В России действует закон «О рекламе», который, в том числе обязывает маркировать рекламные сообщения в Интернете. Значит ли это, что производителям и продавцам нужно маркировать абсолютно все публикации, касающиеся товаров и услуг?
В России действует закон «О рекламе», который, в том числе обязывает маркировать рекламные сообщения в Интернете. Значит ли это, что производителям и продавцам нужно маркировать абсолютно все публикации, касающиеся товаров и услуг?
В России действует закон «О рекламе», который, в том числе обязывает маркировать рекламные сообщения в Интернете. Значит ли это, что производителям и продавцам нужно маркировать абсолютно все публикации, касающиеся товаров и услуг?
Разъяснения дала ФАС России в письме от 29.05.2023 № 08/41716/23.
Распространяемые в Интернете рекламные материалы подлежат обязательной маркировке (часть 16 статьи 18.1 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). За несоблюдение требования для распространителей рекламы предусмотрена ответственность (статья 38 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ и КоАП РФ).
Что понимается под рекламой и объектом рекламирования
Реклама — информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона № 38-ФЗ).
Объект рекламирования — товар, средства индивидуализации юрлица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пунктом 2 статьи 3 Закона № 38-ФЗ).
Товаром признаётся продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Обратите внимание! Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Сайт компании — это информационный ресурс. Он создаётся, чтобы заинтересованные лица могли ознакомиться с максимально полной информацией о деятельности компании, её товарами и услугами.
Посещение сайта рассматривается как возможность для потребителя получить исчерпывающую информации о компании, реализуемых товарах, акциях и других сведений в целях правильного потребительского выбора.
Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно, на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Но не всё так однозначно. Есть отдельные случаи, когда сообщение на официальном сайте компании рекламой всё же могут признать. Также, по мнению специалистов ФАС, не вся информация, размещаемая компанией на сторонних ресурсах, будет считаться рекламой (таблица 1).
Таблица 1. — Какую информацию в сети могут признать рекламой
Где размещена информация |
Не считается рекламой |
Считается рекламой |
Информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещённая на официальном сайте производителя или продавца. |
Сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п. Информация о товарах (работах, услугах), проводимых акциях, предоставляемых скидках и т.п., размещаемая на официальном сайте, в том числе посредством баннера, предназначенная для получения посетителями страницы необходимого объёма сведений о деятельности компании, предлагаемых к продаже товаров (работ, услуг) и ценах на них. |
Информация о товарах (работах, услугах) направлена не столько на информирование потребителя о деятельности компании, в том числе об ассортименте производимых или реализуемых товаров, работ, услуг, ценах, сколько на привлечение внимания к конкретному лицу, его товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг. Например, путём размещения на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц стационарного баннера, всплывающего окна и т.п.). |
Информация, размещённая в статье стороннего СМИ, блога (в том числе с использованием гиперссылки). |
Материал содержит справочно-информационные сведения и при этом не содержит объект рекламирования. |
Информация размещена с целью привлечения внимания к объекту рекламирования. |
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.