Минфин России дал разъяснения по применению положений постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 года № 1875. Документ касается мер по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ), и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (223-ФЗ)
В информационном письме от 31 января 2025 № 24-01-06/8697 представители ведомства разъясняют, на каких заказчиков распространяются новые правила, какие категории товаров, работ и услуг они охватывают, как подтвердить страну происхождения товара, как быть с закупками лекарственных препаратов и т.п.
Некоторые разъяснения мы разобрали в нашем материале.
Обратите внимание!
С особенностями применения положений постановления Правительства РФ от 23 декабря 2024 года № 1875 вы можете также познакомиться в видеообзорах от эксперта УЦ «Финконт»:
Какие «защитные» меры ввели Постановлением № 1875
Постановлением № 1875 в реализацию положений Законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ введены четыре «защитные» меры (меры, устанавливающие изъятия из предоставляемого при осуществлении закупок национального режима):
- запрет закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными гражданами или иностранными организациями;
- ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами;
- преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
- минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения.
Указанные меры не распространяются на товары (работы, услуги), происходящие из государств – членов ЕАЭС (оказываемые иностранными лицами, зарегистрированными на территории этих государств). Таким товарам, работам, услугам предоставляются равные условия с ТРУ российского происхождения.
Как применять «защитные» меры разным видам заказчиков
При введении «защитных» мер были учтены заключённые Россией международные договоры, поэтому применение таких мер к закупкам разных видов заказчиков отличается.
Так, с учётом положений Постановления № 1875 заказчиков условно можно разделить на три группы:
Таблица 1. Условные группы заказчиков относительно применения «защитных» мер, предусмотренных Постановления № 1875
Группа
|
Какие заказчики применяют
|
1
|
Заказчики, к закупкам которых применяются запрет, ограничение, преимущество, но не применяется минимальная доля
|
Согласно п.2.2 Письма:
1. все заказчики по Закону № 44-ФЗ;
2. большинство видов заказчиков по Закону № 223-ФЗ:
а) госкорпорации;
б) госкомпании;
в) публично-правовые компании;
г) субъекты естественных монополий независимо от организационно-правовой формы;
д) организации, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы таких организаций;
е) автономные учреждения;
ж) бюджетные учреждения;
з) унитарные предприятия;
и) хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2004 г. № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса».
|
2
|
Заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, а запрет, ограничение, преимущество применяются только при осуществлении закупок в отдельных случаях
|
Согласно п.2.3 Письма:
хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах «г», «д» и «и» пункта 2.2 Письма:
- субъектам естественных монополий;
- организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с ТКО, независимо от организационно-правовой формы таких организаций;
- хозяйственным обществам из сводного реестра организаций ОПК.
Отдельными случаями в соответствии с Постановлением № 1875 являются закупки ТРУ, необходимые:
- для выполнения гособоронзаказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 3 статьи 7 Закона № 275-ФЗ;
- для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
- в сфере использования атомной энергии;
- для реализации проекта технологического суверенитета, включённого в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2023 г. № 603.
|
3
|
Заказчики, к закупкам которых применяется минимальная доля, но не применяются запрет, ограничение, преимущество
|
Согласно п.2.4 Письма:
хозяйственные общества, не относящиеся к заказчикам, указанным в подпунктах «г», «д» и «и» пункта 2.2 и пункте 2.3 Письма.
|
«Отдельными заказчиками», указанными в абзаце втором пп. «л» и абзаце первом пп. «м» п. 4 Постановления № 1875, являются указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества (АО, ООО), за исключением:
- хозяйственных обществ из сводного реестра организаций ОПК;
- хозяйственных обществ - субъектов естественных монополий;
- хозяйственных обществ, являющихся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Применение «защитных» мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ, можно представить в следующем виде (таблица 2).
Таблица 2. Применение «защитных» мер хозяйственными обществами, являющимися заказчиками в соответствии с Законом № 223-ФЗ
Хозяйственные общества, являющиеся заказчиками в соответствии с законом № 223-ФЗ
|
«Защитная» мера
|
Все хозяйственные общества, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ
|
- хозяйственные общества из сводного реестра организаций ОПК;
- хозяйственные общества - субъекты естественных монополий;
- хозяйственные общества, являющиеся организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами.
