Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.
Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — это гибкая форма взаимодействия государства и бизнеса, оформленная в виде концессионных соглашений, а также соглашений о государственно- или муниципально-частном партнёрстве.
ГЧП в сфере здравоохранения направлено на получение инвестиций, увеличение эффективности управления публичной собственностью и повышение качества услуг для граждан. При этом частная сторона не является донором проекта. ГЧП даёт возможность возвратить инвестиции и получить прибыль. Экономика проекта и государственные гарантии и различные компенсационные механизмы дают гарантии окупаемости и могут открыть частному инвестору возможности ко льготному банковскому финансированию, уменьшению размера налогов и арендной платы за государственное имущество.
Привлечь в проект внебюджетные средства в здравоохранение можно несколькими способами (Таблица 1).
Таблица 1. Способы реализации инфраструктурных проектов с привлечением внебюджетных средств
Формы ГЧП |
Иные договорные формы реализации проектов |
Соглашение о государственно (муниципально)-частном партнерстве — № 224-ФЗ |
Контракт жизненного цикла — № 44-ФЗ |
Концессионное соглашение — № 115-ФЗ |
Договор аренды государственного имущества с инвестиционными обязательствами арендатора — Гражданский кодекс РФ, федеральный закон № 135-ФЗ |
|
Создание СПК с государственным и частным капиталом для создания и управления объектами общественной инфраструктуры — Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ (ст. 80) |
|
Долгосрочный договор на поставку товаров, работ, услуг с инвестиционными обязательствами исполнителя — № 223-ФЗ |
ГЧП вне зависимости от организационно-правовой формы должно соответствовать трём обязательным критериям:
ГЧП рассчитано на долгосрочные проекты. Чтобы эффективно реализовать общественные проекты, развить новые технологии и повысить уровни сервиса и управления, привлекаются частные инвестиции. А риски распределяются между сторонами.
В рамках ГЧП построили Детскую клиническую больницу, перинатальный центр на базе роддома № 17 в Санкт-Петербурге, перинатальный и кардиоцентры в Самаре, три диализных центра в Иркутске. Это далеко не все успешные примеры. В 24 регионах РФ в рамках ГЧП строятся центры семейной медицины, кабинеты врачей общей практики, фельдшерско-акушерские центры.
ГЧП возможно и в других направлениях:
ГЧП играет активную роль в реализации национального проекта «Здравоохранение», направленного на создание сети больниц и поликлиник. Финансирование поступает из федерального бюджета и разных публичных источников.
Самые дорогие стадии реализации проекта — возведение и оснащение здания. Для постройки бизнес может привлечь кредитные средства, а потом получить возмещение из бюджета.
Сложнее с наладкой эксплуатации. Нужно получить лицензию для осуществления медицинской деятельности и быть готовым к большому количеству отчётности.
Результаты сотрудничества бизнеса и государства в сфере здравоохранения могут оценить практически все граждане. Государство при минимальных затратах получает готовый объект, возможность пользоваться опытом и компетенциями частной стороны.
Инвестор может эксплуатировать объект и оказывать услуги населению с применением современных методов и технологий.
На весь срок проекта выбирается один концессионер или частный партнёр. Пропадает необходимость проводить тендерные процедуры для каждого этапа проекта.
Но есть и минусы. Сроки согласования проектов могут затянуться на годы. Эксперты видят решение проблемы в повышении качества институционных механизмов и потенциала государственного сектора.
Основная проблема с реализацией проектов в регионах — отсутствие сформировавшегося пула игроков, которые будут готовы реализовать проект в любом субъекте РФ.
Антимонопольная служба нередко критикует проекты государственно-частного партнёрства. Некоторые концессионные соглашения могут признать «скрытыми» госзакупками. Такое решение не всегда обосновано и его можно оспорить. Но подготовиться к такому развитию событий стоит.
В программе курса будут рассмотрены вопросы, связанные с формированием и совершенствованием системы управления медицинской организации, стратегического планирования, а также вопросы правового регулирования в здравоохранении. Все вопросы рассматриваются на конкретных примерах, с разбором кейсов.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.