Каждой компании важно, чтобы сотрудники выполняли задачи, связанные с достижением конкретной бизнес-цели, с учётом специфики бизнеса. Главный инструмент здесь — обучение. Каким оно должно быть? Большинство работодателей ответят, что целевым, окупаемым и, желательно, с минимальным отрывом от производства.
Тренд последних лет в обучении и развитии сотрудников — корпоративный университет. Это система обучения, при которой повышение компетенций ведётся внутри самой организации и, как правило, её собственными силами.
Чем обучение в корпоративных университетах отличается от академического образования
У корпоративных университетов есть предельно практическая целевая направленность. Вместо прохождения общетеоретической и общепрактической подготовки, сотрудники постигают непосредственно то, что необходимо для их работы, для достижения конкретных целей организации в соответствии с миссией и стратегическими целями развития.
Какие задачи поможет решить корпоративный университет
Корпоративный университет поможет усовершенствовать необходимые организации компетенции сотрудников, удержать ценных работников, развить корпоративную культуру, создать благоприятный внутренний психологический климат, внедрить организационные изменения, поддержать конкурентоспособность.
Следуйте семи принципам:
-
Система обучения должна быть единой, побуждать сотрудников к совместной работе.
- Обучение должно подчиняться целям бизнеса. Необходимо выявить текущие проблемы, которые можно закрыть за счёт совершенствования компетенций сотрудников и процесса управления.
- Нерегулируемые и несвязанные между собой учебные мероприятия нужно заменить целостным и последовательным подходом.
- Обучение должно быть постоянным и доступным всем, кому оно необходимо.
- Нужно постоянно вести оценку обучения с помощью всех необходимых для этого технологий.
- Ценность обучения нужно демонстрировать на основе комплексной методологии оценки его эффективности.
- Ответственность за эффективность обучения должна лежать не только на специалистах по обучению, но и на самих обучающихся, менеджерах и руководстве.
Как создать корпоративный университет внутри компании
В основе корпоративного университета должны лежать стратегические цели всей организации, а не нужды отдельных подразделений. Можно придерживаться простого алгоритма:
-
Создайте долгосрочную концепцию обучения. Ответьте на вопросы — каким оно должно быть, чего компания ждёт от него. Соберите представителей ото всех заинтересованных сторон и придите к общему согласию в вопросах:
- Какой наша компания должна быть в будущем?
- Предстоят ли в обозримом будущем фундаментальные организационные изменения?
- Чего хотят и что ждут от корпоративного обучения сами сотрудники?
Полученными выводами поделитесь со всеми остальными, разъясните идеи.
-
Свяжите стратегию обучения с целями бизнеса. Выявите конкретные знания, умения и компетенции, которые понадобятся сотрудникам для достижения этих целей.
- Определите методы поставки обучения, который больше всего подходит для вашей организационной модели. Это может быть классическое обучение, электронные курсы, видеообучение, голосовые конференции.
- Подумайте, с кем из внешних поставщиков обучения можно посотрудничать. Если наладить прочное сотрудничество с конкретным учебным центром или коучем, можно будет создать максимально специализированный, подстроенный под нужды вашей компании учебный процесс.
- Рассчитайте бюджет. Помните, если корпоративный университет создан и работает в соответствии с установленными принципами и целями бизнеса, он обязательно окупит себя.
Для выявления потребности в обучении проведите многоплановую комплексную оценку. Сформируйте администрацию корпоративного университета. В неё должны войти представители руководства компании. Разработайте стратегический план деятельности корпоративного университета, определите бизнес-цели. Обязательно доведите информацию о корпоративном университете, программах и продуктах до всех заинтересованных сторон.
Какие современные практики корпоративного университета можно использовать
Корпоративный университет можно не концентрировать на очном обучении персонала в определённом месте, в определённое время и по строгому расписанию.
В последние годы набирает популярность электронное обучение как синхронное, так и асинхронное или самостоятельное. А некоторые корпоративные университеты полностью работают в форме учебных порталов.
Электронное обучение (E-learning) — это система обучения при помощи информационных и электронных технологий. Такое обучение позволяет существенно сократить расходы компании на обучение персонала, при этом приобщив к процессу большое количество сотрудников, в том числе находящихся в разных регионах.
Система обучения в корпоративном университете, основанная на технологиях e-learning, позволит адаптировать процесс к локальным потребностям и централизованно его контролировать. Учащиеся получат доступ к большему числу ресурсов и при этом не будут оторваны от основной работы. К созданию контента для электронного обучения можно привлечь собственных предметных экспертов.
Электронное обучение можно ориентировать не только на персонал компании, но и на клиентов и партнёров.
Обратите внимание, что специфика некоторых учебных материалов может потеряться при передаче в онлайн-формате, в таком случае можно использовать смешанное обучение. Это модель корпоративного университета, при которой в оптимальной пропорции используется как электронное обучение, так и очные учебные мероприятия.