Как разоблачить картель: схемы, признаки и ответственность

Конкуренция является основой рыночной экономики. Участники предпринимательской деятельности соперничают, стремясь предложить лучшие условия и привлечь больше клиентов. Однако иногда они прибегают к незаконным методам, которые ограничивают конкуренцию и создают привилегированное положение на рынке. Одним из таких методов является создание картелей или картельный сговор.

Конкуренция является основой рыночной экономики. Участники предпринимательской деятельности соперничают, стремясь предложить лучшие условия и привлечь больше клиентов. Однако иногда они прибегают к незаконным методам, которые ограничивают конкуренцию и создают привилегированное положение на рынке. Одним из таких методов является создание картелей или картельный сговор.

Рассмотрим подробнее природу картельных сговоров, признаки, которые помогут их выявить, а также меры ответственности за такие схемы.

Что такое картельный сговор

Картели и картельные сговоры описаны в статье 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В нормальных условиях участники экономической деятельности действуют независимо и конкурируют друг с другом. Однако иногда они заключают тайные соглашения, чтобы действовать совместно в своих интересах. Это и есть картельный сговор.

Справка! Картельный сговор — незаконное соглашение между конкурентами, которые занимаются одними и теми же товарами. Цель такого сговора — достичь монополии в определённом сегменте рынка, исключить других конкурентов и контролировать цены или объёмы товаров.

Картели могут привести к следующим последствиям:

  1. Установление определённой цены на товар или искусственное поддержание такой цены участниками сговора, включая скидки и наценки.
  2. Искусственное изменение цен на торгах (неестественное повышение, понижение или поддержание цен).
  3. Разделение товарного рынка по территории, объёмам продаж или ассортименту.
  4. Сокращение или прекращение производства определённых товаров.
  5. Прекращение заключения договоров с некоторыми покупателями или продавцами.

Например, в 2012 году был выявлен картельный сговор среди 26 компаний, организованный Ассоциацией добытчиков минтая, который привёл к искусственному дефициту минтая и продукции из него, а также к росту цен на всей территории России.

В 2021 году ФАС выявила сговор между несколькими компаниями, предоставляющими услуги по утилизации отходов, которые согласовали тарифы и распределили клиентов, что ограничивало выбор для потребителей и повышало цены на услуги.

Картели негативно влияют на рынок. При нормальной конкуренции участники вынуждены постоянно улучшать свои товары и условия, чтобы привлечь клиентов. В условиях картельного сговора участникам не нужно беспокоиться о конкуренции, что приводит к стагнации рынка и снижению качества товаров.

Какие схемы используют картельщики

Картельщики могут «договориться» разными способами. Рассмотрим несколько распространённых схем.

«Таран» — один из наиболее известных приёмов в закупках. Организуют «таран», как правило, три договорившихся поставщика. Участники сговора сбивают цены на госзакупках, вытесняя реальных конкурентов.

Например, выходят два участника и резко роняют цену на 80 и более процентов ниже начальной. Другим участникам делать дальнейшие предложения уже невыгодно, и они отказываются от конкурентной борьбы. Затем в игру вступает третий участник сговора. Он делает один шаг не ниже того, насколько упали предложения, а ниже всего на один шаг от начальной максимальной цены.

Побеждают на первый взгляд два участника, которые резко уронили цену, но при рассмотрении заявок оказывается, что для признания победителем у них нет какого-то документа. Заявки сдемпинговавших участников отклоняются и остаётся только один участник с правильной документацией, но с более высокой ценой. Контракт в итоге заключается по фактически максимальной цене.

«Заточка» — участник закупки договаривается с заказчиком о своей победе, и тот создаёт условия, выполнить которые другим участникам практически нереально.

Ценовые соглашения. Картельщики договариваются о минимальных или максимальных ценах на товары или услуги, что позволяет им контролировать рыночные цены и избегать ценовой конкуренции.

Разделение рынков. Участники картеля распределяют между собой географические или продуктовые рынки, что позволяет каждому участнику избежать конкуренции на определённых сегментах рынка.

Молчаливый сговор. Участники не формализуют свои соглашения, но действуют согласованно, наблюдая за действиями друг друга и корректируя свои стратегии в зависимости от поведения конкурентов.

Соглашения о производственных квотах. Участники устанавливают лимиты на объёмы производства, чтобы избежать перепроизводства и поддерживать высокие цены.

Стоит отметить, что недобросовестные компании довольно изобретательны и постоянно придумывают новые схемы картельных сговоров.

Как ФАС выявляет картельные сговоры: признаки

Картели незаконны, поэтому их участники стараются скрыть свои действия. Обычно соглашения существуют только в устной форме. Универсального метода определить картель нет, но есть ряд характерных признаков, которые дают повод задуматься о наличии сговора.

