Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.
Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.
Чтобы минимизировать риски при международной транспортировке грузов необходим договор страхования. Его наличие гарантирует возмещения стоимости, в случаях если груз будет утерян, уничтожен или повреждён.
Страхование грузов в международных перевозках относится к сфере имущественного страхования. Договор страхования определяет права, обязанности и ответственность сторон. При его заключении нужно опираться на правовые нормы страхового законодательства.
В отношении наступления неблагоприятных для груза последствий можно выделить:
Убытки при транспортировке не получится возместить, если груз был испорчен или утерян в результате нестрахового случая:
Также по правилам страхования за порчу или утрату груза возмещение платится в оговоренных случаях.
Кроме того, если возмещение стоимости оговорено именно при том или ином виде перевозки, страховая компания может потребовать это доказать.
Пример — дело № А40-155546/2017, постановление по которому за номером № Ф05-12168/2018 13 августа 2018 года вынес АС Московского округа. Страховая компания пыталась доказать, что случай с повреждением груза (неправильное раскрепление в контейнере) является нестраховым, несмотря на то, что согласно полису, груз был застрахован с ответственностью «за все риски». Суд страховую компанию не поддержал и предписал возместить убытки.
В договоре страхования в обязательном порядке необходимо указать:
Грузы можно разделить на несколько групп — в зависимости от их специфических особенностей: по назначению, лёгкости разрушения, способу транспортировки.
Защиту любых категорий товаров в международных перевозках предусматривает страхование карго. Данная процедура обеспечивает страховую защиту на всех стадиях перемещения товара между пунктами.
Классическая схема транспортировки может состоять из пяти этапов:
Схему поставки можно упростить. Например, перевозить груз одним транспортом, использовать самовывоз и т.п.
При подписании договора страхования груза нужно заострить внимание на формулировке условий. Это поможет избежать судебных разбирательств из-за затягивания с выплатами возмещения при наступлении страховых ситуаций.
По срокам действия договор может заключаться:
Последний вариант удобно использовать, если компания постоянно пользуется услугами транспортировки и перевозит однотипные грузы.
Для международной торговли используются условия поставки «Инкотермс», регламентирующие ответственность Продавца и Покупателя при перевозке товара из-за границы.
При заключении торговых контрактов в международной торговле применяются общепринятые стандартные условия поставки. В них отражаются и условия страхования:
CIF. В числе прочих продавец до сдачи груза в пункте назначения несёт затраты по страхованию груза от морских рисков, включая и страховку фрахта.
FOB. Любые расходы от погрузки на судно, включая риски, несет покупатель.
FAS. Продавец отвечает за доставку объекта в порт отправки, разгрузку и размещение в оговоренном с покупателем пункте. Затем риски и расходы (от погрузки на судно в пункте отправления до прибытия в пункт назначения) производит покупатель.
CAF. Покупатель несет расходы по товарной стоимости, страхованию от морских рисков (от погрузки на судно до его прихода в пункт назначения).
Как правило, каждая сторона несет ответственность за страхование груза на своей части маршрута. Например, если Вы покупаете товар на условиях FOB, порт отгрузки — Продавец будет нести ответственность за доставку товара и страхование до момента погрузки на борт.
Для расчёта стоимости страховые компании пользуются тарифной сеткой. Также учитываются маршрут, вид транспорта, наличие упаковки. В среднем, цена составляет от 0,05% до 0,3% от объявленной стоимости груза.
На стоимость страхования влияет характер груза. Наименьшая ставка страхования работает в отношении грузов с наименьшим риском повреждения (камень, металлы и т.п.). Если груз хрупкий (стекло), страховка обойдётся дороже.
Отдельные типы грузов требуют специального согласования. В их числе ювелирные украшения, драгоценные камни и металлы, наличные деньги, произведения искусства, боеприпасы, товары с акцизными марками, растения и животные.
Обычно в качестве страховой суммы используют стоимость груза по контракту с поставщиком, но её можно увеличить на стоимость перевозки и до 10% от стоимости груза в счёт ожидаемой прибыли.
Для каждого вида транспорта процентная ставка своя. Её страховщики рассчитывают исходя из уровня риска (таблица 1).
Таблица 1. Уровни транспортного риска
Вид перевозки |
Уровень риска |
Автомобильная доставка |
Считается самым небезопасным способом перевозки и имеют самую высокую ставку страхования. Учитываются:
|
Железнодорожные перевозки |
Риски связаны с повреждениями в результате разгрузки и выгрузки, схода вагонов, хищением. |
Морская доставка |
Обладает высоким страховым риском. Риски связаны с повреждениями:
|
Авиадоставка |
Имеет минимальную ставку страхования, поскольку считается самым безопасным способом транспортировки. Преобладающим риском является риск хищения в аэропорту. |
При международных перевозках морским транспортом страхуется любой имущественный интерес, связанный с мореплаванием, в том числе перевозимые грузы и потеря фрахта (упущенная коммерческая выгода, связанная с перевозкой).
В условиях страхового соглашения должны присутствовать:
Отличительной особенностью такого соглашения является абандон. Он подразумевает, что страхователь, чтобы получить страховое возмещение в полном объёме, должен отказаться от груза. При этом право на имущество получает страховщик. Абандон можно объявить в случаях:
При авиаперевозках страхуется любой груз. Размер страховки зависит от типа груза, расстояния и прочих факторов. В страховом соглашении можно предусмотреть два варианта ответственности.
