Как проверить добросовестность бизнеса: ЦБ открыл доступ к платформе ЗСК

Узнать о рисках работы с тем или иным контрагентом можно в онлайн-режиме. С 1 октября Банк России открыл общий допуск к сервису, который позволяет по запросу получить справочную информацию об уровне риска организаций и ИП на платформе «Знай своего клиента» (ЗСК).

Узнать о рисках работы с тем или иным контрагентом можно в онлайн-режиме. С 1 октября Банк России открыл общий допуск к сервису, который позволяет по запросу получить справочную информацию об уровне риска организаций и ИП на платформе «Знай своего клиента» (ЗСК).

Справка! Платформа ЗСК — это сервис Центробанка, который делит все организации и ИП на три группы в зависимости от риска ведения сомнительной и незаконной деятельности. С 2022 года платформу применяют банки для определения уровня риска совершения подозрительных операций бизнес-клиентами. Она аккумулирует информацию, которая учитывает различные аспекты деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с утверждёнными Советом директоров Банка России (Решение Совета директоров ЦБ РФ от 24 июня 2022) критериями.

Платформа содержит сведения о более чем семи миллионах организаций и индивидуальных предпринимателей. Физлица (даже если занимаются частной практикой в качестве адвокатов, нотариусов, самозанятых) не учитываются.

К каким категориям могут отнести бизнес

Все организации и ИП отнесены к одной из трёх категорий (принцип светофора):

Красный — высокий риск (около 0,3% компаний). Это компании, которые фактически не ведут реальную деятельность (технические организации). Как правило, они создаются для выстраивания сложных схем и легализации нелегитимных доходов.

Жёлтый — средний риск (около 0,7% компаний). Это компании, которые ведут реальную деятельность, но были замечены в проведении подозрительных операций. Они могут выражаться в частом снятии наличных, проведении не связанных с основным бизнесом крупных разовых платежей, транзакциях с партнёрами, имеющими сомнительную репутацию.

Зелёный — низкий риск (около 99% компаний). Организации и ИП с реальным бизнесом без сомнительных операций. Таких компаний подавляющее большинство.

Как компании попадают в ту или иную группу риска

Регулятор принимает решение об отнесении ИП или организации к группам риска совершения подозрительных операций по совокупности критериев. Такие критерии поделены на шесть групп (таблица 1)

Таблица 1. Критерии отнесения компаний к группам риска совершения подозрительных операций согласно Решению Совета директоров ЦБ РФ от 24 июня 2022

Критерии

Что учитывается

1. Критерии в области оценки юрлица (ИП), видов, характера и финансовых результатов его деятельности

  • период со дня внесения в ЕГРЮЛ)/ЕГРИП сведений о создании организации/приобретении статуса ИП;
  • период с даты изменения наименования и (или) адреса юрлица, указанного в ЕГРЮЛ;
  • размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) организации;
  • способ образования юрлица (создание или реорганизация);
  • сведения о среднесписочной численности работников юрлица или ИП;
  • наличие (отсутствие) сведений о:
    • деятельности организации или ИП в открытых источниках информации;
    • осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию;
    • расположении по адресу юрлица других организаций;
    • отсутствии по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени организации;
    • недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о компании;
    • решении суда о прекращении деятельности ИП в принудительном порядке, о приговоре суда, которым физлицо на определённый срок лишили права заниматься предпринимательской деятельностью;
    • возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) организации, о проводимых в отношении её процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве);
    • принятии судом решения о признании гражданина, зарегистрированного в качестве ИП, банкротом и решения о введении реализации имущества гражданина;
    • нахождении юрлица в стадии реорганизации или ликвидации;
    • заключенных госконтрактах, муниципальных контрактах;
    • организации или ИП в реестре недобросовестных поставщиков или недобросовестных подрядных организаций;
    • ведении хозяйственной деятельности с организациями или ИП, которые Банк России отнёс к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
    • неисполнении обязательств нерезидентами перед организацией или ИП по импортным контрактам, (займам, предоставленным нерезидентам), снятым с учёта в связи с их переводом на обслуживание в другую кредитную организацию;
  • соответствие осуществляемой деятельности видам экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • количество указанных в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) кодов видов экономической деятельности из разных групп ОКВЭД;
  • соответствие условий договоров, заключённых с контрагентами, общепринятой рыночной практике;
  • соответствие объёмов переводимых нерезидентам денежных средств по условиям внешнеторговых договоров, предусматривающих импорт товаров (работ, услуг и т.п.) объёмам фактического импорта;
  • предоставленные кредиты и их общий размер;
  • показатели бухгалтерского баланса;
  • показатели отчёта о финансовых результатах;
  • объём и структура уплаченных в бюджет РФ и (или) государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей;
  • значение налоговой нагрузки.

