Линейные объекты и публичный сервитут: как работают правила

Прежде чем начать строительство или приступить к реконструкции линейного объекта застройщику необходимо ознакомится с документами территориального планирования, с проектом межевания территории, в границах которой будут осуществляться такие работы.

Прежде чем начать строительство или приступить к реконструкции линейного объекта застройщику необходимо ознакомится с документами территориального планирования, с проектом межевания территории, в границах которой будут осуществляться такие работы.

Справка! Линейные объекты (ЛО) – это линии коммуникаций различного типа: трубопроводы, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Оформление прав на земельные участки для размещения ЛО проходит по специальным правилам. Нужно руководствоваться Земельным и Градостроительным кодексами (ЗК РФ и ГрК РФ), подзаконными актами. Нормативная база здесь достаточно динамична. В последние годы были приняты «поправочные законы. В их числе Федеральный закон от 23 июня 2014 № 171-ФЗ, Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ, Федеральный закон от 4 августа 2023 № 430-ФЗ (также известный как «Закон о линейной амнистии»).

В числе прочего для размещения линейных объектов можно заключить соглашение об установлении публичного сервитута. На этом способе остановимся подробнее в материале.

Что стоит знать об общих правилах предоставления земельных участков для ЛО и аренде

Предоставление земельных участков в целях размещения линейных объектов федерального, регионального и местного значения осуществляется в соответствии с утверждёнными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории независимо от принадлежности таких земельных участков к той или иной категории земель, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом не допускается размещение таких линейных объектов в границах определённых земель, зон, на определённой территории.

Земельные участки, находящиеся в федеральной или муниципальной собственности, застройщику могут предоставить на основании договора аренды. Он заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юрлицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения (пп.4 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).

Для строительства иных линейных объектов земельные участки предоставляются в общем порядке (как правило, на торгах, проводимых в форме аукциона) с учётом ст. 39.1 ЗК РФ.

Как работает сервитут в отношении земельных участков для ЛО

Для размещения линейных объектов, не препятствующих разрешённому использованию земельного участка, можно заключить соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

При установлении публичного сервитута учитываются положения статьи 23 ЗК РФ.

Цели установления публичного сервитута указаны в ст. 39.37 Земельного кодекса РФ, а также в п.5 ст.4 Федерального закона от 31 июля 2020 № 254-ФЗ (таблица 1).

Таблица 1. Цели и основания для установления публичных сервитутов

Основание

Цели установления публичных сервитутов

Статья 39.37 Земельного кодекса РФ

  • строительство, реконструкция, эксплуатация, капремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, трубопроводов для продуктов переработки нефти и газа, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд;
  • складирование строительных и иных материалов, возведение некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) размещение строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта инженерных сооружений, объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  • устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
  • размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог;
  • проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ;
  • реконструкция, капремонт участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.

Пункт 5 статьи 4 Федерального закона от 31 июля 2020 № 254-ФЗ

  • для строительства линейных объектов инфраструктуры (за исключением линейных объектов, размещение которых делает невозможным дальнейшее использование земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешённого использования), реконструкции объектов инфраструктуры; 
  • для обеспечения строительства, реконструкции объектов инфраструктуры.

Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченных органов исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьёй 39.38 ЗК РФ на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Кто вправе ходатайствовать об установлении публичного сервитута

Перечень лиц, имеющих право ходатайствовать об установлении публичного сервитута, указан в ст. 39.40 ЗК РФ (таблица 2).

Таблица 2. Кто и в каких случаях может обратиться с ходатайством об установлении публичного сервитута

Организация (заявитель)

Случаи для обращения

Субъекты естественных монополий

В случаях установления публичного сервитута:

  • для размещения, капремонта инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта;
  • реконструкции, капремонта их участков (частей);
  • для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений;
  • инженерных изысканий для строительства, реконструкции, реконструкции участков (частей) таких сооружений.

Организации связи

Размещение линий или сооружений связи, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ.

Для проведения:

  • инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и сооружений связи;
  • инженерных изысканий для их строительства, реконструкции.

Организации — владельцы инженерных сооружений или объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения

в случае установления публичного сервитута для целей:

  • складирования строительных и иных материалов, возведения некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) размещение строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта инженерных сооружений, объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  • устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автодорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
  • размещения автодорог и железнодорожных путей в туннелях;
  • прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автодорог;
  • проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведения инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных пп.1 ст. 39.37 ЗК РФ;
  • реконструкции, капремонта участков (частей) инженерных сооружений, являющихся линейными объектами.

