Новый порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с едпоставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы ТРУ при осуществлении закупок моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин вызвал немало вопросов.
Новый порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с едпоставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы ТРУ при осуществлении закупок моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин вызвал немало вопросов.
Новый порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с едпоставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы ТРУ при осуществлении закупок моторного топлива, включая автомобильный и авиационный бензин вызвал немало вопросов.
Напомним, новый порядок ФАС России утвердила приказом от 22 ноября 2024 № 894/24. В феврале 2025 года он вступил в силу.
В марте 2025 года специалисты антимонопольного ведомства выпустили разъяснения по наиболее распространённым вопросам применения нового порядка, с которыми сталкиваются заказчики.
1. Как рассчитать коэффициент перехода на сезонный вид продукции, и можно ли применять только один коэффициент при реализации пункта 7 Порядка?
Коэффициент перехода на сезонный вид продукции, предусмотренный пунктом 7 Порядка, определяется, когда на дату расчёта нет данных о цене дизельного топлива необходимой сезонности. Рассчитывается соотношение начинающего сезон вида топлива к виду топлива, завершающему сезон (на основании статистических данных аналогичного периода поставки (месяца) предыдущего года с учётом климатических условий применения моторного топлива (например, переходом продаж зимнего дизельного топлива на летнее).
Например, при осуществлении закупки летнего дизельного топлива в июне с поставкой в ноябре заказчику нужно применить коэффициент, рассчитанный как соотношение зимнего дизельного топлива к летнему.
Установленные в пункте 7 Порядка коэффициенты заказчик может применять отдельно. При этом:
Например, за предыдущий год указанный коэффициент рассчитывается как соотношение начинающего сезон топлива к завершающему сезон топлива. Так, цена предыдущего года в марте на ДТ летнее, деленное на цену ДТ зимнего в марте или цена предыдущего года в октябре на ДТ зимнее делённое на цену ДТ летнее.
Вышеуказанные коэффициенты применяются в случае их наличия и при предоставлении отсрочки платежа, с учетом сезонности применения моторного топлива.
2. Применять индекс потребительских цен (ИПЦ) можно исключительно в случае отсутствия у заказчика информации о средней потребительской цене на дату определения НМЦК (согласно п. 8 Порядка) и/или в случае определения НМЦК на период поставки ГСМ более 1 месяца (п. 10 Порядка)? В иных случаях цена для осуществления закупки должна быть равна средней потребительской цене на основании данных Росстата?
Пунктом 8 Порядка установлено, что в случае если на дату определения цены на товар нет данных о значении рыночного индикатора, то НМЦК, Начальная цена и Цена контракта на такой товар определяются на уровне, не превышающем расчётное значение рыночного индикатора, определяемого путём индексации рыночного индикатора для последнего из имеющихся периодов с применением ИПЦ, с учётом условий поставки товара, в том числе сроков и объёмов поставки, наличия авансирования и порядка расчётов за поставленный товар.
В целях единообразного применения Порядка нужно понимать:
Таким образом, при формировании НМЦК, Начальной цены и Цены контракта на дату определения цены (на дату поставки товара) заказчику нужно применить ИПЦ, показатели и коэффициенты, установленные пунктами 7 и 8 Порядка.
Если поставка товара будет производиться в месяце, по которому есть статистическая информация – ИПЦ не применяется.
3. Как заказчику действовать в ситуации, когда участники не подали ни одной заявки на аукцион? Как формировать НМЦК при повторном аукционе?
Заказчику следует руководствоваться общими положениями Закона о контрактной системе № 44-ФЗ (Порядок разработан в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2018 г. № 1074, который, в свою очередь, принят во исполнение части 22 статьи 22 Закона №44-ФЗ).
4. Для обоснования НМЦК нужно брать средние по области цены или можно взять цены в отдельных городах области, ближайших к месту предполагаемой выборки топлива?
Для расчёта НМЦК, Начальной цены и Цены контракта заказчику за основу нужно взять текущие рыночные цены
5. Применяется ли пункт 8 Порядка к случаям закупки топлива посредством отгрузки в бак автомобиля?
Показатели, предусмотренные пунктом 8 Порядка, заказчик может учитывать при любых из условий поставки товара.
6. Возможно применять текущую ставку рефинансирования Банка России и коэффициент перехода на сезонный вид продукции для пересчёта цены бензина, рассчитанной в соответствии с Порядком, если цена литра бензина значительно ниже сложившегося уровня цен на территории субъекта? Каков порядок такого применения, и какую информацию использовать?
В соответствии с положениями Порядка основой при формировании НМЦК, Цены контракт и Начальной цены являются текущие рыночные цены, определённые в зависимости от условий поставки товара:
При формировании Цены контракта, НМЦК и Начальной цены могут учитываться коэффициенты и показатели, установленные пунктами 7 и 8 Порядка, а именно:
Таким образом, в целях определения цены на дату поставки товара заказчику нужно применить текущую рыночную цену (данные статистической информации) и ИПЦ, показатели и коэффициенты, установленные пунктами 7 и 8 Порядка.
Коэффициенты, предусмотренные пунктом 7 и 8 Порядка, применяются в случае наличия при предоставлении отсрочки платежа и при учёте сезонности применения моторного топлива. Показатели, предусмотренные пунктом 8 Порядка, применяются при наличии соответствующих факторов и соответствующих условий поставки.
Другие ответы антимонопольного ведомства можно посмотреть здесь.
44-ФЗ и 223-ФЗ: Курс повышения квалификации (40 часов очно)
В рамках программы повышения квалификации «Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ» опытные преподаватели, включая представителя ФАС России, разъяснят логику и наиболее важные направления правового регулирования государственных, муниципальных и корпоративных закупок; последние изменения и сложные вопросы, возникающие при применении законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ.
Контрактная система в сфере закупок: ключевые изменения и новые правила закупок по 44-ФЗ
В рамках программы повышения квалификации рассматриваются законодательные изменения контрактной системы 2023-24 годов, даются рекомендации по построению эффективной системы организации закупок в условиях новых правил и специальных мер в сфере экономики, методы преодоления спорных и разрешения сложных ситуаций на основе результатов мониторинга, контроля, аудита и судебной практики в закупках по 44-ФЗ.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.