Кооперация по гособоронзаказу: что важно знать головным исполнителям и исполнителям

Для выполнения государственного оборонного контракта заключается государственный контракт. При этом со стороны государственными заказчиками могут выступать Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардия, Росатом или Роскосмос, а со стороны исполнителя – российские юрлица, именуемые головными исполнителями.

Для выполнения государственного оборонного контракта заключается государственный контракт. При этом со стороны государственными заказчиками могут выступать Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардия, Росатом или Роскосмос, а со стороны исполнителя — российские юрлица, именуемые головными исполнителями.

Справка! Государственный оборонный заказ (гособоронзаказ или ГОЗ) —установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами.

Правовые основы отношений, связанных с ГОЗ, установлены Законом № 275-ФЗ.

Предметами госконтрактов по ГОЗ нередко выступают строительство различных объектов, бытовые услуги, поставка товаров каждодневного использования.

Для исполнения госконтракта головному исполнителю часто требуются субподрядчики. В рамках законодательства по ГОЗ они именуются исполнителями. Исполнители головного исполнителя, в свою очередь, вправе обращаться к своим субподрядчикам, также именуемым исполнителями. Предметы соглашений с ними должны быть непосредственно связаны с выполнением гособоронзаказа.

Например, предметом ГОЗ с головным исполнителем является строительство объекта, предметом договора головного исполнителя с исполнителем (субподрядчиком) — поставка строительных материалов.

Что такое кооперация по гособоронзаказу

С момента привлечения головным исполнителем по ГОЗ исполнителя возникает кооперация головного исполнителя. Если исполнитель привлечёт свих субподрядчиков, они тоже войдут в кооперацию.

Таким образом, в кооперации (цепочке) участвуют головной и нижестоящие исполнители.

Справка! Кооперация головного исполнителя (кооперация) — совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по гособоронзаказу в рамках сопровождаемых сделок.

В кооперацию входят:

  • головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком;
  • исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем;
  • исполнители, заключающие контракты с исполнителями.

Какие обязанности возлагаются на головного исполнителя, исполнителя

Участие в гособоронзаказе влечёт для исполнителей дополнительные обязанности.

С момента образования кооперации головного исполнителя все входящие в неё лица обязаны соблюдать требования Закона № 275-ФЗ. Основные обязанности головного исполнителя, исполнителя прописаны в статье 8 Закона № 275-ФЗ. О том, в чём именно они заключаются, рассказали в таблице 1.