2. Критерии в области оценки операций по счетам юрлица (ИП) в кредитных организациях

  • количество банковских счетов (счетов по депозитам);
  • даты открытия и закрытия таких счетов;
  • динамика и период изменения объёмов и количества операций по таким счетам;
  • количество банковских счетов, по которым отсутствуют операции;
  • объём, количество и основания операций по зачислению на банковские счета средств от физлиц, доля таких операций в общем объёме всех зачислений на банковские счёта организации или ИП;
  • объём и количество операций по зачислению на банковские счета средств по договорам эквайринга и инкассации, доля таких операций в общем объёме всех зачислений;
  • объём и количество переводов между своими банковскими счетами, открытыми в одной или нескольких кредитных организациях, доля таких операций в общем объёме всех операций по банковским счетам;
  • объём и количество платежей, подтверждающих хозяйственную деятельность (заработная плата, хозяйственные расходы, связь, аренда и т.п.);
  • объём и количество операций по зачислению денежных средств на банковские счета по основаниям, связанным с закрытием банковского счёта;
  • объём и количество операций по выдаче и (или) перечислению на другой счёт остатка денежных средств на банковском счёте юрлица (ИП) по основаниям, связанным с закрытием банковских счетов;
  • соотношение объёма денежных средств, поступивших на банковские счета с учётом НДС, и денежных средств, списанных с банковских счетов без учёта НДС;
  • наличие (отсутствие) связи между основаниями преобладающих объёмов зачисления денежных средств на банковские счёта и основаниями их последующего списания;
  • объём, количество и основания совершения операций по перечислению денежных средств на банковские счета, с которых в последующем осуществляется их снятие в наличной форме, доля таких операций в общем объёме всех списаний с банковских счетов;
  • объём и количество операций по списанию с банковских счетов денежных средств на основании исполнительных документов о взыскании, доля таких операций в общем объёме всех списаний;
  • объём, количество и основания совершения операций по перечислению денежных средств на счета физлиц, доля таких операций в общем объёме всех списаний с банковских счетов юрлица или ИП;
  • объём, количество и основания совершения операций по снятию с банковских счетов налички, доля таких операций в общем объёме всех списаний с банковских счетов;
  • объём, количество и основания совершения операций по перечислению денежных средств в пользу нерезидентов и (или) на счета других резидентов в иностранных банках (иных организациях финансового рынка), доля таких операций в общем объёме всех списаний с банковских счетов организации или ИП;
  • объём и количество совершаемых операций по перечислению денежных средств на свои счета в иностранных банках (иных организациях финансового рынка), доля таких операций в общем объёме всех списаний с банковских счетов;
  • наличие (отсутствие) по банковским счетам транзитных операций (остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объёмами операций, обычно проводимыми клиентом по банковским счетам);
  • объём, количество и виды сделок, в том числе на первичном или вторичном рынке, биржевые, внебиржевые, кассовые, срочные, с ценными бумагами, производными финансовыми инструментами;
  • объём и количество операций по перечислению денежных средств на специальный банковский счет платежного агента, предусмотренный Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приёму платежей физлиц, осуществляемой платёжными агентами», специальный банковский счёт банковского платёжного агента (субагента), предусмотренный Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платёжной системе»;
  • объём и количество операций по расчётам с организациями (ИП), которые Банк России отнёс к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций, а также доля таких операций в общем объёме операций по банковским счетам;
  • соответствие указанных в платёжных документах оснований операций, проводимых по банковским счетам, кодам видов экономической деятельности, указанным в ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • наличие в деятельности юрлица признаков связи с финансированием терроризма.