Выявлением картелей занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В поле зрения попадает логика и экономическая целесообразность тех или иных действий компаний.

Поводом обратить внимание будут следующие признаки:

  1. согласованность действий участников рынка;
  2. признаки разделения рынка по географическому принципу;
  3. отсутствие конкуренции в определённом сегменте рынка;
  4. сложная документация о закупке, расплывчатые требования к заявкам, избыточное количество требований;
  5. наличие требований, которые может выполнить только одна компания;
  6. слишком короткие сроки исполнения контракта;
  7. слишком низкая начальная максимальная цена контракта и слишком резкое снижение цены в самом начале закупочной процедуры;
  8. в схожих закупках участвую одни и те же компании;
  9. один или несколько участников отзывают предложения в пользу другого.

В сфере госзакупок ФАС проводит контрольные мероприятия, выявляя признаки картельного сговора, которыми могут быть:

  • общий IP-адрес, с которого подают заявки участники торгов
  • заявки для различных компаний составлены одним и тем же лицом;
  • переписки с обсуждением тендеров компаниями-конкурентами и т.п.

Для доказательства наличия картельного соглашения антимонопольщики устанавливают ключевые факты, которые включают предмет соглашения (область рынка или конкретную закупочную процедуру, в рамках которой действуют картельщики), участников сговора, наступление ограничения конкуренции или его вероятность, причинно-следственные связи между заключённым участниками сговора негласным договором и выявленными последствиями.

Как накажут за картельный сговор

За создание картелей предусмотрена административная и уголовная ответственность (таблица 1).

Таблица 1. Какая ответственность предусмотрена за картельные сговоры в 2025 году

Нарушение

Меры ответственности

Основание

1. Заключение соглашения, признаваемого картелем

  • для должностных лиц – штраф от 40 000 рублей до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трёх лет;
  • для организаций – штраф от 0,03 до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 рублей

ч.1 ст.14.32 КоАП РФ

2. Заключение соглашения, которое привело или может привести к изменению или поддержанию определенного уровня цен на торгах, а также если оно ограничивает или может привести к ограничению конкуренции, созданию преимущественных условий для отдельных компаний

  • для должностных лиц – штраф от 20 000 рублей до 50 000 рублей или дисквалификация на срок до трёх лет;
  • для организаций – штраф от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 рублей

ч.2 ст.14.32 КоАП РФ

3. Ограничение конкуренции путём заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), если это деяние причинило крупный ущерб* гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере**

штраф - от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительные работы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишение свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью до одного года либо без такового.

ч.1 ст.178 УК РФ

4. Указанное в пункте 3 таблицы деяние, повлекшее повышение, снижение или поддержание цен на торгах, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ

принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от одного года до трёх лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от 600 000 до 800 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырёх лет либо без такового

ч.2 ст.178 УК РФ

Деяния, указанные в пунктах 3 и 4 таблицы, совершённые:

  • лицом с использованием своего служебного положения; 
  • организованной группой; 
  • с извлечением дохода в особо крупном размере***;
  • с причинением особо крупного ущерба****.

Принудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет или без такового либо лишение свободы на срок от двух до шести лет со штрафом в размере от двух миллионов до четырёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет либо без такового

ч.3 ст.178 УК РФ

*крупным признаётся ущерб, сумма которого превышает 16 миллионов рублей; ****особо крупным ущербом - 47 миллионов 500 тысяч рублей;

 

**доходом в крупном размере признаётся доход, сумма которого превышает 80 миллионов рублей;

***доходом в особо крупном размере - 395 миллионов рублей.

Рекомендуем

Политика экономической безопасности предприятия

Понятие «экономическая безопасность» применительно к коммерческому предприятию определяется обычно как состояние защищенности бизнес-процессов и тех объектов безопасности, от которых зависит их функционирование. Это могут быть люди, технологии, информация, товарно-материальные ценности и т.д.

Конкурентная разведка. Анализ надежности контрагента и безопасности коммерческих предложений

Конкурентная разведка — проводимые в рамках закона и с соблюдением этических норм сбор и обработка данных из разных источников для выработки управленческих решений с целью повышения конкурентоспособности коммерческой организации.

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок. Участие поставщиков в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ (40 часов очно, 104 часа дистанционно)

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок. Участие поставщиков в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ (40 часов очно)

Практический курс для поставщиков государственных и корпоративных закупок «Участие поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ» адресован участникам закупок по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ – поставщикам, подрядчикам, исполнителям.


07.04.25-11.04.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Политика безопасности предприятия

Слушатели курса получат практические знания о современных подходах построения и управления корпоративной безопасностью предприятия и основных подсистем – экономической, кадровой, информационной безопасностью.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/kak-razoblachit-kartel-skhemy-priznaki-i-otvetstvennost/