Учёт древесины, сделок с ней, а также со многими видами изделий из древесины регулируются государством. В целях обеспечения пользовательского учёта древесины функционирует единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). Она позволяет учитывать практически все категории сделок с древесиной — производство, покупку, продажу, экспорт и импорт.
Передавать данные в ЛесЕГАИС должны организации и ИП, совершающие сделки с древесиной (часть 1 статьи 50.5 Лесного кодекса РФ).
Учёту подлежат древесина и продукция её переработки, перечень которых определяется Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Такой перечень утверждён распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2014 года № 1047-р.
С 1 января 2025 года вступят в силу законодательные требования об учёте древесины в федеральной государственной информационной системе лесного комплекса (ФГИС ЛК).
В настоящее время завершена разработка подсистемы учёта древесины, обеспечения прослеживаемости древесины ФГИС ЛК (фактически заменяющей ЛесЕГАИС), осуществляется её тестирование и доработка. После чего, поэтапно в течение 2024 года, данная система заменит ЛесЕГАИС и войдёт в обязательную пользовательскую эксплуатацию для всех участников оборота древесины.
Об особенностях работы с системами учёта древесины, их отличиях, обязанностях и ответственности участников «древесного» рынка и о многих других важных аспектах в формате вопрос-ответ рассказывает наш эксперт.
Кто подаёт сведения (документы) в ЛесЕГАИС? Какие именно сведения (документы) нужно вносить в систему?
Согласно требованиям лесного законодательства, в ЛесЕГАИС (впоследствии — в ФГИС ЛК) в обязательном порядке вносится информация о хранении, транспортировке, переработке и сделках с древесиной и продукции из неё (пиломатериал). Для этого законодателем установлен перечень документов и объектов, связанных с оборотом древесины — электронные документы на транспортировку древесины (ЭСД), отчёты о балансе древесины (ОБД), отчёты о переработке древесины (ОПП), декларации о сделках с древесиной (ДСД), места складирования древесины (МСД), объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры (ОЛИ), транспортные средства, задействованные в транспортировке древесины и лесосечных работах.
В зависимости от хозяйственной операции, данную информацию в Систему должны вносить лесопользователи, собственники древесины, владельцы объектов хранения и переработки древесины, а также стороны сделки с древесиной.
Все ли лесоматериалы подлежат регистрации в ЛесЕГАИС? Есть ли какие-то исключения?
Учёту в ЛесЕГАИС (впоследствии — в ФГИС ЛК) подлежит только та древесина и продукция из неё, которая попадает в специальный Перечень, установленный Правительством РФ — это круглые (необработанные) лесоматериалы, получаемые при заготовке древесины, а также непрофилированные пиломатериалы, получаемые после переработки древесины. Не подлежат учёту в Системе сборные конструкции из дерева, профилированные пиломатериалы, дрова, разделанные в виде поленьев и т.д.
Что из себя представляет балансовая модель учёта оборота древесины? Это единственная существующая на данный момент модель? Существуют ли какие-либо альтернативы?
Балансовая модель оборота древесины — это система прослеживаемости древесины и продукции из неё, формируемая на основе представления участниками оборота древесины в ЛесЕГАИС (впоследствии — в ФГИС ЛК) обязательных сведений о хранении, транспортировке, переработке и сделках с древесиной и продукции из неё.
При осуществлении хозяйственных операций собственники древесины ограничены тем объёмом и видовым составом (то есть балансом древесины), который учтён у них к моменту таких операций. Это единственная и безальтернативная модель, созданная на основании требований Федерального закона № 3-ФЗ для фиксации сведений об обороте древесины в РФ.
Каков принцип работы сопроводительной документации на транспортировку древесины? Такой пример: предприниматель покупает N-ный объём древесины у организации, потом перепродаёт её ещё одному лицу, которое также намерено транспортировать древесину и реализовать её. Потребуется ли переоформлять сопроводительный документ для каждого случая смены собственника или достаточно это сделать единожды?
Согласно требованию лесного законодательства, ЭСД оформляет собственник или уполномоченное им лицо до начала транспортировки. Соответственно, в зависимости от места перехода права собственности на древесину, ЭСД может оформлять как продавец (если право собственности на древесину переходит в пункте назначения), так и покупатель (если право собственности на древесину приобретено в пункте отправления). Также, в целях перехода права собственности на древесину в рамках одного склада, пользователям доступна операция «перемещение древесины без ЭСД».
ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК. В чём различия этих систем? Взаимозаменяемы ли они сейчас (в 2024 году)? Верно ли, что ЛесЕГАИС скоро выйдет из эксплуатации и участникам оборота стоит уделить внимание именно освоению ФГИС ЛК?
