Как работать с гособоронзаказом: основные требования и отчётность

Гособоронзаказ (ГОЗ) знаком многим представителям бизнеса. Это особый процесс закупок, предполагающий заключение контрактов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для обороны и безопасности страны — от вооружений и военной техники до организации питания военнослужащих.

Гособоронзаказ (ГОЗ) знаком многим представителям бизнеса. Это особый процесс закупок, предполагающий заключение контрактов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для обороны и безопасности страны — от вооружений и военной техники до организации питания военнослужащих.

Справка! Гособоронзаказ — установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ.

Гособоронзаказ регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Это главный документ.

Также руководствоваться следует и рядом других нормативных актов:

  • Постановлением Правительства № 47 от 19 января 1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности»;
  • Постановлением Правительства № 1465 от 2 декабря 2017 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»;
  • Приказом Минобороны РФ № 6 от 16 января 2013 «Об утверждении формы заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа, порядка его заполнения и регистрации»;
  • Приказом Минпромторга России от 8 февраля 2019 № 334 «Об утверждении порядка определения состава затрат, включаемых в цену продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа»;
  • Приказом Минпромторга России от 22 ноября 2022 № 4849 «Об утверждении Порядка направления уведомления о полном исполнении государственного контракта по государственному оборонному заказу в уполномоченный банк».

Чем ГОЗ отличается от госзакупок

Гособоронзаказ, как и госзакупки, предполагает поставки товаров, работ, услуг для государственных нужд. Но если госзакупки предполагают обеспечение нужд для достаточно широкого круга государственных и муниципальных учреждений (44-ФЗ) или компаний со значительной долей участия государства (223-ФЗ), то в гособоронзаказе заказчиками выступает ограниченный круг министерств и ведомств. В частности, это федеральные органы исполнительной власти — Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардия, а также госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом».

Цена контракта по гособоронзаказу подлежит строгому обоснованию, все денежные расчёты в рамках ГОЗ проходят только через уполномоченный банк, а исполнитель должен по первому требованию отчитываться перед заказчиком и ФАС.

Кто может участвовать в ГОЗ

Участвовать в гособоронзаказе могут юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству РФ. Юрлицо, с которым заказчик заключает контракт по ГОЗ, является головным исполнителем (исполнителем первого уровня). Для выполнения контракта ГОЗ головной исполнитель может сформировать кооперацию. Участники, входящие в её состав, именуются исполнителями (исполнителями второго, третьего уровня, фактически — субподрядчиками). Это могут быть как организации, так и ИП.

Обратите внимание! ИП, физлица и иностранные организации не могут быть головными исполнителями по ГОЗ!

Также организация должна соответствовать ряду требований:

  • не иметь задолженности по налогам;
  • не иметь открытой судимости за экономические преступления;
  • не находиться на стадии банкротства или ликвидации;
  • не приостанавливать деятельность;
  • отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков;
  • не быть аффилированными с заказчиком;
  • не должны быть зарегистрированы в офшорах;
  • не являться иностранным агентом;

Как участвовать в ГОЗ: особенности

Заказы по гособоронзаказу размещают по нормам 44-ФЗ и с учётом требований 275-ФЗ.

Объекты закупок по гособоронзаказу — не только военная техника и вооружение. Заказчикам также могут требоваться услуги по строительству и реконструкции зданий, продукты питания, хозтовары, канцелярия и многое другое.

Заказчик готовит извещение, проект контракта и техническую документацию. В этой части закупки по ГОЗ проходят практически идентично обычным госзакупкам. Но у дальнейшей процедуры есть особенности.

По гособоронзаказу проводят не только открытые, но и закрытые закупки. Открытые торги предполагают закупки обычных товаров, работ, услуг. Такие извещения публикуются в ЕИС, но с указанием, что это государственный оборонный заказ. Например, в рамках ГОЗ в ЕИС можно найти закупки на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ремонту радиостанций, поставкам вещевого имущества, поставкам томатной пасты.

Посредством закрытых торгов приобретают ТРУ с гостайной — оружие, военную технику, специфические работы и исследования. Извещения по закрытым закупкам в ЕИС не публикуют. Поставщика определяют из числа приглашённых участников или назначают по постановлению Правительства РФ или указу Президента РФ, а доступ к технической документации предоставляют только на специализированной электронной площадке.

Открытые закупки по ГОЗ заказчик вправе проводить на любой площадке. Закрытые — проводятся только на специализированной электронной торговой площадке АСТ ГОЗ.

