Как часто в качестве аргумента вам приходится слышать: «Да это всем известно!», «Вы просто недостаточно образованы, чтобы понять замысел!», «Так делали наши предки!»?
Как часто в качестве аргумента вам приходится слышать: «Да это всем известно!», «Вы просто недостаточно образованы, чтобы понять замысел!», «Так делали наши предки!»?
Как часто в качестве аргумента вам приходится слышать: «Да это всем известно!», «Вы просто недостаточно образованы, чтобы понять замысел!», «Так делали наши предки!»?
Услышать подобные «аргументы» можно в бизнесе, в информационном пространстве, от случайных оппонентов вокруг. Это приёмы ложной аргументации. Кто-то использует их несознательно, кто-то намеренно. В любом случае о таких уловках необходимо знать.
Вместо того чтобы привести доводы в противовес, оппонент апеллирует к личности соперника. Это может выражаться:
Такой приём использует в двух направлениях — для повышения и принижения статуса ответа. «Так говорил сам Авраам Линкольн, неужели Вы его не уважаете?!» или «Такую же позицию высказывал Геббельс, Вы что, тоже так считаете?»
Очень часто в качестве аргумента можно услышать: «Да все так думают, значит, это правильно». И это ложный аргумент! Настороженно следует отнестись и к аргументам типа «как всем известно», «каждый знает», «очевидно, что...». Такой приём называется уловкой очевидности.
«Никогда не надеваю свитер и ни разу не заболел, и ты не заболеешь» или «Мне помогли эти таблетки, и вам помогут» — типичные примеры, которым не стоит доверять.
Вас могут попытаться вывести на эмоции. Они могут быть совершенно разные.
Один из самых «затёртых» призывов — «Подумайте о детях!»
Такой приём работает в две стороны «Так принято считать с давних времён, так делали наши предки, потому это верно» или «Это мнение давно устарело, так считали в прошлом веке!»
Оппоненту можно заявить, что отсутствие доказательств чего-то считается доказательством обратного: «Домовые существуют, потому что никто не доказал, что их нет.
Оппонент также может пользоваться незнанием аудитории и использовать некоторые неизвестные ей термины из статистики, ложные данные, факты и сведения, которые никак не подтверждают справедливость утверждения.
Тезис можно повторять так часто и до тех пор, пока оппонент не устанет или не потеряет интерес к его оспариванию.
Есть и ещё целый ряд логических уловок. Оппонента можно:
Заставить выбирать между двумя заданными альтернативами (из двух крайностей). Например, богатством и нищетой, своими и чужими, чёрным и белым. Все промежуточные варианты упускаются.
Убедить, что его идеи неизбежно обернуться крахом, приведя пессимистические прогнозы, как правило, без каких-либо доказательств.
Раздуть глобальную катастрофу из ничего с помощью аргумента «негативной спирали». «Мы запускаем этот новый продукт, делаем на него ставку, отворачиваемся от привычного рынка, утрачиваем уже завоёванные позиции, увеличиваем ставки на новый продукт, теряем оставшиеся позиции, дальше можно просто закрывать магазины!». Доказательств никаких нет, но позицию за счёт нагнетания мнимых «ужасных последствий» уже хочется пересмотреть.
Не позволяйте загнать себя в рамки, разоблачайте уловки и делайте необходимые оговорки.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.