|
Запрет, ограничение, преимущество
|
Иные хозяйственные общества («отдельные заказчики» в понимании Постановления № 1875)
|
Минимальная доля;
запрет, ограничение, преимущество при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для:
1) выполнения государственного оборонного заказа, для формирования запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, предусмотренного пунктами 3 - 32 статьи 71 Закона № 275-ФЗ;
2) для функционирования критической информационной инфраструктуры РФ;
3) в сфере использования атомной энергии;
4) для реализации проекта технологического суверенитета.
|
В отношении каких ТРУ применяется Постановление № 1875
Перечень ТРУ, в отношении которых применяется запрет, приведён в Приложении №1 к ПП РФ № 1875, ТРУ с ограничениями посвящено Приложение №2. Преимущество применяется к товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2, а минимальная доля применяется отдельными заказчиками в отношении товаров, указанных в перечне из Приложения № 3.
Запрет применяется, если в объект закупки включены ТРУ, наименования которых указаны в графе «Наименование товара, работы, услуги» перечня № 1 и которые включены в код, указанный в графе «Код товара, работы, услуги по ОКПД 2». Аналогичные положения установлены в отношении ограничения и минимальной доли.
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, в связи с чем группировка более высокого уровня включает в себя все входящие в неё группировки. Таким образом, соответствующая «защитная» мера распространяется на всю указанную в позиции группу ТРУ.
На что обратить внимание при описании предмета закупки
Постановлением № 1875 не устанавливает требование использовать наименования ТРУ из Приложений для целей описания объекта закупки (предмета закупки). Наименования здесь указаны для отнесения закупаемых ТРУ к товарам, работам, услугам, в отношении которых применяются соответствующие «защитные» меры. Поэтому добиваться дословного соответствия наименований, указанных в описании объекта закупки (предмета закупки), наименованиям, указанным в перечнях № 1 - № 3, не нужно.
При осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ заказчики используют для описания объекта закупки каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ), в том числе для указания с использованием позиции каталога информации о наименовании товара, работы, услуги.
Правилами использования каталога и Постановлением № 1875 в настоящее время не предусмотрено использование наименования товара, работы, услуги, содержащегося в позиции КТРУ, для отнесения закупаемых заказчиком товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, в отношении которых Постановлением № 1875 применяются соответствующие «защитные» меры.
Следует отметить, что позиции КТРУ формируются в установленном порядке на основе предъявляемых в соответствии с законодательством РФ, техническими регламентами и документами национальной системы стандартизации требований к товарам, работам, услугам, в том числе к их наименованию.
ОКПД 2 не в полной мере учитывает положения отраслевого законодательства РФ (например, в сфере применения законодательства в сфере охраны здоровья), в том числе в части наименований КТРУ.
Наименования товаров, работ, услуг, указанные в позициях каталога, могут отличаться от наименований, указанных в ОКПД 2, и, соответственно, от наименований, указанных в перечнях № 1 - № 3.
Как применяются «защитные» меры при определении поставщика (подрядчика, исполнителя)
Запрет применяется при проведении:
- всех способов определения поставщика (подрядчика исполнителя) по Закону № 44-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- всех способов закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе при проведении неконкурентных закупок, включая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Ограничение, преимущество применяются исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Предусмотренные Постановлением № 1875 ограничение, преимущество применяются при проведении в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
- конкурентной закупки;
- неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при условии, если Положением о закупке заказчика при проведении неконкурентной закупки и (или) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) предусмотрена подача заказчику заявок несколькими участниками закупки (например, при реализации п. 20 Положения об особенностях участия СМСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объёме таких закупок и порядке расчёта указанного объёма, утверждённого ПП РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352).
«Защитная» мера в виде преимущества введена исключительно в отношении товаров (товаров российского происхождения, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Преимущество не применяется: если объектом закупки (предметом закупки) являются исключительно работы, услуги, при выполнении, оказании которых поставка товара заказчику не осуществляется.
Преимущество применяется в любом из следующих случаев:
- товар (товары), включенные в объект закупки (предмет закупки), не указан (не указаны) в перечнях № 1 и № 2;
- объект закупки (предмет закупки) одновременно включает как товар, указанный в перечнях № 1 и № 2, так и товар, не указанный в таких перечнях.
Как применять Постановления № 1875 при объединении в объекте одной закупки ТРУ, указанных в Перечнях № 1 и № 2 и не указанных в таких перечнях
В случае включения в объект одной закупки (предмет одной закупки) товаров, работ, услуг, указанных в перечнях № 1 и № 2, в отношении таких товаров, работ, услуг применяются соответственно запрет, ограничение. При включении в этот объект закупки (предмет закупки) также товаров, не указанных в перечнях № 1 и № 2, при осуществлении рассматриваемой закупки наряду с запретом и ограничением применяется также преимущество.
