Новые правила: кто и как платит отчисления за распространение интернет-рекламы

С 1 апреля 2025 за рекламу с доходов, полученных за распространение рекламы в сети Интернет нужно платить специальные отчисления. Новшество предусмотрено новой статьёй 18.2 Закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», добавленной Федеральным законом от 26 декабря 2024 № 479-ФЗ.

С 1 апреля 2025 за рекламу с доходов, полученных за распространение рекламы в сети Интернет нужно платить специальные отчисления. Новшество предусмотрено новой статьёй 18.2 Закона от 13 марта 2006 № 38-ФЗ «О рекламе», добавленной Федеральным законом от 26 декабря 2024 № 479-ФЗ.

Под действие закона подпадает реклама, размещённая в Интернете и направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ.

Отчисления производятся от суммы дохода, полученного от реализации услуг по распространению интернет-рекламы, в размере 3% квартального дохода.

Базой для расчёта обязательных отчислений служит доход, полученный в течение квартала плательщиками от реализации услуг по распространению интернет-рекламы. Отсчёт кварталов ведётся с начала календарного года.

Кто платит отчисления за распространение рекламы в Интернете

Отчисления с интернет-рекламы должны производить (п.1, 10 ст.18.2 Закона «О рекламе):

  • рекламораспространители (это размещающие рекламу на своих ресурсах владельцы сайтов, блогеры, администраторы пабликов и т.д.);
  • операторы рекламных систем (например, Яндекс Директ, myTarget, ВКонтакте);
  • лица, осуществляющих действия в целях распространения рекламы в Интернете по поручению и за счёт рекламодателя и (или) рекламораспространителя или оказывающих услуги по распространению рекламы в Интернете в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя (рекламные агентства, посредники).

Справка!

  • рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
  • рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств
  • оператор рекламной системы — лицо, осуществляющее деятельность по обеспечению функционирования рекламной системы.

Обратите внимание! Между агентом и посредником есть разница. Как правило, она заключается в типе заключённого с заказчиком договора. Агент работает по агентскому договору (совершает какие-либо операции за счёт заказчика и получает за это комиссионные вознаграждения), посредник — по договору оказания услуг (оказывает услуги за свой счёт и получает за это оплату). С точки зрения бухгалтерского учёта, доходом по договору оказания услуг считается вся выручка, а по агентскому — только комиссия агента.

Если отчисления платит рекламораспространитель, оператор рекламной системы или посредник, заключивший с рекламодателем договор оказания услуг, другие участники цепочки его не уплачивают.

Если договора оказания услуг в «рекламной» цепочке есть агентский договор, агент уплачивает сбор со своего агентского вознаграждения, а другой участник цепочки, оказывающий услугу непосредственно по распространению рекламы, — с рекламного бюджета. Отчисления от агентской комиссии могут уплачиваться несколько раз, в зависимости от количества в цепочке агентов.

Нужно ли рекламодателям платить отчисления

По общему правилу лица, которые продвигают свои товары и услуги в Интернете посредством российских рекламных распространителей, операторов и посредников, отчисления не платят.

Исключение составляют случаи (п.5 ст.18.2 Закона «О рекламе»), когда российские граждане, ИП или организации — рекламодатели заключают договор на распространение в сети рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей из России, с иностранной компанией, гражданином или лицом без гражданства. В этом случае российский рекламодатель должен удержать из суммы, причитающейся иностранному лицу по договору, сумму на отчисления, проинформировав контрагента о перечислении сбора в бюджет.

Как рассчитываются отчисления: примеры

С примерами расчётов отчислений в некоторых вариантах цепочек привели в таблице 1.

Таблица 1. Примеры расчётов отчислений за распространение интернет-рекламы

Цепочка: рекламодатель —рекламораспространитель

Заказчик (рекламодатель) оплатил владельцу сайта (рекламораспространителю) 20 000 рублей за размещение рекламы.

Эта сумма — доход рекламораспространителя. Она будет базой для расчёта отчислений.

Размер отчислений: 20 000*3% = 600 рублей.

Отчисления уплачивает в бюджет владелец сайта, где была распространена реклама (рекламораспространитель).

