Растущая конкуренция среди бизнес-компаний заставляет задуматься над снижением себестоимости товаров и услуг. На практике это позволяет установить гибкую ценовую политику и повысить привлекательность предложений для потребителей. Для этих целей стоит прибегнуть к эффективным методам учета затрат. Рассмотрим наиболее популярные.
АВС-метод
В конце прошлого века в Великобритании была протестирована новая идея ученых-экономистов — АВС-метод. До его появления затраты, включаемые в себестоимость продукции, учитывались по процессам или по заказам. Новая разработка дополнила их методом учета затрат по функциям. Он оказался эффективным для применения в больших компаниях с высоким уровнем механизации и автоматизации, выпускающих широкий спектр продукции разными партиями. Они несут большие косвенные расходы на различные направления своей деятельности:
- маркетинг;
- снабжение;
- ремонтное обслуживание;
- контроль качества и др.
По методу АВС, затраты включаемые в себестоимость продукции, разносят по этим функциональным направлениям и объединяют их в отдельные группы. Для каждой группы находят драйвер затрат, который показывает динамику затрат в каждом направлении.
Элементы АВС-метода применяют предприятия и компании России, работающие в различных сферах.
Система «Точно в срок»
Новый метод подсчета затрат «Система „точно в срок“» начал применяться в конце прошлого века в Японии. Он построен на принципе, что производство ориентировано не на общие плановые задания по выпуску продукции, а на реально существующий спрос.
Система «точно в срок» стимулирует снижение затрат на непроизводственные процессы:
- хранение продукции на складе;
- перемещение продукции внутри предприятия;
- транспортировка товаров и др.
Эти затраты, включаемые в себестоимость продукции, увеличивают расходы предприятия, но не компенсируются ростом цены выпускаемого товара.
Достоинства Системы «точно в срок»:
- Отсутствие больших складских запасов.
- Выпуск оптимального объема продукции.
- Оперативные поставки материалов для производства и др.
Система «точно в срок» была внедрена на предприятиях «Тойоты». В России сегодня ее элементы использует АвтоВАЗ, КамАЗ, УАЗ, «Северсталь», «Евросиб-Логистика» и другие.
Таргет-костинг
Массово применять в производстве данный метод учета затрат начала компания «Тойота».
Его суть заключается в формировании себестоимости продукции, ориентированной на рыночную стоимость товара.
Специалисты вычитают из рыночной стоимости размер планируемой прибыли предприятия и получают сумму желаемой себестоимости. После этого рассчитывается сметная (реальная) себестоимость при фактическом уровне затрат. Если она оказалась выше планируемой себестоимости, то производится перепроектирование производственных процессов. Это необходимо, чтобы снизить расходы.
В России элементы этого метода успешно используют Технопарк «Мордовия» и сотрудничающие с ним трубопрокатные заводы.
Кайзен-костинг
В переводе с японского языка это название означает «улучшение маленькими шагами». Этот метод учета затрат был впервые использован японскими компаниями «Тойота» и «Кэнон». Целью его применения являлось снижение производственных затрат за счет внутренних ресурсов, без привлечения средств крупных инвесторов.
Сначала метод применялся только в индустрии, затем он был взят на вооружение в торговле, медицине, сфере услуг. В России, например, в рамках федерального проекта «Здравоохранение» разработан алгоритм перехода всех медицинских учреждений в формат «бережливая клиника».
Нашел применение кайзен-костинг на российских агропромышленных предприятиях «Кубань», «Бирюли», «Приозерное».
Содержанием метода является ежемесячный учет подсчета реальных затрат и постепенного их снижения до уровня целевых расходов за счет оптимизации производственных процессов. При калькуляции затрат ориентиром служат разработанные и принятые в компании стандарты производства товаров или предоставления услуг.
Западные методы учета затрат находят применение во всех сферах экономики во многих странах с учетом реалий современной жизни.