В 2022 году введены ограничения на проведение проверок, выдачу предписаний и привлечение к административной ответственности (Постановление Правительства РФ № 336 от 10 марта 2022 года). Это одна из мер поддержки организаций в кризис. На плановые проверки наложен мораторий, за рядом исключений. Если объект относится к категории чрезвычайного риска, его проверят.
Внеплановые проверки разрешены в случаях, когда нарушения, допущенные УО, влекут причинение вреда гражданам, ущерб имуществу и государству. Но во многих случаях органы надзора вправе только выдавать предостережение.
Пояснения по некоторым вопросам организации и проведения контрольно-надзорной деятельности даны в письме Минэкономразвития РФ от 24 марта 2022 №Д24и-8436.
Когда жалоба гражданина будет основанием для внеплановой проверки УО
Жалоба гражданина в рамках защиты его прав — это основание для проведения внеплановой проверки работы УО в рамках лицензионного контроля и госжилнадзора (абз. 7 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).
Но есть обязательное условие — это наличие прямой взаимосвязи между угрозой нарушения УО обязательных требований и правами конкретного заявителя. Если указанные в жалобе нарушения УО не причинили ущерба или вреда, не нарушили права заявителя, внеплановую проверку не проведут.
Могут ли провести проверку без взаимодействия с контролируемым лицом
Надзорные органы могут провести проверку без взаимодействия с контролируемыми лицами, а также профилактические мероприятия, в том числе объявить предостережение о недопустимости нарушений (п. 10 ПП РФ № 336).
Но по итогам таких проверок нельзя выдавать предписания об устранении нарушений обязательных требований (п. 7 ПП РФ № 336).
На время запрета контрольных визитов надзорный орган может предложить проверяемым лицам проводить дополнительные профилактические визиты. Их нужно внести в программы профилактики нарушений обязательных требований на 2022 год. Общественное обсуждение таких программ при этом не требуется.
Предписание выдали до 10 марта 2022: как контролирующий орган проверит его исполнение
Если предписание выдали до появления постановления правительства № 336, и срок его исполнения истёк после вступления постановления в силу, предписание автоматически продлевается на 90 календарных дней (абз. 1 п. 8 ПП РФ № 336).
Если нарушения, из-за которых было выдано предписание, не влекут причинения вреда или ущерба, указанных в абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336, надзорный орган проверит их исполнение только по имеющимся у него сведениям и документам. Исключения составляют случаи, когда контролируемое лицо должно представить документы или данные об исполнении требований надзорного ведомства для получения или возобновления лицензии. При отсутствии необходимых документов ведомство может вынести предостережение.
В каких случаях выдадут предписание после 10 марта 2022
После 10 марта 2022 года (после вступления в силу Постановления № 336) надзорный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений, если по результатам проверки выявили факты непосредственной угрозы причинения вреда жизни, тяжкого вреда здоровью, возникновения ЧС, ущерба обороне страны и безопасности государства (абз. 2 п. 7 ПП РФ № 336).
Под непосредственной угрозой следует понимать высокую степень вероятности в краткосрочной перспективе причинения соответствующего вреда, ситуацию, когда отсутствие мер реагирования контрольных органов может повлечь наступление негативных последствий.
Если подобных нарушений выявлено не было, контролирующий орган может зафиксировать в акте иные нарушения, но выдаёт не предписание, а предостережение.
Если было выдано предписание, но без взаимодействия с лицом надзорный орган не может оценить его исполнение, ведомство вправе провести внеплановую выездную проверку (абз. 6 пп. «а» п. 3 ПП РФ № 336).
В каких случаях проверяемое лицо могут привлечь к административной ответственности
Нарушителей обязательных требований могут привлечь к административной ответственности, если в ходе проверки были выявлены признаки нарушений (п. 3 ч. 2 ст. 90 № 248-ФЗ).
После 10 марта 2022 года привлечь контролируемое лицо к ответственности можно только по результатам проверки, проведённой со взаимодействием с таким лицом (п. 9 ПП РФ № 336). Требование распространяется на признаки любых нарушений обязательных требований, в том числе сведений о нарушениях, полученных от граждан, организаций, органов власти и СМИ.
Если контрольное мероприятие провели без взаимодействия с нарушителем, надзорный орган не вправе привлечь его к административной ответственности и возбудить дело. Иногда из-за ограничений, введённых ПП РФ № 336, надзорный орган не может оценить указывающие на состав административного нарушения данные. В таком случае он отказывает в возбуждении дела об административном правонарушении и может объявить контролируемому лицу предостережение.
Ограничения на возбуждение административных дел не распространяются на случаи, когда надзорный орган выявил признаки преступления или основания для этого получены в ходе проверки со взаимодействием с контролируемым лицом, вне зависимости от даты начала такой проверки.
Получить системное представление о тенденциях новейшей практики применения 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» с учетом моратория, практические рекомендации по выстраиванию линии правовой защиты прав компании при общении с проверяющими по 248-ФЗ вы сможете на курсе повышения квалификации: «Защита прав юридических лиц при проведении контроля (надзора) по Федеральному закону № 248-ФЗ: комментарий законодательства и правоприменительная практика».
Новый порядок организации, проведения и оформления контрольной деятельности согласно 248-ФЗ, с учетом 247-ФЗ от 31.07.2020 года в соотношении с 170-ФЗ от 11.06.2021 года разберём на курсе повышения квалификации: «Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления по организации и осуществлению муниципального контроля в соответствии с последними изменениями законодательства».