Цепочка: рекламодатель — рекламное агентство (работает по агентскому договору) — рекламораспространитель

Заказчик (рекламодатель) обратился в рекламное агентство (к посреднику) за услугами по размещению интернет-рекламы и оплатил 32 000 рублей.

Из них:

  • 30 000 рублей — сумма для владельца площадки, которую подобрали в агентстве (для рекламораспространителя);
  • 2 000 рублей — вознаграждение для агентства.

Сумма отчислений распределится так:

  • 30 000×3% = 900 рублей — заплатит владелец площадки (рекламораспространитель) с дохода, полученного за размещённую рекламу;
  • 2 000×3% = 60 рублей заплатит рекламное агентство с дохода, полученного в виде вознаграждения.

Цепочка: российский рекламодатель — иностранный рекламораспространитель (реклама ориентирована на российскую аудиторию)

Заказчик (рекламодатель) обратился к владельцу иностранной интернет-площадки, чтобы разместить рекламу, ориентированную на жителей РФ.

Из причитающейся владельцу иностранного ресурса суммы российскому заказчику нужно исчислить, удержать и уплатить отчисления в размере 3%, проинформировав иностранную сторону о перечислении удержанной суммы в бюджет.

Когда отчисления за распространение интернет-рекламы платить не нужно

Случаи, когда обязательные отчисления при распространении интернет-рекламы уплачивать не нужно, перечислены в п.12 ст. 18.2 Закона «О рекламе».

Отчисления не уплачиваются при распространении рекламы:

  1. на интернет-сайтах, владельцами которых являются информационные агентства, вещатели телеканалов и (или) радиоканалов;
  2. на интернет-сайтах, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством (Законом «О СМИ») в качестве сетевых изданий, редакции и (или) учредители которых соответствуют одному из установленных критериев:
    • учреждены государственными или муниципальными органами и организациями либо в их уставном (складочном) капитале имеется доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования;
    • в течение года получали средства из федерального, регионального или местного бюджетов на функционирование СМИ (в том числе в форме субсидий);
    • осуществляют деятельность редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания в случае, если совокупный годовой тираж составил не менее чем:
      • 15 млн экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью два и более раза в неделю;
      • 2,5 млн экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в неделю, один раз в две недели или один раз в три недели;
      • 700 тыс. экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в месяц или один раз в два месяца;
      • 300 тыс. экземпляров периодических печатных изданий, выходящих в свет с периодичностью один раз в квартал и реже;
  3. на общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и телеканалах, получивших право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории РФ, определяемых в соответствии со ст. 32.1 Закона «О СМИ», при их распространении с использованием информационных ресурсов, указанных в ст. 10.5 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Обратите внимание! Под действие закона подпадает только распространение рекламы. На настройку и ведение рекламы нормы не распространяются.

Как работает механизм исчисления, уплаты и мониторинга

Исчисление обязательных отчислений осуществляет Роскомнадзор на основании информации, предоставленной в Единый реестр интернет-рекламы. Он же проводит мониторинг за полнотой и своевременностью уплаты специальных отчислений.

Особенности исчисления и уплаты обязательных отчислений, порядок осуществления мониторинга устанавливает Правительство РФ.

По состоянию на 9 апреля 2025 года указанные особенности представлены в виде проекта Постановления Правительства РФ. Из положений документа следует:

Уплачивать обязательные отчисления нужно не позднее 5 числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом.

Не позднее 15 числа второго месяца квартала, следующего за платёжным периодом, Роскомнадзор в личном кабинете плательщика на своём официальном сайте формирует расчёт размера обязательного отчисления за платёжный период.

