Многочисленные государственные и негосударственные образовательные организации, а также коммерческие структуры предлагают потребителям разнообразные программы обучения госзакупкам: продолжительностью от 16 до 525 часов.
Многочисленные государственные и негосударственные образовательные организации, а также коммерческие структуры предлагают потребителям разнообразные программы обучения госзакупкам: продолжительностью от 16 до 525 часов.
Многочисленные государственные и негосударственные образовательные организации, а также коммерческие структуры предлагают потребителям разнообразные программы обучения госзакупкам: продолжительностью от 16 до 525 часов.
Рынок настолько заполнен разнообразными предложениями образовательных услуг в сфере госзакупок, что на электронных аукционах иногда в одном торговом зале сталкиваются 15 участников электронного аукциона, а цена снижается на 92.67 % (закупка № 0250100000116000103). В результате за 38107.70 руб. победитель аукциона оказал образовательные услуги по обучению 52 человек в объеме 108 академических часов, из которых 40 часов в очной (аудиторной) форме и 68 часов – дистанционно.
Еще один пример снижения цены образовательных услуг на электронном аукционе - 88.32 % (закупка № 0373100040416000132). В результате за 77100.00 руб. должно было быть проведено обучение 28 человек в объеме 144 академических часа, из которых 80 академических часов обучения в очной форме. В этой стоимости исполнитель, предположительно, учел и командировочные расходы, потому что место его нахождения – г.Барнаул, а образовательные услуги необходимо оказать в г.Москве.
Такая ситуация на рынке образовательных услуг в сфере обучения госзакупкам иногда приводит к печальным последствиям: Контракт по результатам аукциона № 0373100040416000132 расторгнут по соглашению сторон, исполнитель так и не приступил к обучению сотрудников заказчика.
В реестр недобросовестных поставщиков включена информация о десятках образовательных организаций, которые не исполнили условия заключенных контрактов.
Качество оказания образовательных услуг складывается из нескольких составляющих, среди которых: профессионализм и опыт преподавателей, организаторов, ресурсное обеспечение образовательного и организационного процесса, качество подготовки учебно-методических материалов, электронной базы обучения. Высокий уровень качества образовательных услуг предполагает соответствующую ему стоимость обучения, которая напрямую зависит от количества часов, в том числе очных (аудиторных) часов взаимодействия обучающегося и педагогического работника.
Проанализируем требования действующего законодательства к продолжительности часов обучения в рамках дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
В статье 38 закона № 44-ФЗ установлено требование: работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Статья 39 закона № 44-ФЗ требует, чтобы заказчик включал в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Дополнительное профессиональное образование, согласно приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.
Содержание дополнительного профессионального образования и его продолжительность определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Постановлением Правительства от 06.05.2008 № 362 "Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации" установлен минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих, который не может быть менее 500 часов.
На этом нормативные требования к продолжительности обучения в рамках дополнительного профессионального образования в сфере закупок заканчиваются.
Иные требования к продолжительности освоения дополнительной профессиональной программы в сфере закупок носят только рекомендательный характер. В частности, речь идет о рекомендациях, направленных письмом Минэкономразвития № 5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-552/06 от 12 марта 2015 г. (далее – Методические рекомендации).
В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций предлагается устанавливать минимальный срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов, за исключением случаев, установленных пунктом 2.4 Методических рекомендаций. При этом согласно пункту 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов.
Обучение по Программам рекомендуется реализовывать в очной, очно-заочной форме. При реализации Программ в очно-заочной форме рекомендуется устанавливать очную часть обучения в объеме не менее 40 часов аудиторной работы, за исключением случая, установленного пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций. Для Программ, предусмотренных пунктом 2.4 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется устанавливать очную часть в объеме не менее 16 часов аудиторной работы.
Вместе с тем Методические рекомендации не несут нормативного характера, отмечает в своем письме Минэкономразвития, и сроки обучения, указанные в пунктах 2.3 и 2.4 Методических рекомендаций, не являются обязательными к применению.
Для проведения занятий по Программам рекомендуется привлекать специалистов, прошедших дополнительное профессиональное образование в сфере закупок и (или) имеющих практический опыт в сфере закупок.
Обучение в сфере закупок рекомендуется проводить по мере необходимости, но не реже, чем каждые три года для всех категорий обучающихся.
Другие «официальные» рекомендации по организации дополнительного профессионального образования в сфере закупок отсутствуют. Поэтому не следует доверять «рекламно-агитационной» информации учебных центров, часто рассылаемой в виде спама, о необходимости получения профильного образования, обязательной переподготовки при отсутствии профильного образования, обязательного количества часов очного обучения в объеме не менее 108, 144 и т.п. – данные требования не имеют нормативного обоснования.