Таблица 1. Основные обязанности головного исполнителя и исполнителя по ГОЗ

Обязанности головного исполнителя

Обязанности исполнителя

  • определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по ГОЗ, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении ГОЗ раскрывает с соблюдением требований законодательства РФ о гостайне информацию о кооперации, обосновывает цену на продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения госконтракта), возможные сроки и порядок формирования поставок продукции;
  • включает положения типовых условий контрактов, определённые Правительством РФ в заключаемые с исполнителями контракты;
  • по согласованию с госзаказчиком выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении;
  • уведомляет (до заключения контрактов) входящих в кооперацию исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счёта;
  • включает в контракты, заключаемые с исполнителями, идентификатор государственного контракта (ИГК);
  • соблюдает режим использования отдельного счёта;
  • определяет в заключаемых с исполнителями контрактах обязательное условие об осуществлении расчётов с использованием отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке;
  • использует для расчётов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;
  • предоставляет по запросу госзаказчика, органа финансового мониторинга, уполномоченного банка, с которым заключён договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлечённом исполнителе (полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, ИНН, код причины постановки на учёт в налоговом органе) и иную установленную информацию;
  • указывает в распоряжении ИГК;
  • обеспечивает исполнение обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;
  • при заключении контрактов с исполнителями принимает необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения ГОЗ;
  • обеспечивает поставки продукции по ГОЗ в соответствии с условиями госконтракта;
  • организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и спецтехники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;
  • обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по ГОЗ, обязательным требованиям, установленным госзаказчиком в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и (или) госконтрактом;
  • обеспечивает качество поставляемых (выполняемых, оказываемых) товаров (работ, услуг) в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативных и иных актов госзаказчика, условиями госконтракта;
  • обеспечивает осуществление госзаказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением госконтракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
  • обеспечивает возможность осуществления госзаказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по ГОЗ, требованиям законодательства РФ, нормативных и иных актов госзаказчика, условиям госконтракта;
  • ведёт раздельный учет результатов ФХД по каждому госконтракту и представляет госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта в предусмотренных случаях и порядке;
  • представляет по запросу госзаказчика предложение о цене на продукцию по ГОЗ (в том числе обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным госконтрактам, контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены госконтракта, включая обоснование её изменения;
  • представляет госзаказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены госконтракта, а в случае увеличения цены госконтракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек;
  • представляет (после полного исполнения госконтракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счёта, открытого для осуществления расчётов по такому госконтракту;
  • проводит работы по включению в федеральный каталог продукции для федеральных нужд информации о товарах, подлежащих каталогизации;
  • устанавливает в контрактах, заключаемых с исполнителями, условие об обязательном включении в федеральный каталог продукции для федеральных нужд (федеральный каталог) информации о товарах, подлежащих каталогизации;
  • использует информацию о товарах, подлежащих каталогизации, из федерального каталога при выполнении ГОЗ;
  • исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством РФ.
  • обеспечивает соответствие поставок продукции по ГОЗ, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;
  • включает предусмотренные положения типовых условий контрактов в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
  • заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;
  • уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счёта;
  • включает ИГК в контракты, заключаемые с другими исполнителями;
  • соблюдает режим использования отдельного счёта;
  • определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчётов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счёта, открытого в уполномоченном банке;
  • использует для расчётов по контрактам только отдельные счёта, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;
  • предоставляет по запросу госзаказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлечённом им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, ИНН, код причины постановки на учёт в налоговом органе) и иную предусмотренную законом информацию;
  • указывает в распоряжении ИГК;
  • обеспечивает исполнение обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;
  • предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;
  • при заключении контрактов с другими исполнителями принимает необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения ГОЗ;
  • организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий;
  • обеспечивает качество товаров (работ, услуг), соответственно поставляемых (выполняемых, оказываемых) по ГОЗ, в соответствии с требованиями законодательства и условиями контракта;
  • обеспечивает возможность осуществления госзаказчиком, головным исполнителем (при включении в госконтракт и контракт положений о праве контроля) и контролирующим органом контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;
  • ведёт раздельный учет результатов ФХД по каждому контракту и представляет госзаказчику информацию об исполнении каждого контракта в установленных случаях и порядке;
  • представляет по запросу головного исполнителя предложение о цене на продукцию по ГОЗ (в том числе обосновывающие такую цену документы), информацию о затратах по исполненным контрактам, а также информацию, необходимую для изменения цены госконтракта, включая обоснование её изменения;
  • представляет (после полного исполнения госконтракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счёта, открытого для осуществления расчётов по контракту;
  • проводит работы по включению в федеральный каталог информации о товарах, подлежащих каталогизации;
  • использует информацию о товарах, подлежащих каталогизации, из федерального каталога при выполнении ГОЗ;
  • исполняет иные предусмотренные законодательством обязанности.

Справка! Идентификатор государственного контракта (ИГК) — уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых госзаказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчётов по ГОЗ в рамках сопровождаемой сделки.

За нарушения в сфере ГОЗ предусмотрена административная и уголовная ответственность (статья 7.30.3 КоАП РФ; статьи 201.1 — 201.3; 285.4 — 285.6 УК РФ).