В расчет размера обязательных отчислений включают следующие сведения:

  • наименование юрлица или ФИО (при наличии) физлица, ИП;
  • ИНН;
  • сумму дохода плательщика от распространения интернет-рекламы (доходы, полученные в течение платёжного периода от оказания услуг по распространению рекламы в Интернете и (или) доходы, полученные лицами в качестве вознаграждения (комиссии) за действия в целях распространения интернет-рекламы по поручению и за счёт рекламодателя и (или) рекламораспространителя или за оказание услуг по распространению рекламы в сети в интересах таких рекламодателя и (или) рекламораспространителя. Сведения о доходе от распространения интернет-рекламы должны соответствовать бухгалтерскому учёту, актам сдачи-приёмки услуг и первичным документам лиц, обязанных уплачивать обязательные отчисления);
  • процентная ставка, на основании которой рассчитывается размер обязательных отчислений — 3% от базы расчёта, определяемой в соответствии с ч. 3 или 11 ст. 18.2 Закона "О рекламе;
  • сумма исчисленных обязательных отчислений (отражается произведение показателя «Сумма дохода от распространения рекламы в сети Интернет на показатель «Ставка обязательных отчислений»);
  • сумма переплаты по обязательным отчислениям (образовавшаяся в результате корректировки данных о доходах от оказания услуг по распространению интернет-рекламы за периоды, предшествовавшие платёжному периоду);
  • сумма задолженности по обязательным отчислениям (образовавшаяся на первый день месяца, следующего за платёжным периодом).

При расчёте размера обязательных отчислений информацию, необходимую для оплаты обязательного отчисления, автоматически направят в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Плательщику в личном кабинете нужно проверить расчёт размера отчислений за платёжный период и подтвердить его в течение 10 календарных дней со дня его формирования в личном кабинете, подписав усиленной КЭП или простой ЭП. Плательщик вправе в такой же срок представить уточнённые сведения относительно расчёта. В течение пяти календарных дней Роскомнадзор произведёт повторный расчёт отчисления.

После подписания плательщиком расчёту присваивается уникальный идентификатор начисления ГИС ГМП. Сумма, указанная в расчёте, уплачивается электронным платежом или иным способом

В случае неподтверждения расчёта или непредставления уточнённых сведений, расчёт признают подтверждённым и подлежащим уплате автоматически.

Уведомление об оплате обязательных отчислений плательщику направят не позднее одного рабочего дня после получения Роскомнадзором информации об уплате обязательных отчислений из ГИС ГМП. Излишне уплаченные средства вернут в порядке, установленном законодательством, либо по заявлению плательщика в Роскомнадзор зачислят в счёт уплаты будущих платежей по обязательным отчислениям.

Если Роскомнадзор в ходе мониторинга выявит факт неполной уплаты обязательных отчислений, плательщика уведомят о выявленных нарушениях, а также о возможности представить обоснование уплаченного размера обязательных отчислений.

В срок не позднее семи рабочих дней плательщику нужно направить в Роскомнадзор обоснование. Если этого не сделать, либо если факт неполноты уплаты подтвердится, Роскомнадзор направит уведомление о необходимости уплатить недоимку. Погасить её нужно в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления. В противном случае Роскомнадзор произведёт взыскание через суд.

Также есть риск административной ответственности (ч.1 ст. 14.3 КоАП), применяемой к рекламодателям, рекламопроизводителям или рекламораспространителям за нарушения Закона «О рекламе».

Рекомендуем

Социальные сети и коммуникационные задачи органов власти и местного самоуправления в 2025 году. Управление репутацией и работа с негативом

Для органов власти установлена обязанность создавать и использовать официальные страницы в соцсетях для размещения актуальной информации о своей деятельности.

Новое в бухгалтерском и налоговом учете 2025. Налоговая реформа с 2025 года

На семинаре рассматриваются глобальные изменения в Налоговом кодексе и бухгалтерском учете 2025 г.: новые правила по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, страховым взносам и УСН, новые правила работы с ФСБУ и сложные вопросы применения новых стандартов.

22.09.25   |   Москва
Семинар

Реклама в Интернете 2025: маркировка рекламы, ответственность и отчётность

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по правилам маркировки интернет-рекламы в 2025 году, защите прав на товарные знаки в сети Интернет и социальных сетях, минимизации рисков и защите от штрафов участников рекламного рынка.

Смотрите также:

Заказать обратный звонок

×

Сайт УЦ Финконт использует cookies. Подробнее »

Продолжая работу с сайтом, Вы выражаете своё согласие на обработку Ваших персональных данных.

Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

http://www.finkont.ru/blog/novye-pravila-kto-i-kak-platit-otchisleniya-za-rasprostranenie-internet-reklamy/