Предприятие, ставшее исполнителем гособоронзаказа, должно работать согласно ФЗ ГОЗ ("О государственном оборонном заказе"). Он подразумевает, что организация обязана проинформировать каждого своего поставщика о том, что заключение договоров осуществляется именно для того, чтобы выполнить гособоронзаказ 2020. При этом, обязательным является наличие ИГК (идентификатора государственного контракта), а в отношении содержания договора есть специальные требования.
ФЗ ГОЗ предусматривает, что предприятие-исполнитель гособоронзаказа обязано контролировать целевое расходование денег, не допускать завышение стоимости и вести учёт раздельно.
Что нужно учитывать бухгалтеру при работе с ГОЗ?
Есть существенные различия между раздельным учётом ГОЗ и обычным бухгалтерским учётом. Они касаются требований в отношении состава расходов, учётной политики и первичной документации.
Не любые расходы из используемых в бухучёте могут входить в стоимость продукции, которая поставляется по ГОЗ. Расходы по договорам, которые были заключены с 30.04.2019, определяются согласно Приказу Минпромторга номер 334 от 08.02.2019, а по договорам, оформленным до 29.04.2019 включительно, — согласно Приказу, номер 200 от 23.08.2006.
Как вести раздельный учёт: 5 шагов
1. Нужно разделить подлежащие учёту ресурсы.
К ним относятся торговые и промышленные расходы, обязательства (задолженности кредиторская и дебиторская), финансы, права имущественного характера, материальные запасы, основные средства и нематериальные активы. Важен выбор способа учёта расходов и подсчёта себестоимости товаров.
Примеры возможных способов:
- по объектам, на основании которых ведутся учёт расходов и подсчёты (попроцессный и позаказный способы);
- по полноте расходов, которые учитываются (полная себестоимость, неполная либо сокращённая);
- способ сбора данных и отслеживания затрат (нормативный, суммирование реальных расходов и др.).
Нужно определить способы оценки готовой продукции, незавершённого производства, распределения накладных расходов, включения в себестоимость расходов, связанных с подготовкой и освоением новой продукции, со специальной технологической оснасткой, а также специальные расходы. Следующая задача — выбрать объект, по которому будет проводиться калькуляция. Это может быть заказ, контракт, партия, изделие, стадия проведения работ и разновидность проводимых работ (оказываемых услуг).
2. Уделите внимание первичной учётной документации.
В каждом документе должны быть реквизиты, которые устанавливает ФЗ от 6.12.2011 "О бухгалтерском учёте". Компания, исполняющая гособоронзаказ 2020, должна включить в документ первичного учёта, помимо обязательных реквизитов, также реквизиты, которые делают возможной идентификацию через отображённые в этом документе показатели соответствующего государственного договора.
3. Выберите статью расходов, которая приемлема для организации.
Также нужно выбрать способы распределения затрат накладного и коммерческого характера. Номенклатуру расходов на производство продукции, на которую оформлен гособоронзаказ 2020, содержат Приказ Минпромторга номер 334 от 08.02.2019 (действует в отношении договоров, оформленных с 30.04.2019) и Приказ Минпромэнерго номер 200 от 23.08.20016 (действует в отношении договоров, оформленных ранее).
4. Спланируйте направления, по которым будут расходоваться средства.
Подразумевается плановая калькуляция расходов и оценка размера прибыли. Компания-исполнитель госзаказа должна руководствоваться постановлением номер 1 465 от 02.12.2017, содержащим:
- принципы, по которым осуществляется государственная регулировка цен;
- способы определения стоимости продукции;
- порядок применения разных типов стоимости;
- перечень документов, которые обосновывают расходы;
- порядок, в котором определяется прибыльность.
5. Определите инструмент (ПО) и алгоритм для учёта ресурсов.
Возможно проведение кодирования счетов для аналитического учёта. К примеру, в субсчёте 1-го порядка может быть номер заказа, в субсчёте 2-го порядка — детализация по типу расходов и т.д.