3. Критерии в области оценки учредителей (участников), руководителей юрлица, а также физлица, зарегистрированного в качестве ИП

  • состав учредителей (участников), структура и состав органов управления организации;
  • информация о смене учредителя (участника) и (или) руководителя организации;
  • наличие (отсутствие) сведений об учредителе (участнике), руководителе организации, физлице, зарегистрированном в качестве ИП, в реестре дисквалифицированных лиц;
  • наличие (отсутствие) сведений в отношении учредителя (участника), руководителя организации, физлица, зарегистрированного в качестве ИП, о том, что он является (являлся) учредителем (участником, руководителем):
    • другого юрлица, информация о котором содержится в реестре недобросовестных поставщиков или реестре недобросовестных подрядных организаций;
    • нескольких юрлиц;
    • другого юрлица, который Банком России отнесён (был отнесён на момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении им деятельности (исключения из ЕГРЮЛ) к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций.

4. Критерии в области оценки аффилированности юрлица (ИП) с иными юрлицами (ИП), совершающими подозрительные операции

  • аффилированность организации или ИП с организациями (ИП), которые Банк России отнёс к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций;
  • аффилированность учредителя (участника), руководителя организации с организациями (ИП), которые Банком России отнесены к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций;
  • совпадение идентификатора устройства, с использованием которого организация (ИП) осуществляет доступ к автоматизированной системе, ПО для переводов денежных средств, с идентификаторами устройств других организаций и ИП, в том числе тех, которые Банк России отнёс к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций.

5. Критерии в области результатов национальной оценки рисков и секторальной оценки рисков, проведённых в соответствии с «антиотмывочным» Законом Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ

  • осуществление деятельности, соответствующей группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, определённых в результате национальной оценки рисков;
  • соответствие вида и характера деятельности организации или ИП группе высокого или повышенного риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма, определённых в результате секторальной оценки рисков.

6. Критерии в области информации, поступившей от госорганов

  • проведение в отношении организации (ИП), а также учредителя (участника), руководителя организации проверочных мероприятий;
  • выявленные риски в отношении некредитных финансовых организаций, в том числе содержащие информацию о признаках, которые свидетельствуют о возможных недостатках функционирования их системы противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма в части внутреннего контроля;
  • проведение в отношении учредителя (участника), руководителя юрлица или физлица, зарегистрированного в качестве ИП, оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий;
  • наличие сведений о возможном участии организации (ИП) в противоправной деятельности;
  • наличие сведений о завышении (занижении) стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, относительно их рыночной стоимости;
  • наличие сведений о несоответствии сведений, заявленных в декларациях на товары и направляемых ФТС России в уполномоченные банки, сведениям из деклараций на товары, включенным в ведомость банковского контроля на основании информации участников внешнеэкономической деятельности;
  • сведения, содержащиеся в декларациях на товары.

Критерии могут применять как по отдельности, так и в совокупности. При этом критерии, которые непосредственно не характеризуют подозрительные операции, не являются самостоятельными основаниями для того, чтобы Банк России отнёс компанию к группе с высоким уровнем риска совершения подозрительных операций.

Какую информацию можно получить посредством ЗСК

Сервис предоставляет информацию о наличии/отсутствии сведений об отнесении юрлиц и ИП к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций. Проверить можно как уровень риска третьих лиц, так и свой собственный.

Для этого нужно указать:

  • ИНН юрлица или ИП;
  • цель запроса;
  • защитный код.

Система покажет только данные о компаниях из группы высокого риска, с которыми опасно сотрудничать.

Если компания оказалась в группе высокого риска

Если компания не согласна с включением в группу высокого риска, она вправе обратиться в Банк России с заявлением о пересмотре оценки. Это возможно только если её банк ещё не применил ограничительные меры по «антиотмывочному» законодательству. Если такие меры уже приняты, организация или ИП могут обратиться для обжалования в специальную Межведомственную комиссию.

Рекомендуем

Конкурентная разведка. Анализ надежности контрагента и безопасности коммерческих предложений

Конкурентная разведка — проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации. На семинаре участники изучат методы сбора, оценки информации, перевод ее в сведения. Будут рассмотрены вопросы проверки надежности организации перед заключением гражданско-правовых отношений, проведен обзор информационно-аналитических систем, представленных на рынке.

Due Diligence: комплексный аудит предприятия

Курс направлен на освоение его участниками необходимой информации при оценке покупки/продажи бизнеса или отдельных активов, путем проведения комплексной процедуры Due Diligence, которая позволит предотвратить возможные риски будущей сделки и адекватно оценить ее инвестиционную привлекательность.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/kak-proverit-dobrosovestnost-biznesa/