С начала 2022 года в закон о закупочной деятельности внесли ряд изменений. Они коснулись требований к участникам закупок, контрактов жизненного цикла, закупок строительных материалов и закупок у единственного поставщика.
С начала 2022 года в закон о закупочной деятельности внесли ряд изменений. Они коснулись требований к участникам закупок, контрактов жизненного цикла, закупок строительных материалов и закупок у единственного поставщика.
С начала 2022 года в закон о закупочной деятельности внесли ряд изменений. Они коснулись требований к участникам закупок, контрактов жизненного цикла, закупок строительных материалов и закупок у единственного поставщика.
Часть поправок связана с введением в отношении РФ экономических санкций, часть изменений носит временный характер. Например, действие Постановления Правительства от 06.03.2022 № 297 «Об установлении размера НМЦК и годового объёма закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путём проведения электронного запроса котировок» истекло 1 августа 2022 года, 1 сентября истекает срок действия Постановления от 16.03.2022 № 374 « О приостановлении действия постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 «О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд»».
Главные изменениями первой половины 2022 года в 44-ФЗ приведены в таблице 1.
Таблица 1. 44-ФЗ: что изменилось в 2022 году
Нормативный акт |
Дата/срок действия |
Что изменилось |
Как было |
Как стало |
Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 14.07.2022). |
С 8 марта 2022 до 1 января 2023. |
Заказчикам разрешили менять существенные условия контрактов, заключённых до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. |
Ранее менять существенные условия контракта допускалось в 2020 году ввиду ковидных ограничений. |
Заказчики могут менять существенные условия контракта, если его невозможно исполнить из-за санкций. Для этого нужно решение Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации. |
Федеральный закон от 16.04.2022 № 104-ФЗ (ред. от 28.06.2022). |
С 11 марта до 31 декабря 2022 года. |
Заказчикам установили новые основания закупки у едпоставщика. Региональные органы власти выпускают НПА по особым закупкам у едпоставщика по пункту 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. |
Нормативные акты, на основании которых проводили закупки по пункту 2 части 1 статьи 93, могли выпускать только Президент и Правительство РФ. |
Заказчики могут закупать у едпоставщика, которого выберет Правительство или высший исполнительный орган субъекта РФ. Закупка проводится по согласованию со спецорганом в регионе. Высший исполнительный орган субъекта может установить дополнительные случаи закупок у едпоставщика не только для региональных, но и для муниципальных нужд. |
С 16 апреля 2022. |
Заказчикам сократили сроки внесения информации в реестр контрактов. |
Информацию о приёмке вносили в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней. |
Заказчики направляют информацию о приёмке с приложением документа о приёмке в реестр не позднее 1 рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приёмке. При электронном актировании сведения о приёмке направляют в реестр в день подписания документа о приёмке. |
|
Заказчикам запретили использовать иностранную валюту для цены контракта. |
Цену контракта, заключаемого по итогам торгов, допускалось определять в иностранной валюте. В таком случае заказчик указывал в извещении сведения о валюте и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю. |
Иностранную валюту в контрактах указывать не допускается. Исключение — закупки заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства. А при определении НМЦК нельзя использовать информацию о котировках на иностранных биржах. |
||
Заказчикам увеличили срок для направления сведений в РНП из-за одностороннего расторжения контракта заказчиком. |
Сведения о включении в РНП заказчик должен был подавать в день вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика либо в день признания участника уклонистом. |
Заказчик обязан подать сведения в ФАС о включении в РНП не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе либо с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта. |
||
Заказчикам разрешили закупать медизделия и техсредства реабилитации как товары для нормального жизнеобеспечения граждан. |
Ранее к объектам закупок для нормального жизнеобеспечения относилось продовольствие; средства для оказания скорой, специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; лекарственные средства; топливо. |
Медицинские изделия и технические средства реабилитации разрешили закупать электронным запросом котировок независимо от НМЦК. |
||
Заказчикам разрешили не устанавливать обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств. |
Заказчики по умолчанию устанавливали обеспечение при любой закупке — независимо от способа, НМЦК и прочих условий контракта. Были установлены исключительные случаи, когда обеспечение требовать нельзя, а когда это не обязательно. |
Заказчики могут не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств, если не предусмотрена выплата аванса. |
||
Заказчикам сократили срок оплаты по контрактам. |
