Насколько часто банки отказывали в обслуживании вашей организации? Часто это происходило безосновательно и без объяснения причин. При этом финансовые компании, как правило, лишь придерживались действующего антиотмывочного законодательства и перестраховывались. С 1 сентября 2021 года вступили в силу положения Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 536-ФЗ. Новый закон сгладил некоторые острые углы.
Организации и ИП «черного списка» могут открыть счет в другом банке
«Чёрные списки» организаций сомнительных с точки зрения банковского сектора формируются на основании Положения Банка России от 30.03.2018 г. № 639-П. Попасть туда организация могла ввиду отказа в обслуживании в банке. Нахождение в «чёрном списке» ЦБ приравнивало ИП и организации к недобросовестным клиентам. Открыть счёт в другом банке при этом было фактически невозможно.
С 30 января 2021 года попадание клиента в «чёрный список» из-за отказа в обслуживании в одном банке уже не является единственным основание для отказа в открытии счёта в другом. Банк должен оценивать клиента по другим признакам. С 1 сентября 2021 года установлен срок исключения клиента из чёрного списка по решению суда. Банк обязан направить в Росфинмониторинг сведения об исключении из чёрного списка не позднее одного рабочего дня после вступления решения суда в законную силу.
В каких случаях операцию сочтут сомнительной
С 1 сентября 2021 года поводом для подозрения клиента в попытке провести недобросовестную операцию можно считать его отказ от взаимодействия с банком по причине внутреннего контроля со стороны банка. О подобных действиях банк должен проинформировать Росфинмониторинг.
Клиенты могут потребовать от банка сообщить о причинах отказа в обслуживании
С 30 января 2021 года действует норма, согласно которой банки обязаны сообщать клиентам о дате и причинах принятия решений об отказе в заключении договора об открытии банковского счёта и отказе в проведении «подозрительных» операций. Об этом банки должны проинформировать клиента в пятидневный срок
В каких случаях банк откажет в обслуживании: новые основания
С 1 сентября 2021 года отказать клиенту в обслуживании можно по причине невозможности его идентификации. То есть, при отсутствии необходимых для банка сведений о клиенте.
Что может потребовать банк при идентификации организации:
-
сведения о лицензиях (если деятельность подлежит лицензированию);
- адрес сайта.
В обслуживании откажут, если данные о лицензиях не будут предоставлены, а сайт внесён в реестр запрещённых сайтов. Данные нормы предусмотрены Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 355-ФЗ.
О критериях и признаках сомнительных сделок и финансовых операций, перечне операций, подлежащих обязательному контролю, вы можете узнать на курсе повышения квалификации в Учебном центре «Финконт».