Финконт», к.э.н. Богацкой С.Г.