Договор страхования международных авиаперевозок в обязательном порядке должен содержать полную информацию о грузе:
Перед подписанием контракта груз следует тщательно осмотреть и при необходимости включить в соглашение дополнительные пункты.
При перевозке автомобильным транспортом обязательное условие — страхование гражданской ответственности (ст. 6 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ).
Оно представляет собой способ защиты автовладельцев и направлено на возмещение ущерба. К такому страхованию, как правило, прибегают транспортные организации и собственники перевозимых товаров.
При страховании груза можно воспользоваться одной из трёх стандартных схем, предлагаемых страховщиками (таблица 2).
Таблица 2. Схемы страхования грузов
Схема страхования |
Особенности |
С ответственностью за все риски |
Возмещаются убытки от повреждений или полной гибели всего или части сборного груза, происшедшие в результате:
|
С ответственностью за частную аварию |
Возмещаются:
|
Без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения |
Возмещению подлежат убытки от полного уничтожения всего или части перевозимого товара, а убытки от повреждения груза возмещаются лишь в случае крушения или столкновения судов, опрокидывания, посадки судна на мель, пожара или взрыва на судне. |
Обратите внимание, что само по себе условие «все риски» не означает, что любые действия, которые приведут к гибели имущества, подпадут под обстоятельства, с которыми организация связывает выплаты.
Не получится взыскать возмещение, если причина утраты не вошла в перечень страховых случаев.
Также в договоре может присутствовать уточнение, какие случаи страховщик исключает из перечня. Например, груз застрахован на условиях «С ответственностью за все риски», исключая убытки от мошеннических действий в соответствии со статьей 159 УК РФ.
В данном случае, если груз будет потерян в результате преступных действий третьих лиц, получить возмещение не получится (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 11.10.2017 № 309-ЭС17-9038 № А50-14345/2016).
На такие нюансы следует обратить внимание при заключении договора.
Владелец груза может застраховать его самостоятельно, либо возложить эту обязанность на перевозчика. Чтобы убедиться в исполнении, в договоре следует обозначить обязанность предоставить подтверждающие документы.
Под территорией действия страховки подразумевают страну или ряд стран, через которые проходит маршрут следования груза. Страховка на груз распространяется не только на перемещение, но и на этапы перегрузки и временного хранения на перевалочных складах.
В данном случае страхователи учитывают стихийные бедствия, наличие конфликтов и беспорядков на территории транспортировки. К примеру, застраховать груз, оправляемый из Европы или Северной Америки, обойдётся дешевле страховки груза, вывозимого или перемещаемого по территории стран Азии или Африки.
Открытая упаковка представляет больший риск, нежели закрытая. Поэтому, груз, перевозимый в контейнере или другой сплошной упаковке, будет рассчитываться по меньшей ставке.
Франшиза, в данном случае, — это сумма, не выплачивается страховой компанией в случае убытка, то есть вычитается с выплаты. Франшиза может быть условной и безусловной.
Условная франшиза — это определённая сумма, установленная в договоре. Если убыток, образовавшийся при перевозке груза, превысил эту величину, страховая компания покрывает его полностью.
Сумма безусловной франшизы вычитается с выплаты при покрытии размера убытка (вне зависимости от его размера). В данном случае страховая компания покроет убыток, но вычтет безусловную франшизу.
При страховании международных перевозок следует указать все возможные виды рисков. Страховщики будут обязаны покрыть ущерб, если произошло крушение транспорта или груз был частично или полностью утерян или испорчен в результате противоправных действий со стороны третьих лиц. В полис также следует включить пункт по возмещению расходов, связанных с розыскными мероприятиями или действиями по спасению транспортируемого груза.
Процедура страхования для внутренних перевозок довольно распространена. Но нужно рассчитывать различные нюансы. Например, согласно законодательству РФ, груз можно застраховать только один раз. Сделать это можно через страховую или транспортную компанию. За исключением страхования груза при морской перевозке руководствоваться следует нормами, регламентирующими имущественное страхование.
К нормам законодательства в РФ, применимым к вопросам страхования грузов, в первую очередь относятся Гражданский кодекс и закон «Об организации страхового дела в РФ». Закон не устанавливает исчерпывающий перечень видов страховых случаев и способов защитить товар (ч. 4 ст. 395 ГК). Виды перевозок, правила, расценки и прочие условия участники правоотношений могут установить самостоятельно.
При международных перевозках в договоре страхования стороны согласовывают право страны перевозчика или выбирают право страны для регулирования страхования (ст. 5 Регламента № 593/2008 Европейского парламента и Совета ЕС г. Страсбург 17.06.2008). Страхование грузов в международных перевозках в отдельную группу не выделено и осуществляется по правилам, применяемым ко всем видам товаров. Данное положение подтверждается законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Морское страхование ГК РФ выделяет как специальный вид страхования. При морской транспортировке грузов, следует руководствоваться нормами, отраженными в Кодексе торгового мореплавания РФ (КТМ) от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ст. 271).
При наступлении страхового случая возмещение происходит за счет фондов, сформированных страховщиком из уплаченных премий (взносов), а также за счет иных средств (ст. 1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-10).
В договоре страхования важно четко определить перечень имущества. В противном случае взыскать страховую сумму не получится.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.