С 1 января 2020 действуют новые правила международной торговли, регулирующие права и обязанности сторон при доставке товара от продавца к покупателю, Инкотермс 2020 (International commercial terms). По сравнению с Инкотермс 2010, новые правила более удобны для бизнеса. Они стали проще и лучше адаптированы к современным требованиям и тенденциям рынка.
Памятка! Правила Инкотермс регулируют:
-
вопросы определения момента поставки товара (факт передачи продавцом покупателю или представителю продавца);
-
распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара;
-
момент перехода возможных рисков повреждения и утраты товара с продавца на покупателя.
Инкотермс 2020 во многом аналогичен предыдущей версии. Он включает одиннадцать трехбуквенных сокращений. Все они делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта (Таблица 1).
Таблица1.
Правила Инкотермс 2020
I Правила Инкотермс 2020 для любого вида (видов) транспорта
|
II Правила Инкотермс 2020 для морского и внутреннего водного транспорта
|
EXW - «Ex Works / Франко завод»
FCA - «Free Carrier / Франко перевозчик»
СРТ - «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до»
CIP - «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»
DPU - «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»
DAP - «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»
DDP - «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин»
|
FAS - «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»
FOB - «Free on Board / Свободно на борту»
CFR - «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»
CIF - «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»
|
Чем Инкотермс 2020 отличаются от Инкотермс 2010
1. Переименование DAT в DPU.
Терминату DAT — Delivered at Terminal — «доставка на терминале» заменила термината DPU Инкотермс – 2020 (Delivered Named Place Unloaded) — «Поставка на место выгрузки».
DPU стало единственным правилом, поручающим продавцу разгрузку товара в месте доставки. Передачу товара теперь можно не привязывать к конкретному терминалу. Покупатель и продавец могут согласовать любое место, удобное для обеих сторон. По мнению экспертов, такое нововведение добавляет гибкости отношениям между покупателем и продавцом.
2. Безопасность.
Одной из приоритетных норм новых правил стала безопасность транспорта. Она подкреплена статьями A4 / B4 и A7 / B7.
Согласно статье A4 / B4 («Перевозка») продавцу до пункта доставки товара необходимо соблюдать любые требования безопасности (где это применимо), связанные с транспортом и (или) информировать покупателя касаемо требований безопасности, связанных с транспортом, необходимой для организации перевозки.
Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») теперь также прямо требует от продавца соблюдения любых, связанных с безопасностью формальностей, при оформлении экспорта. Продавцу также следует помогать покупателю в получении любых документов или информации, требуемых для соблюдения таможенных формальностей.
3. Таможенное оформление.
Ответственность продавца и покупателя за выполнение требований к таможенному оформлению на границе в Инкотермс-2020 детализировали. Конкретизируется, кто (продавец или покупатель) несёт ответственность за выполнение таможенных формальностей и оформление товара на границе.
В правила добавили выпуск товаров, находящихся в пути. В данном случае ответственность будет возлагаться на сторону, принимающую риск перевозки до места назначения. К примеру, если риск перевозки переносится в стране продавца, то ответственность за таможенное оформление ляжет на покупателя, и наоборот.
4. Условия поставки FCA.
Правило FCA (Free Carrier/франко-перевозчик) – наиболее распространённое. Оно охватывает до 40% коммерческих операций. В Инкотермс-2020 предусматриваются два возможных места отгрузки товара продавцом.
- Первый вариант - территория продавца (склад, предприятие, магазин). Отгрузка считается выполненной, когда товар продавца физически загружен на транспортное средство, указанное покупателем.
- Второй вариант - территория, не принадлежащая продавцу (вокзал, аэропорт, морской порт, терминал). В данном случае отгрузка может считаться завершенной, когда товар погружен на оплаченное продавцом транспортное средство перевозчика. При этом обязанности по выгрузке продавец товара не несет.
Покупатель и продавец в рамках условия поставки FCA в договоре купли-продажи могут прописать, что покупатель обязует своего перевозчика выдать коносамент с бортовой записью продавцу.
Во избежание спорных ситуаций и проблем с получением продавцом коносамента с бортовой записью, при заключении внешнеторгового контракта контрагенты теперь могут оговорить, что, например, покупатель обязуется дать указание своему перевозчику выдать продавцу коносамент с пометкой «на борту».
5. Перевозка личным транспортом.
В правила Инкотермс 2020 допускается не прибегать к услугам логистических или транспортных компаний. Доставку товар покупатель или продавец могут производить самостоятельно, восполнив пробел Инкотермс 2010 и значительно упростив регулирование поставок товара.
6. Страхование товара.
Новые правила Инкотермс 2020, как и прежние, обязуют продавца страховать экспортируемый товар в пользу покупателя согласно условиям поставки CIF Инкотермс-2020 (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт) и условиям поставки CIP Инкотермс-2020 (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до).
Как и в правилах Инкотермс 2010, для условий поставок CIF Инкотермс 2020, необходимо минимальное страховое покрытие. По обоюдному согласию стороны могут согласовать в контракте и более высокие уровни покрытия.
Сумма страховки для условий поставки CIP Инкотермс 2020 должна составлять не менее 110% от общей стоимости товара, приобретенного покупателем. Однако стороны также могут договориться и о меньшей сумме. Главное, чтобы она устраивала обе стороны.
Поправка особенно актуально, кода речь идёт о недорогом товаре (сырье, минералы и т.п), высокий уровень страхового покрытия которого привёл бы к существенному росту розничной цены.
Важно! Инкотермс 2020 является актуальным на данный момент сводом правил международной торговли. Однако участники ВЭД имеют право пользоваться базисами поставки и из более ранних версий: Инкотермс 2010 и Инкотермс 2000.
Для этого, при заключении внешнего контракта, контрагентам нужно указать версию международных правил. Вот примерный шаблон: «[Выбранный базис] [порт/город или иное место передачи товара] Инкотермс [год редакции]».