Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 № 53-ФЗ от 28.03.1998).
Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 № 53-ФЗ от 28.03.1998).
Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 № 53-ФЗ от 28.03.1998).
Законодательство накладывает обязанность по ведению воинского учёта только на юридических лиц. Это прямо указано в нормативных актах (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ, п. 9 Положения из ПП РФ № 719). Про обязанности ИП в отношении ведения воинского учёта ничего не говорится. В пользу отсутствия такой обязанности у индивидуальных предпринимателей также говорит постановление Президиума ВАС № 13798/08 от 14.04.2009. Штрафы за непредставленные сведения в военкомат и за остальные нарушения по воинскому учёту КоАП предусматривает для организаций и их должностных лиц, ИП нет в списке нарушителей.
Однако согласно трудовому законодательству ИП должны запрашивать у наёмных сотрудников военные билеты.
Эксперты по трудовому праву обращают внимание ИП, на практику, когда военкоматы на местах требуют от предпринимателей вести воинский учёт. С этим требованием можно спорить, но не будет ошибкой, если ИП будет вести такой учёт по своей инициативе.
Ведение воинского учёта в организации следует поручить ответственному специалисту. Работодатель может назначить его из числа сотрудников. Количество таких специалистов будет зависеть от численности сотрудников компании (таблица 1).
Таблица 1. Число работников, осуществляющих воинский учёт в организациях в соответствии с п.12 ПП РФ № 719 от 27.11.2006
Число сотрудников, состоящих на воинском учёте по состоянию на 31 декабря предыдущего года |
Число сотрудников, ведущих воинский учёт |
Менее 500 граждан |
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству |
От 500 до 2000 граждан |
1 освобождённый работник |
От 2000 до 4000 граждан |
2 освобождённых работника |
На каждые последующие 3000 граждан |
по одному освобождённому работнику |
Если воинский учёт в организации ведут двое и более сотрудников, их следует объединить в военно-учётный стол, предоставить оборудованное помещение и железные шкафы для ведения учётных документов.
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания).
Карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно карточки работников:
Не реже одного раза в год работник, ведущий воинский учёт в организации, должен сверить сведения о воинском учёте в своей базе с данными военкоматов или органов местного самоуправления.
Слушатели смогут проанализировать состояние работы по мобилизационной подготовке и воинскому учету в организации, рассмотреть проблемные вопросы мобилизационной подготовки и воинского учета, найти пути оперативного решения; а также получить практические рекомендации по взаимодействию с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военными комиссариатами.
Практикум по автоматизации воинского учета в программе 1С: ЗУП
Процесс цифровизации экономики обуславливает необходимость автоматизации ведения воинского учета на предприятии. Организации, не контролирующие изменения и не предоставляющие контролирующим органам своевременно и в полном объеме необходимые сведения, рискуют подвергаться ужесточившимся штрафным санкциям и проверкам.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.