В мае и июне 2022 года срок оплаты по электронным контрактам составлял 15 рабочих дней для всех заказчиков, кроме федеральных. ФОИВ, ФАУ, ФБУ применяют новые сроки с 1 мая 2022. |
С 1 июля 2022 все заказчики должны оплатить контракты в течение 7 рабочих дней с даты подписания заказчиком документов о приемке этапа или контракта в целом. Такой же срок применяется для контрактов с СМП. Если приемка не электронная или контракт подлежит казначейскому сопровождению — 10 рабочих дней. |
||
С 1 июля 2022. |
Для заказчиков ввели новое основание для включения поставщика в РНП - по причине необоснованного одностороннего расторжения контракта. |
— |
Заказчик должен направить обращение в ФАС не позднее 2 рабочих дней после вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от контракта. |
|
Новый пункт 5.1 в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Изменения в пункт 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. |
С 8 марта и до конца 2022 года . |
Заказчикам упростили закупку лекарств. Повысили объемы закупок лекарств у едпоставщика. Максимальную сумму закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии увеличили до 1,5 млн руб. |
Максимальная сумма закупки лекарств у едпоставщика по решению врачебной комиссии составляла 1 млн руб. |
Медорганизации могут по решению учредителя закупать лекарства, расходные материалы и медизделия у едпоставщика. Годовой объем закупок лекарств не должен превышать 50 млн руб., для медизделий — 250 млн руб. |
Постановление от 10.03.2022 № 340. |
С 12 марта 2022. |
Заказчикам разрешили списывать неустойку из-за санкций бессрочно. |
В 2020–2021 годах можно было списывать неустойку по контрактам, не исполненным из-за ковида. |
Правительству дали право установить случаи и порядок списания неустоек, начисленных из-за санкций. |
Постановление от 12.03.2022 № 350. |
С 22 марта 2022. |
Заказчиков обязали указывать формулу цены и НМЦК в контрактах на поставку по договору лизинга. |
Ранее на договоры лизинга требование об указании формулы цены и НМЦК не распространялось. |
С 22 марта дополнили перечень случаев, когда в контракте и документах о закупке нужно указывать формулу цены и максимальное значение цены контракта. |
Постановление от 21.03.2022 № 417. |
С 23 марта 2022. |
Заказчикам установили перечень случаев, когда комиссия ФАС откажет внести поставщика в РНП. |
— |
С 23 марта сведения в РНП не вносят, если поставщик докажет, что не смог исполнить контракт из-за санкций недружественных государств и международных организаций. Новое основание не будет работать, если санкции ввели в отношении заказчика, а поставщик по этой причине отказывается исполнить контракт. |
Постановление Правительства от 23.03.2022 № 439. |
С 24 марта 2022. |
Заказчикам продлили право менять существенные условия строительных контрактов «под ключ», КЖЦ и контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия. |
Ранее такое право у заказчиков было установлено только на 2021 год. |
Заказчикам можно менять условия контрактов на основании пункта 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Федеральные заказчики из специального перечня также могут до конца 2022 года корректировать условия контрактов из-за роста цен на стройматериалы. |
Заказчикам разрешили списывать поставщикам неустойки из-за удорожания стройматериалов. |
Удорожание стройматериалов не было основанием для списания неустойки. |
Заказчикам можно списать пени и штрафы по контрактам, если в 2021 и 2022 году обязательства не исполнили из-за удорожания стройматериалов. |
||
Постановление от 16.03.2022 № 374. |
С 25 марта до 1 сентября 2022. |
Заказчикам разрешили закупать медизделия одним лотом (приостановили действие запрета на объединение медизделий разных видов в один лот). |
Не допускалось объединять в один лот медизделия, если НМЦК превышала лимит по постановлению от 19.04.2021 № 620, а именно:
|
С 25 марта до 1 сентября 2022 года действие запрета на объединение медизделий разных видов по постановлению от 19.04.2021 № 620 приостановили. |
Распоряжение Правительства от 28.03.2022 № 655-р. |
С 28 марта до 31 декабря 2022. |
Российских станкостроителей освободили от казначейского сопровождения авансовых платежей по контрактам за счёт субсидий. |
Станкостроители должны были устанавливать казначейское сопровождение авансов по контрактам за счёт субсидий. |
Заказчики могут не устанавливать казначейское сопровождение авансов для продукции с кодами ОКПД2:
Условием освобождения является предоставление на сумму авансового платежа обеспечения в виде безотзывной банковской гарантии. |
Постановление Правительства от 29.03.2022 № 505. |
С 30 марта до 31 декабря 2022. |
Заказчикам разрешили устанавливать повышенные размеры авансов. Стороны могут увеличить аванс в уже заключённых контрактах по части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. |
Раньше предельный размер аванса по контрактам без казначейского сопровождения был установлен в размере 30 процентов. Менять авансы в уже заключённых контрактах было нельзя. |
Заказчики могут выплачивать авансовые платежи от 50 до 90 процентов по контрактам с казначейским сопровождением, а авансы до 50 процентов — без сопровождения. Чтобы увеличить аванс в уже заключённых контрактах, заказчику нужно получить решение Правительства, а поставщику — предоставить дополнительное обеспечение. |