Например, если в объект одной закупки, осуществляемой в соответствии с Законом № 44-ФЗ, включены товары, указанные перечне № 1, товары, указанные в перечне № 2, а также товары, не включённые в указанные перечни, целесообразно:
- рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в Перечне № 1. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для её отклонения;
- рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, указанного в перечне № 2. Наличие в заявке на участие в закупке предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, является основанием для ее отклонения, если на участие в закупке также подана соответствующая установленным заказчиком требованиям заявка, содержащая в отношении такого товара предложение о поставке товара российского происхождения;
- рассмотреть представленные в заявках на участие в закупке информацию и документы, подтверждающие страну происхождения товара, не указанного в перечнях № 1 и № 2.
Заявка на участие в закупке получит преимущество, если:
- она не подлежит отклонению при применении запрета и ограничения и соответствует установленным заказчиком требованиям;
- содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения (то есть заявка содержит предложение о поставке товаров российского происхождения в отношении товаров, на которые распространяется запрет, ограничение, преимущество);
- в числе заявок на участие в закупке, в отношении которых отсутствуют основания для отклонения, имеется заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства.
Установленный п.3 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, п. 3 ч. 4 ст. 31-4 Закона № 223-ФЗ механизм предоставления преимущества предусматривает условное снижение (либо условное увеличение, если подано ценовое предложение о размере платы за заключение контракта (договора), то есть осуществлен «переход через ноль») ценового предложения участника закупки на 15%.
Указанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера ценового предложения участника закупки, подавшего заявку на участие в закупке, которой предоставляется преимущество.
Например, при осуществлении закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ вышеуказанное условное снижение (условное увеличение) осуществляется в отношении размера предложения участника закупки о цене контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, - в отношении размера предложения участника закупки о сумме цен единиц товара, работы, услуги.
Как описывать объект закупки по 44-ФЗ, в отношении которого Постановлением № 1875 установлены «защитные» меры
При описании объекта закупки, для которого установлены «защитные» меры, госзаказчики указывают характеристики товара российского происхождения независимо от того, применяли меры в закупке или нет.
Если товар в России не производится, в описании объекта закупки заказчику целесообразно декларировать невозможность указания характеристик российского товара по причине отсутствия производства такого товара на территории РФ.
Как определить НМЦК в соответствии с 44-ФЗ
Особенности определения цен установлены исключительно в отношении товаров, указанных в Перечнях №1 и №2, и не распространяются на иные товары, работы и услуги.
При расчёте, в частности, НМЦК на закупку товаров из Перечня № 1 № 2 методом анализа рынка госзаказчики применяют особенности, кроме ряда случаев.
Так, при определении идентичности и однородности товаров учитывают только продукцию из ЕАЭС. Если производства как идентичных, так и однородных товаров в ЕАЭС нет или оно прекратилось, госзаказчикам нужно:
- включить в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
- использовать иной метод (по мнению ведомства, определить цену в этом случае следует также методом анализа рынка, но с учётом товаров из иных иностранных государств, помимо стран ЕАЭС.
Как применять Постановление № 1875 при осуществлении закупок лекарственных препаратов
Ограничение, преимущество в настоящее время не применяются при осуществлении в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ закупок:
- лекарственных препаратов, не включённых в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП);
- лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
Какие переходные положения предусматривает документ
Для закупок отдельных товаров установлены переходные положения.
До 1 июля 2025 года при закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ большинства товаров из Приложения №1 заказчик вправе не применять запрет при условии применения ограничения при осуществлении закупок таких товаров.
Рекомендуем
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России
Семинар «Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России» посвящен последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.
Практика закупок по ФЗ-223. Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России (16 часов очное обучение, 8 заочно; для повторного обучения)
Программа повышения квалификации «Закупки с запретами, ограничениями и преимуществами. Закупки у субъектов МСП. Контроль ФАС России» посвящена последним изменениям, актуальным и сложным вопросам практики осуществления закупок по закону № 223-ФЗ.
Изменения в регулировании закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2024-25 годах. Практика проведения закупок в 2025 году
За один день, в доступной форме опытный эксперт представит и разъяснит всё самое важное и актуальное, что изменилось и должно измениться в регламентированных закупках в 2024-25 годах, включая новые правила применения национального режима, размещения структурированной информации на электронных площадках и в ЕИС.