Изменения в современной бизнес-среде и HR, переход к гибридным схемам работы, социальные потрясения стирают границы, ранее определявшие отношения между руководителями и сотрудниками, и требуют от управленцев развития новых лидерских качеств, нового подхода к обязанностям.
Что необходимо современному лидеру для поддержания эффективной рабочей среды:
-
пересмотреть классическую модель рабочих отношений: руководитель — подчинённый строну общечеловеческих ценностей, чуткости;
- поддерживать команду, удовлетворять её потребностей;
- управлять рабочими процессами и достигать результатов в соответствии с миссией и целями компании.
Сотрудники хотят видеть в руководителя не только начальника, но и лидера-человека. Его характеризуют три качества: аутентичность, эмпатия и адаптивность.
1. Аутентичность
Аутентичное (подлинное) лидерство — это стиль управления, основанный на искренности, самосознательности и открытости. У аутентичного лидера хватает смелости принимать убеждения всех сторон, он лоялен к сотрудникам, находит общий язык со всеми членами команды и вдохновляет их, а сотрудники, в свою очередь, доверяют своему руководителю.
Доверие базируется на четырёх элементах: компетентности, честности, справедливости и выполнении обещаний.
Аутентичные лидеры не устанавливают строгих профессиональных границ. Вместо этого они обеспечивают сотрудникам безопасное самовыражение в сегодняшних условиях в балансе с инклюзивной средой, поддерживающей ценности компании.
2. Эмпатия
Эмпатия — умение сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Это мощный инструмент лидера в трудные времена и при борьбе с эмоциональным выгоранием сотрудников. Эмпатия способствует эффективной коммуникации, помогает разобраться в психологически сложных ситуациях, спрогнозировать выбор и действия людей, понять их мотивы, создаёт ощущение психологического комфорта.
Проявить эмпатию можно двумя способами:
-
примерить чужую ситуацию на себя (О чём бы я думал сейчас, будь я на его (её) месте);
- непосредственно интересоваться проблемами сотрудников.
Чтобы продемонстрировать внимание и заботу, не обязательно быть экспертом — психологом. Иногда достаточно принять сигналы от работника о том, что он хочет поделиться проблемой, понять ситуацию и предложить помощь.
Чтобы избежать столкновения интересов внутри команды, нужно выслушать каждого сотрудника, понять точки зрения и прийти к консенсусу.
Основываясь на внутренних мотивах каждого сотрудника, можно сформировать эффективную индивидуальную мотивацию. Для этого необходимо уметь слушать и слышать.
3. Адаптивность
Это умение подстраиваться под постоянно меняющиеся обстоятельства, принимать решения в условиях неопределённости, справляться со стрессом.
Адаптивный руководитель психологически устойчив, гармоничен, умеет быстро восстанавливаться и справляться со страхами. Главный из них — «синдромом самозванца». Это страх показаться в какой-то момент некомпетентным. Вслед за страхом некомпетентности образуется целая цепочка страхов: боязнь выглядеть беспомощно и глупо, страх потерять авторитет в глазах подчинённых.
Страхи вызывают тревогу, неуверенность, могут стимулировать защитную реакцию, которая проявляться в оцепенении, откладывании решения важных задач, что в итоге приводит к срыву стратегических планов компании.
В условиях удалённой и гибридной работы для достижения поставленных целей адаптивные лидеры должны научиться управлять индивидуальными рабочими процессами, обеспечивать гибкость и поддержку, соответствующие уникальным потребностям членов команды.