Прежде чем начать строительство или приступить к реконструкции линейного объекта застройщику необходимо ознакомится с документами территориального планирования, с проектом межевания территории, в границах которой будут осуществляться такие работы.
Прежде чем начать строительство или приступить к реконструкции линейного объекта застройщику необходимо ознакомится с документами территориального планирования, с проектом межевания территории, в границах которой будут осуществляться такие работы.
Прежде чем начать строительство или приступить к реконструкции линейного объекта застройщику необходимо ознакомится с документами территориального планирования, с проектом межевания территории, в границах которой будут осуществляться такие работы.
Справка! Линейные объекты (ЛО) – это линии коммуникаций различного типа: трубопроводы, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Оформление прав на земельные участки для размещения ЛО проходит по специальным правилам. Нужно руководствоваться Земельным и Градостроительным кодексами (ЗК РФ и ГрК РФ), подзаконными актами. Нормативная база здесь достаточно динамична. В последние годы были приняты «поправочные законы. В их числе Федеральный закон от 23 июня 2014 № 171-ФЗ, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ, Федеральный закон от 4 августа 2023 № 430-ФЗ (также известный как «Закон о линейной амнистии»).
В числе прочего для размещения линейных объектов можно заключить соглашение об установлении публичного сервитута. На этом способе остановимся подробнее в материале.
Предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определённых земель, зон, на определённой территории.
Земельные участки, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, застройщику могут предоставить на основании договора аренды. Он заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юрлицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пп.4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Для строительства иных линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке (как правило, на торгах, проводимых в форме аукциона) с учётом ст. 39.1 ЗК РФ.
Для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, можно заключить соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
При установлении публичного сервитута учитываются положения статьи 23 ЗК РФ.
Цели установления публичного сервитута указаны в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а также в п.5 ст.4 Федерального закона от 31 июля 2020 № 254-ФЗ (таблица 1).
Таблица 1. Цели и основания для установления публичных сервитутов
Основание |
Цели установления публичных сервитутов |
Статья 39.37 Земельного кодекса РФ |
|
Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 № 254-ФЗ |
|
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченных органов исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.
Кто вправе ходатайствовать об установлении публичного сервитута
Перечень лиц, имеющих право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, указан в ст. 39.40 ЗК РФ (таблица 2).
Таблица 2. Кто и в каких случаях может обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута
Организация (заявитель) |
Случаи для обращения |
Субъекты естественных монополий |
В случаях установления публичного сервитута:
|
Организации связи |
Размещение линий или сооружений связи, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ. Для проведения:
|
Организации — владельцы инженерных сооружений или объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения |
в случае установления публичного сервитута для целей:
|
Организации, предусмотренные п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (субъекты естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения; уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, недропользователи, организации, с которыми заключены договоры о КРТ) |
Установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, реконструкции его участка (части). |
Организации, осуществляющие реконструкцию или капремонт ЛО |
В случае реконструкции или капремонта инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капстроительства. |
Иные уполномоченные в соответствии с нормативными актами РФ и субъектов РФ лица |
В целях деятельности, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута. |
Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута установлены Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 № П/0150.
Что нужно указать в ходатайстве об установлении публичного сервитута:
Решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении уполномоченный орган принимает в течение 20 - 30 дней со дня поступления ходатайства. Сроки зависят от целей предоставления сервитута (ст. 39.43 ЗК РФ).
Установленным публичный сервитут считается со дня внесения сведений в ЕГРН (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).
Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут в порядке и размерах, предусмотренных ст.39.46 ЗК РФ, а также возмещать правообладателю земельного участка причинённые убытки.
Какие объекты можно размещать без предоставления земельных участков и установления сервитутов
Законодательством предусмотрены случаи использования государственных и муниципальных земель без предоставления сервитута, а также виды объектов, которые можно на таких землях разместить без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Случаи, когда государственные или муниципальные земли (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или организациям) допускается использовать без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута указаны в ст. 39.33 ЗК РФ.
В отношении ЛО это в частности:
Размещать на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов допускается объекты из Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 № 1300.
Это в частности:
Как правило, все эти объекты объединяет один критерий: для их размещения не требуется разрешение на строительство.
Правовое регулирование линейных объектов — одно из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве России. Постоянные изменения в федеральных, региональных и отраслевых нормах требуют от застройщиков постоянного внимания к этим вопросам и регулярного мониторинга законодательства, касающегося правовых аспектов, строительства и реконструкции линейных объектов.
Правовое регулирование земельных отношений: изменения и актуальные вопросы практики в 2025 году
На курсе рассматриваются изменения в регулировании земельных правоотношений в 2024-2025 годах: упрощен порядок формирования участков и правила аренды публичных земель, новые требования при установлении публичных сервитутов и охранных зон, реформа ЗОУИТ, изменение порядка изъятия земельных участков, новый порядок выплат компенсаций при ограничении прав собственников, изменение ставок арендной платы за земельные участки, новые правила установления и изменения кадастровой стоимости земельных участков.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.