С 1 января 2025 года вступил в силу ряд положений нормативных документов, затрагивающих сферу электроэнергетики.
С 1 января 2025 года вступил в силу ряд положений нормативных документов, затрагивающих сферу электроэнергетики.
С 1 января 2025 года вступил в силу ряд положений нормативных документов, затрагивающих сферу электроэнергетики.
Изменения коснулись ценовых зон, затронули правила передачи электроэнергии потребителям, зону ответственности сетевых организаций и гарантирующих поставщиков, вопросы утверждения инвестиционных программ, особенности межгосударственной передачи электроэнергии в рамках общего рынка Евразийского экономического союза.
10 ключевых новшеств в сфере электроэнергетики приводим в таблице 1.
Таблица 1. Что изменилось в сфере электроэнергетики с 1 января 2025 года
Что меняется |
Что предполагает изменение |
Основание |
1. По общему правилу электроэнергию потребителям передают только системообразующие территориальные сетевые организации (СТСО) |
Прекращены:
Если с 1 января 2025 года потребитель электроэнергии (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик или энергоснабжающая организация, действующие в его интересах), обязательства перед которым были прекращены, пользуется услугами по передаче электроэнергии без заключения соответствующего договора, данный потребитель электроэнергии обязан оплатить СТСО фактически оказанные услуги. Применительно к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электроэнергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу, начинают применяться отдельные положения Закона об электроэнергетике (Положения абзаца 12 ст. 3, абзацев 1 — 6 п.1 ст. 9, п.2 ст. 26 и п. 6 ст. 28 Закона № 35-ФЗ). |
Федеральный закон от 13 июля 2024 № 185-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 31 августа 2024 № 1195 |
2. Сетевые организации и гарантирующие поставщики несут финансовую ответственность при неисполнении или ненадлежащем исполнении определённых обязанностей |
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сетевой организацией обязанностей:
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязанностей:
|
Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 № 442 |
3. Внесли поправки в акты Правительства РФ по вопросам установления особенностей функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности на отдельных территориях ценовых зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка |
Неценовые зоны Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области присоединили к ценовым зонам оптового рынка электроэнергии, где Правительство РФ устанавливает особенности функционирования оптового и розничных рынков. Энергосистемы Республики Коми и Архангельской области включены в состав первой ценовой зоны оптового рынка электроэнергии и мощности, а Дальнего Востока — в состав второй ценовой зоны. Для указанных территорий определили:
Также уточнён порядок определения и применения надбавки к цене на мощность, применяемой для обеспечения модернизации (реконструкции) или строительства генерирующих объектов. Приведена методика расчёта цены на мощность для генерирующих объектов тепловых электростанций, включённых в перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству на указанных территориях. |
Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 № 1868 |
4. Снижена доля покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка |
С 1 января 2025 года до 90% снижена доля покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых установлены особенности функционирования, предполагающие действие регулируемых энерготарифов. |
Статья 36 Федерального закона от 26 марта 2003 № 35-ФЗ |
5. Расширили полномочия Правительства РФ на рынке электроэнергии |
Правительство РФ определяет перечень отдельных территорий ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым, и устанавливает для них особенности функционирования оптового и розничных рынков. Субъекты оптового рынка — производители электроэнергии (мощности), функционирующие на таких территориях, обязаны заключать договоры поставки электроэнергии (мощности) по правилам оптового рынка в целях обеспечения потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, в отношении объёма электроэнергии и мощности, определённого в соответствии с правилами оптового рынка. Правительство РФ определит условия таких договоров с учётом требований о продаже электроэнергии (мощности) по указанным договорам по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством. |
Федеральный закон от 8 августа 2024 № 309-ФЗ |
6. Внесли поправки в акты Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики |
Минэнерго России утверждает инвестиционные программы в том числе следующих субъектов электроэнергетики:
Уточнили, что проекты инвестиционных программ, предусматривающие мероприятия по строительству ГЭС или ГАЭС установленной электрической мощностью каждой такой станции 100 мегаватт и выше, мероприятия по строительству энергоблоков АЭС или мероприятия по реконструкции (модернизации, техническому перевооружению) энергоблоков АЭС, объектов по производству электроэнергии ГЭС или ГАЭС, связанной с увеличением установленной электрической мощности АЭС, ГЭС или ГАЭС на 100 мегаватт и выше, утверждаются при одновременном соблюдении установленных условий. Предусмотрено участие СТСО в рассмотрении проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены в соответствующем субъекте РФ. При этом на территории Москвы проект инвестиционной программы рассматривается той из двух СТСО, в границах зоны деятельности которой расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации. Скорректировали:
|
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2024 № 1939 |
7. Уточнили порядок определения расходов на мероприятия по организации коммерческого учёта электроэнергии |
Расходы учитываются при госрегулировании цен (тарифов) в электроэнергетике в объёме, не превышающем объёма финансовых потребностей, определённого в соответствии с нормативами. Приведена формула расчёта нормативов предельного объема финансовых потребностей. Уточнили порядок определения величины базы инвестированного капитала. Указано, какие затраты учитываются и не учитываются при определении размера стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учёта электроэнергии (мощности). |
Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2024 № 488 |
8. Владельцы отдельных объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления |
Предусмотрен переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении:
Владельцы таких объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для создания технической возможности изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в случае, если проектная документация на строительство (реконструкцию) указанных объектов электроэнергетики утверждена в период начиная с 1 января 2025 года. |
Федеральный закон от 26 марта 2003 № 35-ФЗ |
9. Вступили в силу Правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии в рамках общего рынка ЕАЭС |
Торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности) осуществляется организацией, уполномоченной на торговую межгосударственную передачу, и не требует самостоятельного урегулирования потребителем этой услуги отношений по оказанию услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с сетевым или системным оператором того государства — члена ЕАЭС, через электроэнергетическую систему которого осуществляется торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности), а также в случае осуществления торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) посредством замещения — урегулирования доступа на внутренний электроэнергетический рынок указанного государства — члена ЕАЭС. Государство — член ЕАЭС уполномочивает одну организацию на осуществление торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) на территории государства — члена ЕАЭС. Такая организация может также быть уполномоченной и на внеторговую межгосударственную передачу электроэнергии (мощности). Потребителями услуги по торговой межгосударственной передаче являются участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, являющиеся покупателями по свободному двустороннему договору, срочному контракту или сделке на сутки вперёд.
|
Решение Евразийского межправительственного совета от 3 февраля 2023 № 2 |
10. Вводятся в действие Правила взаимной торговли электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС |
Регламентирована взаимная торговля электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Между участниками рынка — организациями из разных государств — членов Союза, происходит:
Установлены:
перечень межгосударственных сечений, на которых проводится торговля электроэнергией на общем рынке. |
Решение Евразийского межправительственного совета от 26 октября 2023 № 5 |
Ценообразование в электроэнергетике в 2025 году: практические рекомендации экспертов
Курс посвящен актуализации нормативно-правовых актов в сфере ценообразования в электроэнергетике, новой модели рынка электроэнергии, новой системе ценообразования в части оплаты мощности, формированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии "котловым" методом, практика рассмотрения разногласий и досудебных споров по тарифам на электроэнергию и другим актуальным вопросам.
Федеральным законом № 296 от 10.07.2023 установлены новые требования к концессионерам и новые ограничения по финансовому участию концедента. Утверждены новые обязательные расходы на техобслуживание объектов в концессии, введены новые правила организации электронных конкурсов на право заключения концессии и новый порядок согласования изменения действующих концессионных соглашений в антимонопольных органах.
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.