Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 Закона №53-ФЗ от 28 марта 1998).
Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 Закона №53-ФЗ от 28 марта 1998).
Вести воинский учёт должны организации, вне зависимости от формы собственности, вида предпринимательской деятельности и числа сотрудников (п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ от 28 марта 1998).
Справка! Воинский учёт представляет собой систему приёмов и методов, обеспечивающих регистрацию всех лиц призывного возраста в единой базе данных. В ней также отражаются основные сведения о каждом таком лице. Информация периодически актуализируется. С помощью системы воинского учёта компетентные органы могут отслеживать, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, а также случаи незаконного отклонения от него.
Воинский учёт в организациях регламентирует ряд документов:
Законодательство накладывает обязанность по ведению воинского учёта только на юридических лиц. Это прямо указано в нормативных актах (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона № 53-ФЗ, п. 9 Положения ПП РФ от 27 ноября 2006 года № 719). Про обязанности ИП в отношении ведения воинского учёта ничего не говорится. В пользу отсутствия такой обязанности у индивидуальных предпринимателей также говорит постановление Президиума ВАС № 13798/08 от 14.04.2009. Штрафы за непредставленные сведения в военкомат и за остальные нарушения по воинскому учёту КоАП предусматривает для организаций и их должностных лиц, ИП нет в списке нарушителей.
Однако согласно трудовому законодательству ИП должны запрашивать у наёмных сотрудников военные билеты (ч. 4 ст. 20, ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Эксперты по трудовому праву обращают внимание ИП, на практику, когда военкоматы на местах требуют от предпринимателей вести воинский учёт. С этим требованием можно спорить, но не будет ошибкой, если ИП будет вести такой учёт по своей инициативе.
Какие сведения и в какие сроки работодателям необходимо передавать в военкомат:
Ведение воинского учёта в организации следует поручить ответственному специалисту. Работодатель может назначить его из числа сотрудников. Количество таких специалистов будет зависеть от численности сотрудников компании (таблица 1).
Таблица 1. Число работников, осуществляющих воинский учёт в организациях в соответствии с п.12 ПП РФ № 719 от 27.11.2006
Число сотрудников, состоящих на воинском учёте по состоянию на 31 декабря предыдущего года |
Число сотрудников, ведущих воинский учёт |
Менее 500 граждан |
1 работник, выполняющий обязанности по совместительству |
От 500 до 2000 граждан |
1 освобождённый работник |
От 2000 до 4000 граждан |
2 освобождённых работника |
На каждые последующие 3000 граждан |
по одному освобождённому работнику |
Если воинский учёт в организации ведут двое и более сотрудников, их следует объединить в военно-учётный стол, предоставить оборудованное помещение и железные шкафы для ведения учётных документов (п. 21 методических рекомендаций).
Сведения воинского учёта в 2025 году организации могут сдавать на бумаге или в электронном виде. Статьёй 4 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ предусмотрена отправка сведений в том числе через порталы государственных и муниципальных услуг, а также через другие государственные информационные системы и информационные ресурсы, которые работают в соответствии с данным законом.
Когда полноценно заработает реестр воинского учёта (постановление Правительства от 19.04.2024 № 506), работодатели будут передавать сведения через него.
Обратите внимание! В 2023 — 2024 годах вступило в силу множество законодательных изменений, касающихся воинской обязанности и воинского учёта граждан. Таблицу с принятыми поправками приводим здесь
Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.
Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, проходящие службу в войсках национальной гвардии, Государственной противопожарной службе, органах внутренних дел, органах принудительного исполнения РФ таможенных органах РФ, органах и организациях прокуратуры РФ, следственных органах и учреждениях Следственного комитета РФ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий (классных чинов прокурорских работников). Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.
В организации должны иметься:
Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.
Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.
С 8 января 2022 года организации должны вести специальные отдельные карточки по воинскому учёту. Их нужно заводить на военнообязанных работников и работников-призывников.
Карточка ведётся по форме 10 (Приложении № 22 к Инструкции, утв. Приказом Минобороны от 22 ноября 2021 года № 700) на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
В карточках необходимо указывать:
Отдельные сведения можно уточнить у самих работников — информацию о семейном положении, образовании, занимаемой должности, месте жительства (или пребывания). Ведутся карточки в электронном и бумажном виде.
Бумажная карточка заполняется разборчиво, без помарок и неустановленных сокращений чернилами (шариковой ручкой) синего, фиолетового или чёрного цвета, либо в электронном виде с обязательной распечаткой.
Записи о семейном положении, адресе, номере телефона вносят карандашом.
В картотеке карточки нужно хранить в алфавитном порядке по следующим разделам:
Если на воинском учёте в организации состоит более 500 сотрудников, в пятый раздел картотеки нужно поместить карточки сотрудников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении.
Отдельно (в любом порядке) нужно разместить карточки работников:
Не реже одного раза в год работник, ведущий воинский учёт в организации, должен сверить сведения о воинском учёте в своей базе с данными военкоматов или органов местного самоуправления.
За правонарушения в области воинского учёта предусмотрены административные штрафы (таблица 2).
Таблица 2. Штрафы за правонарушения в области воинского учёта
Правонарушение |
Санкция |
Норма по КоАП |
Непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт |
|
ст. 21.1 КоАП РФ |
Неоповещение граждан о вызове (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, при поступлении, в том числе в электронной форме, таких вызовов (повесток) либо необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт |
|
ст. 21.2 КоАП РФ |
Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами государственных органов или организаций в установленном федеральным законом порядке сведений, необходимых для ведения воинского учёта |
|
ст. 21.4 КоАП РФ |
Неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказание содействия в организации таких оповещения и явки |
|
ст.19.38 КоАП РФ |
Слушатели смогут проанализировать состояние работы по мобилизационной подготовке и воинскому учету в организации, рассмотреть проблемные вопросы мобилизационной подготовки и воинского учета, найти пути оперативного решения; а также получить практические рекомендации по взаимодействию с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и военными комиссариатами.
Практикум по автоматизации воинского учета в программе 1С: ЗУП
Процесс цифровизации экономики обуславливает необходимость автоматизации ведения воинского учета на предприятии. Организации, не контролирующие изменения и не предоставляющие контролирующим органам своевременно и в полном объеме необходимые сведения, рискуют подвергаться ужесточившимся штрафным санкциям и проверкам.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.