Каждому госконтракту в соответствии с ч. 1 ст. 6.1 275-ФЗ перед включением сведений о нём в реестр контрактов, присваивается специальный индикатор (идентификатор государственного контракта, ИГК). Исключение — контракты по ч. 2 ст. 15.29 275-ФЗ. Например, закупки товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности.

  • ИГК содержит в том числе следующую информацию:
  • идентификационный код госзаказчика;
  • способ определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • год заключения госконтракта;
  • год окончания срока действия госконтракта;
  • порядковый номер госконтракта (присваивается последовательно в соответствии со сквозной нумерацией в пределах календарного года отдельно в отношении каждого госзаказчика).

Порядок формирования ИГК устанавливается согласно порядку, утверждённому Приказом Минобороны РФ № 475, Казначейства России № 13н от 11 августа 2015.

Обратите внимание! 275-ФЗ предусматривает ведение раздельного учёта результатов финансово-хозяйственной деятельности

Раздельный учёт должны вести:

  • головные исполнители (пп.18 п.1 ст.8 Закона №275-ФЗ);
  • исполнители (пп.16 п.2 ст.8 Закона №275-ФЗ).

Отдельный учёт результатов ФХД ведётся по каждому контракту.

Нормы для такого учёта установлены:

  • Приказом Минфина №334н от 30 декабря 2020 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 № 47;
  • Приказом Минфина от 10 декабря 2021 № 210н;
  • Приказом Минпромторга от 8 февраля 2019 № 334.

Как обосновать цену по ГОЗ

Порядок регулирования ценообразования на продукцию по ГОЗ регламентирует постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 № 1465.

Для определения стоимости продукции применяют следующие методы:

  • метод анализа рыночных индикаторов — заключается в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся, либо определённую в соответствии с данными официальной статистики;
  • метод сравнимой цены — заключается в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
  • затратный метод — заключается в установлении цены на продукцию, исходя из состава затрат на её поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли), определяемой в соответствии с разделом IV Положения, утв. ПП РФ № 1465. Применяют, если невозможно использовать первые два метода;
  • метод индексации базовой цены — заключается в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период путём индексации сформированной ранее базовой цены с применением соответствующих индексов;
  • метод индексации по статьям базовых затрат — метод определения цены на продукцию с длительным (3 года и более) циклом производства. Заключается в установлении цены на продукцию на очередной год и плановый период в виде суммы величин базовых затрат по отдельным статьям в составе собственных и привнесённых затрат, определяемых путём индексации с применением соответствующих индексов, и размера прибыли, определяемого в соответствии с разделом IV настоящего Положения, утв. ПП РФ № 1465.

С использованием методов индексации базовой цены и индексации по статьям базовых затрат определяется цена на продукцию на очередной год и плановый период в случаях, если базовая цена на продукцию ранее была сформирована.

В себестоимость не допускается включать лишние и необоснованные затраты.

Что нужно знать о казначейском сопровождении

Целевые средства, выделенные для гособоронзаказа, подлежат казначейскому сопровождению (разд. V постановления Правительства РФ от 24 ноября 2021№ 2024).

Справка! Казначейское сопровождение ГОЗ — процесс, обеспечивающий контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на выполнение оборонных заказов, и соблюдение всех законодательных норм.

Для исполнителей из кооперации обязателен режим лицевого счёта участника казначейского сопровождения — отдельного счёта, по которому проводят оплату. Казначейскому сопровождению также подлежат расчёты головного исполнителя или исполнителя из кооперации в случае заключения ими договоров с другими исполнителями.

Условия о режиме лицевого счёта по ГОЗ нужно прописать в госконтракте.

Денежные средства с лицевого счёта на обычный счёт участника казначейского сопровождения в банке разрешается перечислять с ограничениями:

  • головным исполнителям — в размере, согласованном с заказчиком, но не более установленной прибыли в составе цены продукции;
  • исполнителям — перечисление прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта (договора) и предусмотренном его условиями. Но только после исполнения контракта или его отдельного этапа и предоставления территориальный орган федерального казначейства (ТОФК) акта приёма-передачи товара, акта выполненных работ (оказанных услуг) или иных документов, подтверждающих исполнение контракта или отдельного этапа.

Как работают спецсчета и банковское сопровождение

При заключении контракта по гособоронзаказу исполнители должны открыть отдельный счёт. В противном случае, заказчик не сможет перевести причитающиеся денежные средства головному исполнителю, а исполнитель — соисполнителям. Исключение — расчёты в пределах лимитов по пп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 № 275-ФЗ и случаи поставки ТРУ по ценам, подлежащим госрегулированию.