Организации, предусмотренные п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (субъекты естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения; уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, недропользователи, организации, с которыми заключены договоры о КРТ)

Установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, реконструкции его участка (части). 

Организации, осуществляющие реконструкцию или капремонт ЛО

В случае реконструкции или капремонта инженерного сооружения, являющегося линейным объектом, реконструкцию, капитальный ремонт его участков (частей) в связи с планируемыми строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капстроительства.

Иные уполномоченные в соответствии с нормативными актами РФ и субъектов РФ лица

В целях деятельности, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.

Требования к форме ходатайства об установлении публичного сервитута, содержанию обоснования необходимости установления публичного сервитута установлены Приказом Росреестра от 19 апреля 2022 № П/0150.

Что нужно указать в ходатайстве об установлении публичного сервитута:

  • наименование и место нахождения заявителя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юрлица в ЕГРЮЛ и ИНН;
  • цель установления публичного сервитута в соответствии со статьёй 39.37 ЗК РФ;
  • испрашиваемый срок публичного сервитута;
  • срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нём объекта недвижимости в соответствии с их разрешённым использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут (при возникновении таких обстоятельств). В указанный срок включается срок строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта инженерного сооружения;
  • обоснование необходимости установления публичного сервитута;
  • указание на право, на котором инженерное сооружение принадлежит заявителю, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута для реконструкции, капремонта или эксплуатации указанного инженерного сооружения, реконструкции или капремонта его участка (части); 
  • сведения о правообладателе инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если заявитель не является собственником указанного инженерного сооружения;
  • кадастровые номера (при их наличии) земельных участков, в отношении которых подано ходатайство об установлении публичного сервитута, адреса или иное описание местоположения таких земельных участков;
  • почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении уполномоченный орган принимает в течение 20 - 30 дней со дня поступления ходатайства. Сроки зависят от целей предоставления сервитута (ст. 39.43 ЗК РФ).

Установленным публичный сервитут считается со дня внесения сведений в ЕГРН (п. 8 ст. 39.43 ЗК РФ).

Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут в порядке и размерах, предусмотренных ст.39.46 ЗК РФ, а также возмещать правообладателю земельного участка причинённые убытки.

Какие объекты можно размещать без предоставления земельных участков и установления сервитутов

Законодательством предусмотрены случаи использования государственных и муниципальных земель без предоставления сервитута, а также виды объектов, которые можно на таких землях разместить без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Случаи, когда государственные или муниципальные земли (за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или организациям) допускается использовать без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута указаны в ст. 39.33 ЗК РФ.

В отношении ЛО это в частности:

  • капитальный или текущий ремонт линейных объектов;
  • возведения некапитальных строений, сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Размещать на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов допускается объекты из Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 № 1300.

Это в частности:

  • подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешение на строительство;
  • проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Как правило, все эти объекты объединяет один критерий: для их размещения не требуется разрешение на строительство.

Правовое регулирование линейных объектов — одно из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве России. Постоянные изменения в федеральных, региональных и отраслевых нормах требуют от застройщиков постоянного внимания к этим вопросам и регулярного мониторинга законодательства, касающегося правовых аспектов, строительства и реконструкции линейных объектов.

Рекомендуем

Правовое регулирование земельных отношений: изменения и актуальные вопросы практики в 2025 году

На курсе рассматриваются изменения в регулировании земельных правоотношений в 2024-2025 годах: упрощен порядок формирования участков и правила аренды публичных земель, новые требования при установлении публичных сервитутов и охранных зон, реформа ЗОУИТ, изменение порядка изъятия земельных участков, новый порядок выплат компенсаций при ограничении прав собственников, изменение ставок арендной платы за земельные участки, новые правила установления и изменения кадастровой стоимости земельных участков.

03.07.25-04.07.25   |   Москва
Курс повышения квалификации

Особенности размещения линейных объектов, в том числе коммуникаций и сетей инженерно-технического обеспечения

В 2025 году значительно изменяются требования при размещении и оформлении линейных объектов (ЛО) на землях различных категорий. На курсе рассматриваются важные законодательные изменения, завершение линейной амнистии, новое в установлении публичных сервитутов и зон с особыми условиями использования территории ЛО, новое в подготовке и утверждении ППТ и ПМТ для ЛО, новое в порядке регистрации прав на ЛО, специфика размещения отдельных ЛО.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/lineynye-obekty-i-publichnyy-servitut-kak-rabotayut-pravila/