Новое в электроэнергетике: разбираем 10 изменений 2025 года

С 1 января 2025 года вступил в силу ряд положений нормативных документов, затрагивающих сферу электроэнергетики.

С 1 января 2025 года вступил в силу ряд положений нормативных документов, затрагивающих сферу электроэнергетики.

Изменения коснулись ценовых зон, затронули правила передачи электроэнергии потребителям, зону ответственности сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, вопросы утверждения инвестиционных программ, особенности межгосударственной передачи электроэнергии в рамках общего рынка Евразийского экономического союза.

10 ключевых новшеств в сфере электроэнергетики приводим в таблице 1.

Таблица 1. Что изменилось в сфере электроэнергетики с 1 января 2025 года

Что меняется

Что предполагает изменение

Основание

1. По общему правилу электроэнергию потребителям передают только системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО)

Прекращены:

  • обязательства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, предусматривающие оказание услуг по передаче электроэнергии территориальным сетевым организациям без статуса СТСО, а также потребителям электроэнергии (энергосбытовым организациям, гарантирующим поставщикам или энергоснабжающим организациям, действующим в их интересах), в случаях, если этим потребителям не могут оказываться услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электросети;
  • обязательства территориальных сетевых организаций без статуса СТСО, предусматривающие оказание услуг по передаче электроэнергии потребителям электроэнергии (энергосбытовым организациям, гарантирующим поставщикам или энергоснабжающим организациям, действующим в их интересах), за исключением случаев, если указанные организации вправе самостоятельно оказывать соответствующие услуги.

Если с 1 января 2025 года потребитель электроэнергии (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик или энергоснабжающая организация, действующие в его интересах), обязательства перед которым были прекращены, пользуется услугами по передаче электроэнергии без заключения соответствующего договора, данный потребитель электроэнергии обязан оплатить СТСО фактически оказанные услуги.

Применительно к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электроэнергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу, начинают применяться отдельные положения Закона об электроэнергетике (Положения абзаца 12 ст. 3, абзацев 1 — 6 п.1 ст. 9, п.2 ст. 26 и п. 6 ст. 28 Закона № 35-ФЗ).

Федеральный закон от 13 июля 2024 № 185-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 31 августа 2024 № 1195

2. Сетевые организации и гарантирующие поставщики несут финансовую ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении определённых обязанностей

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сетевой организацией обязанностей:

  • по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учёта стоимость услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки потребителя, в отношении которых нарушены соответствующие обязанности, за каждый месяц с даты истечения срока, в течение которого должен быть установлен и допущен к эксплуатации прибор учёта, до даты допуска прибора учёта к эксплуатации уменьшается на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учетом НДС).
  • по представлению показаний расчетного прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электроэнергии в предусмотренные сроки в течение шести расчётных периодов подряд стоимость услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки потребителя (в том числе стоимость услуг по договорам, заключённым СТСО с территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства этого потребителя и которой не исполнены соответствующие обязанности перед СТСО в отношении таких точек), в отношении которых нарушены соответствующие обязанности, начиная с седьмого расчётного периода, за который не представлены показания, уменьшается на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учётом НДС).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязанностей:

  • по установке, замене и допуску к эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учёта стоимость услуг по передаче электроэнергии в объёме потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отношении соответствующего МКД за каждый месяц с даты истечения срока, в течение которого должен быть установлен и допущен к эксплуатации данный прибор учёта, до даты допуска прибора учёта к эксплуатации увеличивается (в том числе по всем договорам, заключённым СТСО в отношении соответствующего МКД) на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учётом НДС).
  • по представлению показаний расчётного коллективного (общедомового) прибора учёта другой стороне договора оказания услуг по передаче электроэнергии в предусмотренные сроки в течение шести расчётных периодов подряд стоимость услуг по передаче электроэнергии в объёме потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отношении соответствующего МКД начиная с седьмого расчётного периода, за который не представлены показания, увеличивается (в том числе по всем договорам, заключённым СТСО в отношении соответствующего МКД) на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учётом НДС).

Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442

3. Внесли поправки в акты Правительства РФ по вопросам установления особенностей функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности на отдельных территориях ценовых зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка

Неценовые зоны Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области присоединили к ценовым зонам оптового рынка электроэнергии, где Правительство РФ устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Энергосистемы Республики Коми и Архангельской области включены в состав первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности, а Дальнего Востока — в состав второй ценовой зоны.

Для указанных территорий определили:

  • особенности торговли электроэнергией и мощностью на оптовом рынке;
  • особенности функционирования оптового и розничных рынков, необходимые для постепенного перехода функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии (мощности) с регулируемым ценообразованием к регулированию, применяемому в ценовых зонах оптового рынка, а также интеграции ранее заключенных инвестиционных договоров в механизмы торговли электроэнергией и мощностью, применяемых в ценовых зонах оптового рынка;
  • условия и порядок поставки электроэнергии и мощности в целях обеспечения электроэнергией (мощностью) потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей;
  • порядок определения генерирующих объектов, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству.

Также уточнён порядок определения и применения надбавки к цене на мощность, применяемой для обеспечения модернизации (реконструкции) или строительства генерирующих объектов.

Приведена методика расчёта цены на мощность для генерирующих объектов тепловых электростанций, включённых в перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству на указанных территориях.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 № 1868

4. Снижена доля покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка

С 1 января 2025 года до 90% снижена доля покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых установлены особенности функционирования, предполагающие действие регулируемых энерготарифов.

Статья 36 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ

5. Расширили полномочия Правительства РФ на рынке электроэнергии

Правительство РФ определяет перечень отдельных территорий ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым, и устанавливает для них особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Субъекты оптового рынка — производители электроэнергии (мощности), функционирующие на таких территориях, обязаны заключать договоры поставки электроэнергии (мощности) по правилам оптового рынка в целях обеспечения потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, в отношении объёма электроэнергии и мощности, определённого в соответствии с правилами оптового рынка.

Правительство РФ определит условия таких договоров с учётом требований о продаже электроэнергии (мощности) по указанным договорам по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 8 августа 2024 № 309-ФЗ

6. Внесли поправки в акты Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики

Минэнерго России утверждает инвестиционные программы в том числе следующих субъектов электроэнергетики:

  • СТСО, за исключением организации, функционирующей на территории города Москвы, в уставном капитале которой доля участия субъекта РФ составляет не менее 50% плюс одна голосующая акция;
  • субъекты электроэнергетики, которые до 31 декабря 2023 года включительно осуществили функции по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, если прямое или косвенное владение долей в уставном капитале таких субъектов в размере не менее 20% плюс одна голосующая акция осуществляет оптовая гидрогенерирующая компания.

Уточнили, что проекты инвестиционных программ, предусматривающие мероприятия по строительству ГЭС или ГАЭС установленной электрической мощностью каждой такой станции 100 мегаватт и выше, мероприятия по строительству энергоблоков АЭС или мероприятия по реконструкции (модернизации, техническому перевооружению) энергоблоков АЭС, объектов по производству электроэнергии ГЭС или ГАЭС, связанной с увеличением установленной электрической мощности АЭС, ГЭС или ГАЭС на 100 мегаватт и выше, утверждаются при одновременном соблюдении установленных условий.

Предусмотрено участие СТСО в рассмотрении проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены в соответствующем субъекте РФ. При этом на территории Москвы проект инвестиционной программы рассматривается той из двух СТСО, в границах зоны деятельности которой расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации.

Скорректировали:

  • условия, которым должны соответствовать проекты инвестиционных программ для принятия решений об их утверждении;
  • предмет рассмотрения системным оператором электроэнергетических систем России проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;
  • мероприятия по строительству, реконструкции линий электропередачи или подстанций;
  • сроки поэтапного перехода на раскрытие информации об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики и отчётах об их реализации.

Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2024 № 1939

7. Уточнили порядок определения расходов на мероприятия по организации коммерческого учёта электроэнергии

Расходы учитываются при госрегулировании цен (тарифов) в электроэнергетике в объёме, не превышающем объёма финансовых потребностей, определённого в соответствии с нормативами.