Конечно, продолжительность часов обучения существенно влияет на качество подготовки специалистов, поэтому работодатели стараются принимать на работу претендентов, имеющих удостоверения о повышении квалификации с достаточным количеством часов для освоения сложной контрактной системы: 108, 120, 144 часа и более. Кроме того, в отдельных случаях условиями конкурсных документаций предусмотрено в качестве показателя критерия оценки заявок участников наличие работников с удостоверениями о повышении квалификации, в которых количество часов обучения должно быть не менее установленного заказчиком. В этом смысле также наиболее предпочтительным является максимально возможное количество часов обучения.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - закон № 273-ФЗ) отменил необходимость разработки федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением отдельных сфер, не относящихся к госзакупкам. Не требуется в сфере дополнительного профессионального образования и государственная аккредитация.
В качестве единственного требования к обучающей организации установлено требование о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности по дополнительным профессиональным образовательным программам.
При реализации образовательных программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение (ст. 13 Закона № 273-ФЗ).
При таком «либеральном» образовательном законодательстве и высоком уровне конкуренции коммерческих и некоммерческих, государственных и негосударственных организаций на рынке оказания образовательных услуг в сфере госзакупок, к сожалению, многие учебные центры пошли по пути снижения качества и объема услуг и соответствующего снижения их цены.
Учебный центр «Финконт» в своих разнообразных программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок старается учесть потребности и интересы слушателей разных категорий и уровней образования, при этом на высоком уровне держать планку качества оказываемых услуг, профессионализма преподавателей при минимально возможной цене обучения.
Как сориентироваться в имеющемся многообразии программ и форм обучения в сфере закупок?
Дадим несколько простых и понятных рекомендаций.
1. Прежде всего, каждому важно определить для себя вид необходимой образовательной программы. Переподготовка направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Следовательно, программы переподготовки рекомендуются тем, чье профильное высшее или среднее профессиональное образование не имеет отношения к закупкам (условно, профильными для сферы закупок считаются направления и специальности в сфере экономики, менеджмента, юриспруденции, государственного и муниципального управления).
Повышение квалификации направлено на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Такой вариант образовательной программы подходит для тех, кто имеет профильное образование и (или) опыт работы в сфере закупок, в бюджетной организации, ранее повышал свою квалификацию в указанной сфере.
2. Второй вопрос, который нужно для себя решить, - это возможность или невозможность обучения с отрывом от основной работы. Естественно, непосредственная аудиторная работа с квалифицированным преподавателем дает более высокие результаты обучения по сравнению с дистанционным вариантом. Но рабочая ситуация бывает разная. Поэтому для тех, кто не может оторваться от работы, Учебный центр «Финконт» предлагает полностью дистанционные интерактивные курсы изучения сферы закупок. Для тех, кто может уделить очному обучению не более одной недели – предлагаем очно-заочный курс (40 часов очно, 2 недели дистанционно, общий объем 144 часа). Для тех, кто может себе позволить удовольствие двух или трех недельного очного обучения – предлагаем курсы повышения квалификации в очной форме в объеме соответственно 108 часов и 144 часа.
Для тех, у кого уже есть необходимые удостоверения о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, но имеется потребность в обновлении и актуализации своих знаний, предлагаем двухдневные и однодневные семинары по закупкам, охватывающие самые актуальные и сложные вопросы контрактной системы, последние изменения законодательства и практики его применения.
3. Третий момент, который играет существенную роль при выборе варианта обучения в сфере закупок, это цена обучения. Рекомендуем в этой части ориентироваться на цены ведущих учебных центров и не строить иллюзий относительно возможности получения качественного результата обучения при его минимальной цене в 3000 – 5000 руб. Здесь уместно вспомнить известную пословицу «Скупой платит дважды». Лучше один раз в три года заплатить за хороший курс обучения в сфере закупок, чем оплачивать штрафы за нарушение законодательства о закупках, средний размер которого за одно, даже несущественное, нарушение для должностного лица составляет 15 – 20 тыс. руб., а для юридического лица – 50 тыс. руб.
Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ установлен важнейший принцип контрактной системы – профессионализм ее участников. Учебный центр «Финконт» делает все возможное, чтобы данный принцип стал реальностью и необходимым элементом успешной работы для всех наших клиентов.
Преподаватель Учебного центра «Финконт»,
к.э.н., генеральный директор Специализированной организации «Финконт Торги»,
Богацкая Софья Германовна.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.