Постановление Правительства от 16.04.2022 № 680. |
С 18 апреля до конца 2022 года. |
Заказчикам разрешили менять существенные условия строительных контрактов 2022 года, который заключили до 1 января 2023 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. |
Менять существенные условия строительных контрактов разрешали из-за ковидных ограничений. |
С 18 апреля и до конца 2022 года в строительных контрактах заказчики могут:
|
Указ Президента от 03.05.2022 № 252. Письмо Минфина РФ от 09.06.2022 № 24-06-06/54846. |
С 3 мая 2022. |
Заказчикам запретили заключать сделки с компаниями и физлицами, находящимися под российскими санкциями, и с подконтрольными им лицами. |
— |
В извещение заказчики должны включать специальное требование к участникам закупок об отсутствии в перечне компаний из постановления от 11.05.2022 № 851. |
Постановление Правительства от 21.04.2022 № 733. |
С 3 мая 2022. |
Заказчикам изменили перечень одноразовых медизделий из ПВХ с ограничениями допуска по постановлению от 05.02.2015 № 102. |
Заказчики, которые закупают медицинские изделия из перечня № 102, должны ограничить допуск таких товаров из иностранных государств. При закупке применяют правило «третий лишний» — отклоняют заявку с иностранным товаром, если есть хотя бы две заявки. |
Чтобы установить ограничения допуска на одноразовые медизделия из ПВХ, заказчики должны сверить классификационные признаки медизделия и код вида по номенклатурной классификации или код ОКПД2 с новым списком из постановления № 102. |
Постановление Правительства от 09.05.2022 № 838. |
С 12 мая 2022. |
Заказчикам расширили список товаров, которые можно закупать контрактом жизненного цикла. |
Не допускалось закупать контрактом жизненного цикла самоходные машины. |
С 12 мая через контракт жизненного цикла разрешили закупать самоходные машины и другие виды техники. |
Распоряжения Правительства от 26.05.2022 № 1316-р. |
С 26 мая и до конца 2022 года. |
Минобрнауки, государственным вузам и научным организациям разрешили закупать ТРУ по отдельному перечню через электронный запрос котировок. |
Перечня не было, образовательные и научные организации применяли закупки запросом котировок на общих основаниях. |
Образовательные и научные организации вправе проводить любые закупки электронным запросом котировок независимо от НМЦК и годового объема закупок, если ТРУ включены в перечень из распоряжения Правительства от 26.05.2022 № 1316-р. |
Федеральный закон от 28.05.2022 № 146‑ФЗ. |
С 28 мая 2022. |
Заказчики должны по-новому проводить расчёты по контрактам с казначейским сопровождением. Разрешили не устанавливать обязательное казначейское сопровождение в контрактах с ценой менее 5 млн руб. |
Поставщики могли получить оплату по контрактам с казначейским сопровождением только на специальный счёт, который они обязаны были открывать в Казначействе. Казначейское сопровождение было обязательным для контрактов с ценой выше 600 тыс. руб. |
По контрактам на поставку товаров заказчики проводят оплату на расчётный счёт поставщика в банке. Деньги перечисляет казначейство с лицевого счета заказчика после того, как получит документы о поставке. Также работает оплата для контрактов на строительство, реконструкцию, реставрацию, техническое перевооружение или капремонт. Заказчики перечисляют не только оплату за поставку, но и авансы на расчётные счета поставщиков строительных материалов и оборудования из сметной документации. |
Постановление Правительства от 23.05.2022 № 937. |
С 1 июля 2022. |
Заказчики обязаны устанавливать новое обязательное дополнительное требование к участникам закупки. |
До июля 2022 заказчики включали в извещение требование об отсутствии в РНП по желанию. |
Заказчики обязаны включать в извещение требование об отсутствии в РНП сведений об участнике, если его внесли в реестр после отказа от контракта из-за санкций в отношении заказчика. Новое доптребование внесли в постановление № 2571, устанавливать его следует во всех конкурентных закупках, когда объект закупки есть в приложении к постановлению и НМЦК превышает предельный размер. |
Постановление Правительства от 14.04.2022 № 665. |
До 1 января 2023 года. |
Федеральное казначейство и его территориальные органы приостановили финансовые проверки заказчиков. |
Казначейство и его территориальные органы проводили финансовые проверки заказчиков в плановом порядке. |
Если проверку начали до 23 апреля 2022 и не успели завершить в течение 20 рабочих дней, то её должны приостановить до 1 января 2023 года. Если до 23 апреля 2022 года заказчику выдали представление или предписание, то можно обратиться в казначейство и продлить срок его исполнения. |
Федеральный закон от 26.03.2022 № 64-ФЗ. |
При сдаче отчётов за 2022 и 2023. |
Заказчикам не нужно учитывать в СГОЗ для отчёта о закупках у СМП контракты на закупку лекарств и медизделий. |
Контракты на закупку лекарств и медизделий учитывали в СГОЗ при расчёте объёма закупок у СМП. |
Заказчики применяют новое правило при сдаче отчётов за 2022 и 2023 годы при расчёте объёма закупок у СМП. Правило действует для закупок федеральных и региональных органов власти, подведомственных им учреждений и предприятий, а также муниципальных медорганизаций. |
Вы сможете выбрать только актуальные для вас темы.