Приведена формула расчёта нормативов предельного объема финансовых потребностей.

Уточнили порядок определения величины базы инвестированного капитала.

Указано, какие затраты учитываются и не учитываются при определении размера стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учёта электроэнергии (мощности).

Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2024 № 488

8. Владельцы отдельных объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления

Предусмотрен переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении:

  • функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электроэнергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций);
  • функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электроэнергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций).

Владельцы таких объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для создания технической возможности изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в случае, если проектная документация на строительство (реконструкцию) указанных объектов электроэнергетики утверждена в период начиная с 1 января 2025 года.

Федеральный закон от 26 марта 2003 № 35-ФЗ

9. Вступили в силу Правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках общего рынка ЕАЭС

Торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности) осуществляется организацией, уполномоченной на торговую межгосударственную передачу, и не требует самостоятельного урегулирования потребителем этой услуги отношений по оказанию услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с сетевым или системным оператором того государства — члена ЕАЭС, через электроэнергетическую систему которого осуществляется торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности), а также в случае осуществления торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) посредством замещения — урегулирования доступа на внутренний электроэнергетический рынок указанного государства — члена ЕАЭС.

Государство — член ЕАЭС уполномочивает одну организацию на осуществление торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) на территории государства — члена ЕАЭС. Такая организация может также быть уполномоченной и на внеторговую межгосударственную передачу электроэнергии (мощности).

Потребителями услуги по торговой межгосударственной передаче являются участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, являющиеся покупателями по свободному двустороннему договору, срочному контракту или сделке на сутки вперёд.

  • Установлены: порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и прекращения договоров внеторговой межгосударственной передачи,
  • порядок регистрации и учёта договоров межгосударственной передачи.

Решение Евразийского межправительственного совета от 3 февраля 2023 № 2

10. Вводятся в действие Правила взаимной торговли электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС

Регламентирована взаимная торговля электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Между участниками рынка — организациями из разных государств — членов Союза, происходит:

  • взаимная торговля электроэнергией по свободным двусторонним договорам;
  • централизованная торговля электроэнергией, в т. ч. по срочным контрактам и на сутки вперёд;
  • урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электроэнергии от плановых значений.

Установлены:

  • порядок заключения, изменения, расторжения и прекращения договора о присоединении,
  • процедуры допуска участников общего электроэнергетического рынка Союза к торговле электроэнергией и прекращения такого допуска.

перечень межгосударственных сечений, на которых проводится торговля электроэнергией на общем рынке.

Решение Евразийского межправительственного совета от 26 октября 2023 № 5

Рекомендуем

Ценообразование в электроэнергетике в 2025 году: практические рекомендации экспертов

Курс посвящен актуализации нормативно-правовых актов в сфере ценообразования в электроэнергетике, новой модели рынка электроэнергии, новой системе ценообразования в части оплаты мощности, формированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии "котловым" методом, практика рассмотрения разногласий и досудебных споров по тарифам на электроэнергию и другим актуальным вопросам.

Механизмы привлечения инвестиций, реализация инвестиционных программ в ЖКХ. Практикум – интенсив по созданию концессионного проекта

Федеральным законом № 296 от 10.07.2023 установлены новые требования к концессионерам и новые ограничения по финансовому участию концедента. Утверждены новые обязательные расходы на техобслуживание объектов в концессии, введены новые правила организации электронных конкурсов на право заключения концессии и новый порядок согласования изменения действующих концессионных соглашений в антимонопольных органах.

03.03.25-04.03.25   |   Санкт-Петербург
Курс повышения квалификации

Технологическое присоединение к электрическим сетям в 2025 году: последние изменения, практические рекомендации

В 2024 году вступили в силу важные изменения по вопросам доступности к электросетям. Утвержден новый порядок технологического присоединения субабонентов напрямую к сетям сетевой организации.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/novoe-v-elektroenergetike-razbiraem-10-izmeneniy-2025-goda/