Обеспечить работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами обязан каждый работодатель. Типовые нормы выдачи СИЗ утверждены Министерством труда РФ. С 1 сентября 2023 года необходимо руководствоваться приказом ведомства от 29 октября 2021 № 767н. С этой же даты действуют новые правила обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, утверждённые приказом от 29 октября 2021 № 766н.
Положения приказов №№ 766н и 767н обязательны для всех категорий работодателей (организации, ИП, физлица, коммерческие и госструктуры) и работников.
Документы будут действовать до 1 сентября 2029 года.
До 31 декабря 2024 года предусмотрен переходный период. До этой даты можно выдавать СИЗ по прежним утверждённым типовым отраслевым нормам (ст. 2 Федерального закона от 2.07.2021 № 311-ФЗ, письмо Минтруда РФ от 20 июля 2023 № 15-2/ООГ-3647). А с 1 января 2025 года перейти на новые нормы должны все компании.
Что важно знать работодателям
Выдача средств защиты основана на результатах СОУТ и оценке профессиональных рисков. В рамках СОУТ выявляют вредные или опасные производственные факторы, устанавливают классы условий труда на рабочих местах. Это даёт понимание, какие средства защиты необходимы для того или иного рабочего места.
На основании единых типовых норм, с учётом спецоценки и оценки профессиональных рисков работодатели должны разработать нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих веществ и утвердить их локальными нормативными актами.
Для организации работы по обеспечению работников СИЗ работодателям (кроме организаций, относящихся к СМП) необходимо разработать ещё один локальный нормативный акт, устанавливающий порядок обеспечения работников СИЗ с учётом особенностей структуры управления организации и требованиями правил (п. 77 Приказа № 766н).
Помимо разработки нормативных актов, работодатели должны:
- проинформировать работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно нормам и способах выдачи, условиях хранения, об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время;
- обеспечить проведение обучения, инструктажа или иного способа информирования работников о правилах эксплуатации СИЗ, использование которых требует от них практических навыков, знаний о простейших способах проверки их работоспособности и исправности;
- организовать учёт и контроль за выдачей работникам СИЗ и смывающих средств, а также за своевременным возвратом СИЗ по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности СИЗ либо в случае досрочного выхода СИЗ из строя;
- не допускать работников к выполнению работ без обеспечения СИЗ, а также в неисправных СИЗ или в СИЗ с загрязнениями, способными снизить заявленный изготовителем уровень защитных свойств;
- в случае применения вендингового оборудования и дозаторов обеспечить постоянное наличие в них СИЗ, смывающих и обеззараживающих средств;
- контролировать правильностью применения СИЗ работниками;
- обеспечить хранение СИЗ в соответствии с эксплуатационными документами изготовителя, сушку, выявление повреждений в процессе эксплуатации и ремонт СИЗ в период эксплуатации;
- обеспечить уход (стирку, химчистку, обеспыливание, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию), обслуживание СИЗ в соответствии с рекомендациями изготовителей СИЗ;
- обеспечить своевременный приём от работников и вывод из эксплуатации, а также утилизацию СИЗ.
Обратите внимание! Работодатель вправе заменить несколько СИЗ, указанных в нормах, на одно. Такая замена должна быть либо равноценна по качеству защиты, либо обеспечивать большую защиту по сравнению с несколькими СИЗ.
Полностью права и обязанности работодателей по обеспечению работников СИЗ прописаны в пунктах 10 и 11правил.
Какие обязанности установлены для работников
Обязанности сотрудников по применению СИЗ значительно расширили.
Работники должны:
- использовать СИЗ по назначению и соблюдать правила эксплуатации;
- перед началом работы осматривать, оценивать исправность, комплектность и пригодность СИЗ, информировать работодателя о потере целостности выданных СИЗ, загрязнении, порче, выходе из строя, утрате или пропаже;
- информировать работодателя об изменившихся антропометрических данных;
- вернуть работодателю утратившие до окончания нормативного срока эксплуатации или срока годности целостность или испорченные СИЗ;
- вернуть СИЗ работодателю по истечении нормативного срока эксплуатации или срока годности, а также в случае увольнения работника.
Как выдавать СИЗ
СИЗ выдаются каждому работнику индивидуально в соответствии с его полом, весом, размером. Если какой-то из показателей меняется, работник должен сообщить об этом работодателю.
Средства защиты должны соответствовать внутренним нормам выдачи, утверждённым локальным нормативным актом.
Что именно, кому и в каком количестве нужно выдавать установлено приказом № 767н.
СИЗ выдают:
- в зависимости от профессии/должности (Приложение № 1);
- в зависимости от идентифицированных опасностей (Приложение № 2);
- для защиты кожи и смывы — нормы выдачи поделены на два вида — по типу загрязнений на производстве и виду работ (Приложение № 3).
За определёнными рабочими местами нужно закрепить дежурные средства защиты. Они выдаются поочерёдно нескольким работникам по выполняемым видам работы.
Что такое дежурные СИЗ. Это отдельные средства индивидуальной защиты, которые выдаются поочерёдно нескольким работникам только на время выполнения работ, для которых такие СИЗ предназначены. Они закрепляются за определённым рабочим местом или объектом выполнения работ. Например, защитные очки и щитки, диэлектрические перчатки и галоши, защитная каска, сигнальный жилет.
Дежурные СИЗ выдаются под ответственность уполномоченных работодателем лиц. Их список утверждается приказом.
Как вести личную карточку учёта СИЗ
В Приказе № 766н содержится форма личной карточки учёта выдачи СИЗ. В ней нужно фиксировать выдачу и возврат работниками СИЗ, выдачу дерматологических СИЗ, смывающих средств.
Со дня фактической выдачи работникам СИЗ, указанного в личной карточке учёта исчисляются нормативные сроки эксплуатации СИЗ.
Карточку можно вести в бумажном или электронном виде.