Отдельный счёт: что нужно знать о порядке распоряжения средствами

Для каждого контракта, который входит в одну сделку по гособоронзаказу, открывается отдельный счёт. Распоряжаться средствами на нём можно только после исполнения контракта.

В период исполнения деньги с отдельного счёта ГОЗ в общем случае выводить нельзя.

Деньги, поступившие на отдельный счёт, могут быть:

  • перечислены только исполнителям цепочки, входящей в кооперацию, в рамках исполнения заключённых между ними договоров;
  • списаны при осуществлении ряда операций (указаны в ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ.

Исполнители, являющиеся вторыми и последующими звеньями в кооперации, при открытии отдельного счёта должны представить в уполномоченный банк договор, который непосредственно связан с исполнением госконтракта и содержит ИГК, который позволяет определить, в рамках исполнения какого госконтракта заключён договор (ст. 6.1, пп.3, пп.4 п. 1, пп.3, пп.4 п. 2 ст. 8 Закона № 275-ФЗ).

При заключении договора о банковском сопровождении исполнитель должен соблюдать режим использования отдельного счёта (ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ). Он предполагает зачисление на счёт денежных средств в рамках исполнения договоров, заключённых в целях исполнения госконтракта, и возможность их списания только для оплаты по аналогичному договору на аналогичный отдельный счёт и при условии указания ИГК (пп.1, пп.2 п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ).

Допускается (запрещается) списание на цели, перечисленные в ст. 8.3 (ст. 8.4) Закона № 275-ФЗ соответственно.

В свободное распоряжение владельца отдельного счёта деньги поступят только после получения подтверждения от госзаказчика об исполнении госконтракта.

Уполномоченный банк, осуществляющий сопровождение отдельных счетов, проводит мониторинг расчётов по ГОЗ и передаёт в единую информационную систему гособоронзаказа сведения о каждом открытии (закрытии) такого счёта, изменении реквизитов, об ограничении распоряжения, о данных об участниках таких расчётов, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений (пп.2 п. 2 ст. 8.2 Закона № 275-ФЗ).

Справка! Единая информационная система гособоронзаказа — совокупность информации о расчётах по ГОЗ, иной информации, предусмотренной Федеральным законом № 275-ФЗ, и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств. Доступ лиц к информации, содержащейся в единой информационной системе ГОЗ, хранение, обработка, предоставление и использование такой информации осуществляются с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне.

Какие есть запреты и как контролируются расчёты по госконтрактам

Законодательством предусмотрены запреты:

  • на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, которые не связаны с её производством (реализацией);
  • на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;
  • на использование полученных по госконтракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением ГОЗ.

Также введено госрегулирование цен на продукцию по ГОЗ (глава 4 Закона № 275-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 № 1465).

Расчёты по госконтрактам контролируются посредством применения единой информационной системы по гособоронзаказу и режима использования отдельных счетов, о которых говорилось выше.

Таким образом, кооперация по гособоронзаказу строго регламентирована. Госзаказ оформляется в виде контракта, где чётко прописаны все условия и требования к продукции. Выполнение заказа строго контролируется.

Рекомендуем

Гособоронзаказ: новое в правовом регулировании, работе с контрактами, ответственность и контроль в сфере ГОЗ

В 2024 году значительно изменились требования при заключении и исполнении контрактов в сфере государственного оборонного заказа. Курс для юристов в сфере ГОЗ, на котором рассматриваются сложные вопросы юридического сопровождения государственных контрактов, новые правила об ответственности и пути минимизации рисков наложения штрафов, дисквалификации и привлечения к административной и уголовной ответственности.

14.05.25-16.05.25   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Управление закупками в кооперации Гособоронзаказа

На курсе слушатели узнают, как создать современную эффективную систему управления закупками, рассмотрят направления оптимизации закупочной деятельности компании и оценку управленческих действий в сфере государственного оборонного заказа.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/kooperatsiya-po-gosoboronzakazu-chto-vazhno-znat-golovnym-ispolnitelyam-i-ispolnitelyam/