Планирование производства предполагает распределение доступных ресурсов по производственным процессам и событиям и, по сути, представляет собой сопоставление фактических ресурсов с построенным для них производственным планом.
Также оно включает планирование использования заводского оборудования, человеческих ресурсов, закупок материалов.
Продуктом планирования является производственный план. Он направлен на то, чтобы в конечном итоге удовлетворить потребительский спрос. И должен быть максимально эффективным.
Как спланировать производство
Для элементарного планирования производства можно воспользоваться пятишаговым алгоритмом.
1. Оцените спрос на продукцию
Это даст вам приблизительную картину количества продукции, которое нужно произвести за определённый период времени. Оценку можно сделать путём объединения анализа исторически сложившихся тенденций производства с новыми, потенциально значимыми тенденциями на рынке.
2. Оцените варианты производства
С учётом имеющихся ресурсов изучите способы наиболее эффективного их использования на основе прогнозируемых оценок спроса.
3. Выберите наиболее эффективный вариант
Нужно выбрать вариант, который наименее затратен и наиболее эффективен по времени.
4. Осуществляйте мониторинг, делайте оценку
По мере выполнения плана компании нужно отслеживать происходящее. Сравнивать с тем, что должно происходить по плану, оценивают любые различия.
5. Корректируйте план
Периодически план нужно корректировать, чтобы и избежать отклонений, чтобы он соответствовал целям клиентов и был более успешным.
Какие методики, подходы и инструменты можно использовать
Производственный план нужно разработать таким образом, чтобы он удовлетворял рыночный спрос и не выходил за рамки ресурсов, имеющихся в распоряжении компании. Нужно учитывать и многие другие потребности и зависимости производства.
Существует широкий спектр методов планирования. Они фокусируются на различных особенностях производственного процесса.
Вот несколько примеров.
Генеральный производственный график (MPS) — это графики производства отдельных конкретных товаров в определённый период времени. Они часто генерируются программным обеспечением, а затем настраиваются пользователями.
Планирование потребности в материалах (MRP) — это система, используемая для планирования производства, составления графиков и управления запасами.
MRP обеспечивает наличие сырья, поддерживает минимально возможные уровни материалов и продукции внутри компании, позволяет спланировать производственную и закупочную деятельность. Часто это в некоторой степени автоматизировано с помощью программного обеспечения, но может выполняться и полностью вручную.
Планирование ресурсов предприятия (ERP) — интеграция основных бизнес-процессов в одну единую систему, часто с использованием программного обеспечения.
Планирование продаж и операций (S&OP) — процесс более точного согласования предложения производителя с существующим спросом.
S&OP — ежемесячный процесс, который служит для согласования деятельности компании за пределами подразделений и создания единого и согласованного плана. Это помогает со временем найти баланс между спросом и предложением. Таким образом можно избежать дорогостоящих последствий — различных дисбалансов, избытка и дефицита запасов.
Хороший производственный план должен свести к минимуму время выполнения заказа и поддерживать в балансе ресурсы и мощности компании. Не стоит забывать, что планирование — процесс динамический, планы нужно регулярно сверять и корректировать.