С некоторыми трудностями на работе приходится сталкиваться впервые. Попался очень специфичный клиент, появились ошибки в работе с закупщиками, проблемы с подчинёнными. Сложности могут возникнуть, когда человек только что трудоустроился, перешёл в другое подразделение или получил руководящую должность. Требуются дополнительные компетенции и самый простой способ их получить — использовать чужой опыт, максимально подходящий для конкретной ситуации. Дать совет может более опытный коллега, который уже всё знает и умеет.
Обучение, при котором опытный сотрудник помогает, наставляет и всячески поддерживает «зелёного» новичка или коллегу, столкнувшегося с затруднениями в работе, называется менторство.
Метод довольно успешно применяется на западе, а вот в России его используют лишь немногие компании, чаще всего — отделы продаж и организации IT-сферы. Однако эксперты полагают, что менторство достойно большего внимания и распространения ввиду массы преимуществ.
Всё просто и демократично
Программу обучения составлять не нужно. Учитель (ментор) и ученик сами определяют содержание обучения на основе вопросов и предложений. Такое взаимодействие происходит в атмосфере доверия и взаимопомощи.
Например, менеджера повысили до руководителя, ментор подскажет, как усилить лидерские качества и выстроить линию общения с подчинёнными.
Менторство позволяет передавать, сохранять знания, растить внутренних специалистов, помогает новичкам приспособиться к внутренней культуре.
Менторство полезно для обеих сторон, но есть правила
На обсуждение с наставником ученику нужно вынести вопросы, которые возникли в процессе работы, но ответы не удалось найти на семинарах, в видеоуроках, в книгах и других источниках.
Обеим сторонам важно соблюдать этику общения и следовать ряду правил.
-
Обмен информацией между учителем и учеником должен быть двусторонним. Ментор выслушивает подопечного так же внимательно, как ученик перенимает его опыт.
- Нельзя назначать ментора или навязывать менторство из-под палки. Важно соблюсти принцип добровольности. Ни одной из сторон менторство не должно восприниматься как наказание или обуза. Это именно сотрудничество. Ученик — спрашивает, закрывает пробелы в знаниях, перенимает опыт. Учитель — советует, разъясняет и вдохновляет.
- Наставник подсказывает и вдохновляет. Критиковать и высмеивать подопечного не допускается.
- Ученик не должен во всех случаях и на 100% соглашаться с наставником, но должен принять совет с благодарностью и попытаться извлечь из него пользу.
- Общение с наставником необязательно растягивать на целый курс. Можно провести одну беседу в квартал или в год, но она должна быть осмысленной.
Для ментора процесс обучения не менее полезен, чем для обучаемого. Можно проанализировать свой опыт, сформулировать для себя закономерности и правила, заново изучить и переосмыслить тему.
Менторство легко организовать внутри компании
Менторство вполне может проходить в неформальной обстановке и даже дистанционно.
Организовать его можно несколькими способами:
-
один на один — ментор и подопечный встречаются в обоюдно удобное время и обсуждают вопросы тет-а-тет.
- группами — ментор отвечает на вопросы нескольких сотрудников. Такой способ обычно применяется в крупных компаниях, когда большому числу сотрудников нужно разъяснить специфики продукта или технологий.
Ментором может выступать как один из специалистов компании, так и сторонний наставник. В этом случае должно быть соблюдено условие о неразглашении конфиденциальной информации.
Как помочь сотрудникам найти ментора
В небольшой компании можно сделать небольшие рассылки с сообщениями, кто и по какой теме готов стать наставником. Сами кандидаты на роли менторов могут заявить о своих готовности и желании посредством электронной таблицы.
Крупные компании с множеством филиалов размещают информацию о менторах на корпоративных порталах, в специальных разделах с корпоративными профилями, где каждый сотрудник может найти себе ментора в зависимости от потребностей, а затем связаться с будущим наставником по электронной почте или видеосвязи.
Для популяризации и продвижения менторства просите сотрудников, прошедших обучение таким способом, оставлять оставить отзыв, рассказать, чему они научились, чего добились.