ЛесЕГАИС — информационная система, в которую вносится информация об обороте древесины и о правоустанавливающих документах об использовании лесов. Федеральная государственная информационная система лесного комплекса (ФГИС ЛК) — информационная система, объединяющая в себе сведения государственного лесного реестра, возможности предоставления госуслуг и электронного документооборота в области лесопользования, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, а также об учёте древесины и её прослеживаемости. Фактически различие ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК в масштабе вносимой информации и функциональных возможностях.
С 1 января 2025 года ЛесЕГАИС будет выведен из промышленной эксплуатации (станет недоступен пользователям для внесения сведений). При этом законодательные требования об оформлении обязательных документов в области оборота древесины будут связаны с новой Подсистемой учёта древесины ФГИС ЛК.
В связи с указанным, безусловно, важно освоить новые требования лесного законодательства и ознакомиться с техническим функционалом новой информационной системы.
Насколько реально работать с ЛесЕГАИС в оффлайн-режиме. С какими сложностями может столкнуться пользователь?
Для возможности оформления обязательных документов в оффлайн-режиме Рослесхозом разработано мобильное приложение ЛесЕГАИС.mobile. За последний год выпущен ряд обновлений мобильного приложения, касающихся синхронизации вносимых сведений, взаимодействия с технической поддержкой, геопозиционирования устройства.
Сложности работы в оффлайн-режиме могут быть связаны с неполнотой синхронизированных справочников (отсутствие каких-либо актуальных сведений), особенностями формирования QR-кода ЭСД (неотображение части внесённой информации), а также отдельными техническими багами (ошибками).
КоАП РФ (ст.8.28.1) предусматривает ответственность для должностных лиц и организаций за нарушения при представлении декларации о сделках с древесиной, за нарушения в части обязательной маркировки, а также за транспортировку без оформленного в установленном порядке ЭСД. В чём отличие этих составов? Кто и за что несёт ответственность в цепочке оборота древесины?
Статьёй 8.28.1 КоАП РФ предусматривается несколько типов нарушений в области оборота древесины и ответственности за их совершение. Так, в случае, если на индивидуального предпринимателя, юридического лица или его должностного лица возлагается обязанность по декларированию сделок с древесиной, маркировке древесины или оформлению ЭСД, они могут быть привлечены к административной ответственности в случае, если в ЛесЕГАИС не внесена декларация о сделках с древесиной (либо она внесена по истечении установленного срока или содержит ложные сведения), не была промаркирована экспортируемая древесина ценных пород (либо информация о маркировке такой древесины не внесена в ЛесЕГАИС) или в Системе не был оформлен ЭСД (либо в оформленном ЭСД содержится недостоверная информация).
В зависимости от типа нарушения и лица, привлекаемого к административной ответственности, предусматривается наказание в виде административного штрафа от пяти тысяч рублей до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств.
Планируется ли ужесточение административной ответственности за нарушения в сфере оборота древесины? В СМИ есть информация об эксперименте по внедрению искусственного интеллекта в видеокамеры вдоль дорог (в частности, в Пермском крае), который способен идентифицировать лесовозы и выявлять факты транспортировки без подтверждения в ЛесЕГАИС. Как можно оценить перспективы введения такого новшества? Какие новые риски могут возникнуть у участников цепи оборота древесины в связи с таким нововведением?
На текущий момент, на рассмотрении в Государственной Думе находится Законопроект, предусматривающий дополнение статьи 8.28.1 КоАП РФ новыми составами административных правонарушений. Например, предусматривается административная ответственность за нарушение требований к размещению складов древесины и невнесения информации об объектах лесопереработки в ЛесЕГАИС (впоследствии — в ФГИС ЛК), за нарушение Правил учёта древесины, за не оборудование лесовозной техники системой ГЛОНАСС и т.д. 10 марта 2024 года Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении.
Также с 2022 года на территории Пермского края при участии Рослесхоза проводится эксперимент по фиксации лесовозов системой искусственного интеллекта. Предполагается, что система будет фиксировать лесовозы, транспортирующие древесину в отсутствие ЭСД и в автоматизированном режиме привлекать нарушителей к административной ответственности. В настоящий момент прорабатываются организационно-технические и нормативные аспекты данного проекта.
Подготовиться к планируемым изменениям законодательства, освоить ключевые навыки работы с функциями информационных систем ЛесЕГАИС и ФГИС ЛК, получить ответы на возникающие вопросы помогут наши обучающие программы.