Отдельный счёт необходимо открывать для каждого контракта, который входит в одну сделку по гособоронзаказу.

Справка! Отдельный счёт — счёт, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчётов по гособоронзаказу в соответствии с условиями госконтракта, каждого контракта, а также используемый для совершения операции, разрешённой в соответствии с п. 16 ст. 8.4 Закона № 275-ФЗ, после исключения такого банка из категории уполномоченных банков.

Распоряжаться средствами на счёте можно только после исполнения контракта. В период исполнения деньги с отдельного счета ГОЗ в общем случае выводить нельзя. Но есть исключения. Они предусмотрены ст. 8.3 Закона.

Например:

  • оплата обязательных платежей (налогов, сборов, таможенных, страховых и иных)
  • оплата расходов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг по ценам, подлежащим госрегулированию;
  • распределение прибыли внутри кооперации после исполнения госконтракта

Открытие спецсчета также не требуется для расчётов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по ГОЗ и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки, и для возмещения исполнителю собственных средств, потраченных на исполнение заказа.

После того как госконтракт по гособоронзаказу полностью исполнен, отдельный счёт подлежит закрытию (ч. 2 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ).

При открытии отдельного счёта клиент подписывает с банком соглашение о банковском сопровождении, которое предполагает усиленный контроль платёжных операций.

Справка! Банковское сопровождение — обеспечение уполномоченным банком в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ, а также договором о банковском сопровождении, заключённым с головным исполнителем, исполнителем, входящими в кооперацию:

  • мониторинга расчётов, в том числе контроля распоряжений о переводе денежных средств с использованием отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке;
  • передачи Минобороны РФ данных о расчётах по гособоронзаказу и об участниках таких расчётов, в том числе документов, являющихся основанием для осуществления платежа;
  • предоставления в соответствии с 275-ФЗ информации, касающейся операций по отдельному счёту;
  • совершения других предусмотренных Законом № 275-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами Банка России действий.

Особенности банковского сопровождения прописаны в главе 3.1 Закона № 275-ФЗ.

Обратите внимание! Условие о режиме отдельного счёта и банковском сопровождении обязательно прописывается в контракте (п. 6 ч. 1, п. 6 ч. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

Какая ответственность грозит за нарушения в сфере ГОЗ

Лица, виновные в нарушении норм Закона № 275-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере ГОЗ, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Административная ответственность предусмотрена статьёй 7.30.3 КоАП «Нарушение порядка формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа» (введена с 1 марта 2025 года).

Уголовная ответственность по ГОЗ предусмотрена статьями 201.1 — 201.3; 285.4 — 285.6 УК РФ.

Подробнее об ответственности за нарушения в сфере ГОЗ рассказали здесь.

Рекомендуем

Гособоронзаказ: новое в правовом регулировании, работе с контрактами, ответственность и контроль в сфере ГОЗ

В 2024 году значительно изменились требования при заключении и исполнении контрактов в сфере государственного оборонного заказа. Курс для юристов в сфере ГОЗ, на котором рассматриваются сложные вопросы юридического сопровождения государственных контрактов, новые правила об ответственности и пути минимизации рисков наложения штрафов, дисквалификации и привлечения к административной и уголовной ответственности.

Государственный оборонный заказ 2025: условия контрактов по ГОЗ, новое в ценообразовании, раздельный учет, банковское и казначейское сопровождение

В ходе курса будут рассмотрены особенности работы предприятий ОПК в сфере ГОЗ в 2025 году с учетом изменений в ПП № 1465 и проектных изменений в Приказ № 334, проблемные вопросы заключения и исполнения государственных контрактов по ГОЗ, рекомендации и разбор вероятных ошибок при заполнении форм обосновывающих документов (РКМ) по определению цен в рамках приказа ФАС России № 995/22, работа с казначейством и банками, практические вопросы контроля за соблюдением норм и правил в сфере ГОЗ.


14.05.25-16.05.25   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Управление закупками в кооперации Гособоронзаказа

На курсе слушатели узнают, как создать современную эффективную систему управления закупками, рассмотрят направления оптимизации закупочной деятельности компании и оценку управленческих действий в сфере государственного оборонного заказа.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/kak-rabotat-s-gosoboronzakazom-osnovnye-trebovaniya-i-otchyetnost/